Светлана Мурашева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знай и выполняй правила уличного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
«Безопасность»
- расширять представления детей о безопасном поведении на дорогах, правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на улице;
- развивать умение детей видеть то, что представляет опасность для жизни и здоровья;
- закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу, и закрепить правила светофора;
-закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков.
«Коммуникация»
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Знай и выполняй правила уличного движения“» размещена в разделах
-обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
«Чтение художественной литературы»
-формировать умения внимательно и заинтересованно слушать стихотворения, запоминать загадки.
Социализация:
-развивать игровую деятельность детей;
-формировать желание действовать с разнообразными дидактическими (компьютерными) играми.
Способы организации детей:
полукругом, сидя, стоя.
Развивающая среда:
демонстрационный:
игра, конверты, иллюстрации с изображением патрульной машины, патрульного вертолёта, патрульный мотоцикл, иллюстрации улиц города, макет с изображением улицы, маленькие машинки, мелкие игрушки – дети, дорожные знаки, фланелеграф (элементы дороги - тротуар, проезжая часть, поребрик, (поребрик это иное название бордюра, разделительная полоса, коляска с куклой, трёхколёсный велосипед, иллюстрации с правилами поведения на улице, большие знаки – наземный, подземный, пешеходный переход, жезл, ноутбук, видеофильм, подарок инспектору ДПС.
раздаточный:
дорожные знаки, элементы дороги
Словарная работа:
проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, «Зебра», светофор, подземный, надземный переход, транспорт, проезжая часть, пешеход, правила дорожного движения.
Ход НОД:
1. Открытый вход в деятельность -1 мин.
Дети играют в настольные игры «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе появилась новая игра, называется «Азбука пешехода».
2. Вводно-организационный -1 мин.
Воспитатель открывает коробку и понимает, что игру прислал инспектор ДПС, в коробке находятся конверты и письмо.
Воспитатель : Дети, я хочу показать вам новую игру, называется «Азбука пешехода», прислал её инспектор ДПС. Хотите открыть её и прочитать правила игры? (Воспитатель открывает игру и видит там письмо и конверты. Открывает письмо и говорит детям, что инспектор предлагает лучше узнать наш город, прогуляться по нему, ответить на вопросы, вспомнить правила поведения на улице).
3. Мотивация на деятельность- 2 мин.
А вот о каких правилах идёт речь, вы узнаете из стихотворения:
Воспитатель :
По городу, по улице не ходят просто так
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд.
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Скажите, о каких правилах идёт речь в стихотворении? (о правилах дорожного движения)
Ребё нок:
Очень важная наука –
Правила движения.
И должны их соблюдать
Все без исключения.
Воспитатель:
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, над головой,
Знаки развешаны над мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Воспитатель показывает картинки улиц города.
Основной этап
Расширение имеющихся знаний-20 мин.
Ребята, посмотрите на картинки, дома такие большие и их много, улица длинная и широкая. А мы — такие маленькие по сравнению с домами. Поэтому мы с вами должны знать, для чего предназначена улица, как вести себя на ней, чтобы с нами не случилась беда.
На какие части она делится?
Как называют людей, идущих по улице?
Как пешеход должен идти по улице?
Где люди могут переходить проезжую часть?
Как узнать, где переход?
Для чего нужны «зебра» и «островок безопасности»?
Мы, конечно, будем стараться ответить на эти вопросы, но кто же нам подскажет правильные ответы? Вот хорошо бы, если к нам пришёл этот инспектор дорожно-патрульной службы. У меня есть его номер телефона. Хотите позвоним и я попрошу приехать к нам в детский сад CБ.? (ставлю громкую связь).
С. Б. здравствуйте, очень рады слышать Вас, мы получили от вас игру с вопросами и хотим ответить на них, приглашаем Вас приехать в детский сад и оценить наши знания. Мы вас ждём.
Воспитатель: дети, С. Б. сейчас приедет. Он инспектор ДПС ГИБДД. Инспекторы ДПС стоят на постах, патрулируют улицы на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. На своей патрульной машине со светящейся лампочкой- "мигалкой" он может задержать любого нарушителя, догнать любого лихача.
-Инспектора внимательно следят за движением на дорогах за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным.
- Такая у автоинспектора работа - смотреть за тем, чтобы люди и автомобили на дороге не пострадали.
Входит С. Б. здоровается.
Воспитатель: С. Б., мы говорили о Вас, какую службу Вы несёте, об улице, о правилах дорожного движения.
-Дети, посмотрите на этот макет- это одна из улиц г. Серпухова, может быть кто-нибудь узнает на нём свой дом? Здесь столько дорог, перекрёстков, на тротуаре стоят дети и не знают, где им перейти улицу. Как им помочь? Чего-то не хватает на нашей улице. Как вы думаете?
Дети : знаков!
С. Б. : Надо расставить знаки по своим местам и тогда машины и пешеходы свободно будут передвигаться по улицам родного города.
С. Б. : Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет!
Воспитатель :
А сейчас начинаем открывать первый конверт, свой видео вопрос задаёт заместитель заведующего по безопасности детского сада. (запись)
Полоса земли такая,
Где движенье не смолкает,
Там, где правил строгих много,
Называется. (дорога).
Назовите элементы дороги и соберите ее на доске (тротуар, проезжая часть, бордюр, разделительная полоса).
