Валентина Иосифовна Шабаева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной группе 2.
Тема: «Перелётные птицы».
Цель: расширять, закреплять, уточнять и активизировать словарный запас по теме «Перелётные птицы».
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Задачи:
1. Формировать умение составлять сложносочинённые предложения с союзом а по схеме.
2. Упражнять в составлении рассказа по предметно-графическому плану.
3. Совершенствовать навыки фонематического и слогового анализа и синтеза, навыки чтения.
4. Закреплять умения подбирать слова, обозначающие признаки, действия.
5. Уточнить представления детей о весне и весенних признаках.
6. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Мнемотаблица по теме «Весна»; изображение «птичьих следов»; макет дерева и скворечника; предметные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц; рисунки для обведения птиц по точкам; разрезные картинки птиц; предметно – графический план к рассказу «Как дрозд спас своих птенцов»; схема сложносочинённого предложения с союзом а; фонограмма с голосами птиц.
Ход.
I. Организационный момент.
Педагог. Ребята, какое время года наступило? (Весна).
- Посмотрите на таблицу (нарисовано солнце, капельки, подснежники, ветка дерева с набухшими почками, поющая птичка, медведь) и составьте предложения на тему «Что бывает весной?». (Дети, опираясь на рисунки мнемотаблицы, составляют предложения о весне).
II.Основная часть.
1. Знакомство с темой.
Педагог.
- Сегодня мы с вами будем говорить, а вот о ком, вы мне скажите. (Включает запись с голосами птиц).
- Правильно, мы будем говорить о перелётных птицах.
- Посмотрите, кто оставил следы на полу? (Птицы).
- Давайте посмотрим, куда они ведут? (Ребёнок идёт по следам, выходит к скворечнику).
2. Беседа о скворцах, подбор признаков.
- Что это? (Скворечник).
- Кто поселился в скворечнике? (Скворец).
- Почему люди вешают скворечники в садах? (Чтобы в них поселились птицы).
- Зачем птицы нужны саду? (Они уничтожают вредных насекомых).
- Как люди должны относиться к птицам? (Бережно).
Педагог показывает карточку - символ для обозначения слов-признаков.
- Ребята, что обозначает этот символ? (Слова-признаки).
- Подберите слова-признаки к слову скворец. (Чёрный, голосистый, звонкоголосый, шустрый, ловкий, красивый.)
(Картинка с изображением скворца занимает место на дереве).
3. Отработка звукопроизношения в чистоговорке, подбор действий.
Педагог. Вот ещё одна птица прилетела в наш сад. А какая эта птица, вы узнаете, если разгадаете ребус.
- Молодцы, конечно, это грач.
- Послушайте чистоговорку, её нужно произнести на одном выдохе.
Ой, качи, качи, качи!
Мы - грачата, мы - грачи,
Мы - грачата, мы - грачи,
Ой, качи, качи, качи!
(Дети повторяют хором и индивидуально).
(Картинка с изображением грача занимает место на дереве).
4. Коммуникативная игра «Дрозд».
Под спокойную музыку дети шагают на месте, в конце останавливаются, поворачиваются друг к другу.
Дети.
Показывают сначала на себя, потом на товарища.
Я – дрозд, и ты – дрозд.
Прикасаются к своему носу, затем к носу своего товарища.
У меня нос, и у тебя нос.
Круговыми движениями гладят сначала свои щёки, затем щёки партнёра.
У меня гладкие, и у тебя гладкие.
Указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот партнёра по паре.
У меня сладкие, и у тебя сладкие.
Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища.
Я – друг, и ты друг.
Нам хорошо!
Обнимаются.
5. Составление сложносочинённого предложения по схеме.
Педагог. Кто из перелётных птиц нас порадует пением в саду, вы узнаете, выполнив следующее задание.
У вас на столах лежат конверты и листочки. Мальчики возьмите конверты, а девочки листочки. Посмотрите их.
Задание: мальчики соберите из частей птицу, а девочки обведите карандашом птицу.
(Дети на фоне фонограммы голосов птиц рисуют и складывают птицу).
Педагог. - Какую птицу сложили мальчики? (Соловья).
- Какую птицу обводили девочки? (Дрозда).
Составьте предложение по схеме о том, что делали мальчики и что делали девочки.
(Мальчики собирали соловья, а девочки обводили дрозда).
(Картинки с изображением соловья и дрозда занимают место на дереве).
6. Закончи предложение.
Педагог. – Ребята, у вас на столах лежат карточки с текстом и картинки с изображением птиц. Посмотрите их.
Задание.
На карточках напечатано часть предложения, а вторую часть предложения вы должны придумать сами, используя картинку. Работать будем парами: один читает, а другой придумывает вторую часть предложения.
*Осенью аист улетает, а… ворона остаётся зимовать.
*Дятел живёт в дупле, а… грач живёт в гнезде.
*Утка ходит, а … воробей прыгает.
*Скворец перелётная птица, а…синица зимующая.
*Цапля живёт на болоте, а… клёст обитает в лесу.
*Снегирь любит рябину, а… грач ест червяков.
*Соловей поселился в гнезде на дереве, а… скворец живёт в скворечнике.
*Ласточка свила гнездо под крышей дома, а… аист поселился в гнезде на крыше.
7. Игровой массаж.
Педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения.
Вот глаза у нас какие:
Голубые, голубые.
(Прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза).
Носик - пуговкой у нас,
(Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему газа).
Брови – ниточкой у глаз.
(Движения газами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую).
Ушки маленькие.
(Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей).
Губки аленькие.
(Облизываем губы по часовой стрелке).
Щёчки,
(Мягкие поглаживания по щекам).
Шейка,
(Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника).
Лобик,
(Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны).
Рот,
(Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке).
И наш пухленький живот.
(Поглаживание по часовой стрелке).
8. Составление рассказа по предметно-графическому плану.
(На доске висит предметно-графический план).
Педагог.
- Посмотрите на доску. Вам нужно придумать рассказ по картинному плану «Как дрозд спасал своих птенцов от кота». Предложения в рассказе должны быть длинными, правильно построенными. Составлять рассказ будем по цепочке.
(Дети, опираясь на картинки плана, составляют предложения по цепочке).
*Весной дрозд свил на дереве гнездо.
*Скоро в гнезде у дрозда и дроздихи появились маленькие птенцы.
*Птенцов заметил старый, хитрый кот Васька.
*Он влез на дерево, когда в гнезде не было взрослых птиц, и стал пробираться к птенцам.
*В это время вернулся папа дрозд и защитил своих птенцов.
*Дрозд стал махать крыльями, клевать кота, громко кричать.
*Кот очень испугался с и шумом упал с дерева на землю.
III. Итог.
Беседа по вопросам.
- Где была прогулка?
- За кем наблюдали в саду?
- Каких перелётных птиц вы видели?
- С какими трудностями вы встретились?
Литература.
1. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Детство-Пресс, 2005.
2. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика». №6/2008г.
3. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. Обучение грамоте детей с нарушением речи «Ступеньки к школе». Творческий центр. Москва 2000г.