Ирина Низамутдинова
Конспект НОД в подготовительной группе 6–7 лет «Возвращение пешек»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«МБДОУ «Д/С № 8»
Г. Сатка Челябинской области»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
(6 – 7 лет)
на тему «Возвращение пешек»
Шахматный всеобуч
Воспитатель: Низамутдинова Ирина Фанилевна
2018 г.
Тема: «Возвращение пешек»
Возраст: 6-7 лет
Тип занятия: комплексное
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе 6–7 лет „Возвращение пешек“» размещена в разделах
Вид занятия: игровой
Форма занятия: фронтальное
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о пешке, как шахматной фигуре.
Образовательные задачи:
-Продолжать учить играть шахматными фигурами.
- Систематизировать знания детей о шахматной фигуре пешке. Закреплять названия других шахматных фигур.
-Закрепить навыки счета, названия геометрических фигур.
-Формировать знания детей о правилах поведения в лесу, вспомнить диких животных, насекомых.
-Закреплять знания о государственном празднике 23 февраля.
Развивающие задачи:
- Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
-Развивать связную речь, мышление, внимание, память. Развивать пространственное ориентирование
-Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
-Заинтересовывать самостоятельным решением задач познавательного и творческого характера.
Воспитательные:
-Воспитывать личностные качества у каждого ребё нка: устойчивость,
интереса к шахматам,целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность, желание помогать тем, кто оказался в беде.
-Воспитывать патриотические чувства
Интеграция образовательных областей
Предварительная работа: знакомство с шахматной фигурой пешкой, беседы, игры, сравнение с другими фигурами.
Методы и приё мы:
Словесный: : вопросы, беседа, пояснения.
Наглядный: показ, сюрпризный момент.
Игровой; дидактические игры: «Да или нет», «Собери войско», «Разрезные картинки», «Взятие», «Кто вперед», «Секрет»
Практический: решение задач, игры.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая
ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: дидактические
игры, задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение, сюрпризный момент, использование игр, загадок, показ иллюстраций, комментирование, показ иллюстраций, использование игр «Разрезная картинка», «Да или нет», «Собери войско», «Разрезные картинки», «Взятие», «Кто вперед», «Секрет»беседа, создание развивающей среды, постановка проблемного вопроса.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игра, показ, сюрпризный момент, ситуация выбора, физкультминутка, гимнастика для глаз, смена видов деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка.
Создание среды для организации и проведения НОД: геометрические фигуры с наклеенными на них шахматными фигурами, сундук, проектор, экран, запись реплик, ковер самолет, фигурки пешек, карточки с правилами поведения в лесу, шахматные доски, столы, стулья, мольберт, магниты, ноутбук, конверты с разрезными картинками, демонстрационная доска с фигурами шахмат, песочные часы.
Планируемые результаты: дети решают простые логические задачи, умеют давать развёрнутый ответ на вопрос, различают геометрические фигуры, самостоятельно составляют картинки, называют шахматные фигуры, играют по правилам.
Критерии оценки деятельности детей в непосредственно
образовательной деятельности:
Ребенок активно участвует в непосредственно – образовательной
деятельности.
Проявляет инициативу, самостоятельность, взаимодействует со
сверстниками и взрослым.
Личностные: умения детей действовать самостоятельно, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослым, воспитание нравственных качеств.
Интеллектуальные: развитие интереса к игре «Шахматы» ее значимости; развитие понимания о лесе как доме для птиц и животных; умение решать интеллектуальные задачи; расширение и активизация словарного запаса.
Физические: формирование общей культуры поведения и потребности в ЗОЖ.
Ссылки: Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Ход
-Ребята, скажите какой скоро праздник? Что это за праздник (Ответы детей)
-Я знаю одну страну в которой тоже бывают бои. Но немного другие. Вы узнаете, что это за страна если отгадаете загадку.
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
- Это - шахматы. И сегодня мы побываем в шахматной стране!
Слайд 1.
Голосовое сообщение из шахматной страны от короля
«Здравствуйте. Ребята. Моя страна оказалась в беде. Две пешки решили, что они на шахматном поле не нужны, так как они слабые и в игре от них ничего не зависит. Поздно ночью пока все спали они убежали из королевства. Мы их искали, и их следы привели нас в дремучий лес. Ребята, пожалуйста, помогите вернуть их. Нужно объяснить им, что они тоже очень важные фигуры, и мы не сможем выиграть ни одно сражение без них».
-Ребята, поможем королю?
-Ребята, а мы тоже ведь не сможем пройти сквозь дремучий лес. А что же делать?
-Кажется, я знаю выход. У меня есть ковер самолет. Давайте, возьмем его и полетим.
(Достают из сундука ковер самолет, разворачивают). В нем вырезаны геометрические фигуры.
-Ой, ребята, случилась беда, ковер кто-то испортил. Как вы думаете, кто это мог сделать? (Ответы детей)
-Но у нас есть заплатки. Мы его залатаем, если правильно выполним все задания. Давайте, сосчитаем сколько заплаток нам нужно и каких по форме. (Ответы детей)
-Всего 10 заданий
1фигура. (Экран)
Беседа о правилах поведения в лесу
- А как себя нужно вести в лесу? (не шуметь, не кричать, не пугать лесных обитателей, не мусорить, не разводить костер, не разорять жилища животных, не ломать веток, не вытаптывать траву, не трогать животных и насекомых, это может быть опасным и т. д.)
2 фигура (Демонстрационная доска)
Игра «Секрет». Секретная фигура пешка.
3 фигура
Игра «Да или нет».
- Я буду называть предложения, а вы отвечать да или нет.
1. Пешка ходит назад? (нет)
2. Пешка бьет прямо? (нет)
3Пешка бьет наискосок? (да)
4 Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути, можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа (Нет)
5 Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё? (Да)
6 Пешек всего черных и белых 8? (нет)
7 Пешек всего черных и белых 16? (да)
8 Пешка сильная фигура? (нет)
9 Пешка слабая фигура? (да)
4 фигура
«Разрезные картинки» в какие фигуры может превратится пешка
5 фигура
Физминутка. «Собери войско»
6 фигура
Игра в парах «Взятие»
7 фигура
«Кто вперед»
8 фигура
«Магазин»
9 фигура
Логические задачи
10 фигура
«Мат в 2 хода»
Загадка
Шагаем лишь вперед, а не наоборот.
По чину нам положен один короткий шаг.
Зато назад не может нас передвинуть враг. (пешка)
- молодцы! А теперь занимайте свои места и полетели.
Дети садятся на ковер самолет и возвращают пешек.
Слайд Дремучий лес.
(Они благодарят детей. Уходят.)
Итог занятия. Вспомнили чем занимались. За спасение пешек король благодарит детей и вручает им медали за отличные знания.