2-ой вопрос
Скажите, кто является участником дорожного движения?
(Водители, пешеходы, пассажиры.)
Воспитатель: СБ. Справились ли дети с вопросами?
СБ. : Молодцы. Всё правильно.
Воспитатель: Вот конверт от родителей. Родители предлагают нам проблемную ситуацию. Ира везет коляску с куклой. Сережа едет на трехколесном велосипеде. Мама ведет за руку Аленку (разыграть ситуацию в группе).
Вопрос: Кто из них пассажир, а кто пешеход? Кого называют пассажирами, а кого — пешеходами? (Ответы детей.)
Воспитатель: СБ, прокомментируйте ответы детей. Правильно ли дети ответили?
Воспитатель: Следующий конверт от заведующего детским садом
Т. С. Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет нас от страшного несчастья, бережет жизнь, но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет переходить улицу смело.
Вопрос: Вспомните и назовите основные правила поведения на улице. (Ответы детей. Можно ставить картинки с ответами)
Воспитатель: а теперь конверт с вопросом от мамы Надежды Ивановны.
Дома для нас вы просто дети —
Маши, Насти, Ромы, Пети.
По дороге же идет
Не ребенок — пешеход.
Мама просит, чтобы мы показали знаки, обозначающие пешеходные переходы и назвали их виды.
СБ : Будьте внимательны!
Дети: наземный, надземный, подземный.
Воспитатель: Н. И. спрашивает, какие стихи вы знаете о пешеходных переходах?
1-й ребенок.
Пешеходный переход
От беды тебя спасет:
И наземный, и надземный,
И, конечно же, подземный.
Знай, подземный переход —
Самый безопасный.
Вот! Запомни с самых малых лет,
Пусть знают все друзья,
Что там, где перехода нет,
Переходить нельзя!
Я примерный пешеход,
Знаю я про переход.
Где попало не пойду,
Чтобы не попасть в беду.
2-й ребенок.
Зебра в Африке живет,
Полосата очень,
Воду пьет, траву жует,
Порезвиться хочет.
А на улице у нас,
Здесь, у перекрестка,
Точно зебра, в самый раз —
Переход в полоску.
Хотя «зебра» не живая
И не в Африке живет,
Но она всегда укажет
Пешеходный переход.
Динамическая пауза -1 мин. (Физкультминутка «Светофор»)
В светофор мы поиграем, (Дети хлопают в ладоши).
Раз, два, три, четыре, пять.
Предлагаю всем Вам встать. (Дети встают, ходьба на месте маршируя).
Красный свет нам «Стой!» кричит, (Дети стоят на месте).
Ждать зеленого велит.
Вот и желтый загорелся, (Рывки руками под грудью).
Приготовиться пора
Руки, ноги, разогреем
Начинаем детвора! (Приседания).
Вот зеленый загорелся, (Руки поднять вверх).
Можно нам идти вперед, (Ходьба на месте маршируя).
Будь смелее пешеход.
Воспитатель: Дети, мы ответили на все вопросы, и теперь мы ждём вопрос от СБ.
С. Б. : Полон движения перекресток, и очень сложно отрегулировать порядок на дороге.
Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Вопрос: расскажите, ребята, о работе регулировщика и объясните значение его жестов. (Ответы детей.)
Практическая работа-3-мин.
- Если регулировщик стоит прямо, лицом к пешеходам, а его жезл опущен или руки разведены в стороны - это означает то же, что и красный сигнал светофора. Движение спереди и сзади регулировщика - запрещено.
- Что означает этот жест? "Стой!"
- Покажи жестом сигнал "Стой!"
Он поднял жезл вверх. Этот жест соответствует желтому сигналу светофора. Движение со всех сторон - запрещено.
- Что означает этот жест? - "Внимание".
- Покажи жестом сигнал "Внимание"
- Если путь свободен, регулировщик опускает жезл и поворачивается боком. Этот жест соответствует зеленому сигналу светофора.
- Что означает этот жест? "Иди".
- Покажи жестом сигнал "Иди"
Воспитатель: Таким образом, жезлом регулировщик показывает, когда начать движение транспорту и когда переходить улицу пешеходам. Он ведет важный разговор со всеми машинами, и со всеми пешеходами. Поэтому жесты регулировщика надо хорошо знать и помнить.
СБ. : Мы сегодня с вами говорим о водителях, пешеходах и пассажирах. А вы когда-нибудь являлись пассажирами? На каком транспорте вы ездили?
(автобусах, поездах, трамваях, машинах)
- А вы знаете правила, которые должен соблюдать пассажир автомобиля?
(ответы детей)
Я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Правила поведения в машине» и сделать для себя выводы.
СБ. : Дети до 12 лет должны находиться в удерживающем кресле и быть пристёгнутыми ремнем безопасности.
СБ. Да, молодцы, дети. Многому вы научились в детском саду. Но я с вами хочу ещё провести одну игру, которая называется «Это я, это я это все мои друзья»
С. Б. Кто из вас идёт вперёд только там где переход?
Дети: Это я.
С. Б. Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
Дети молчат.
С. Б. Знает кто, что свет зеленый означает: путь открыт? А что желтый свет всегда нам о вниманье говорит?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья.
СБ. Знает кто, что красный свет — это значит хода нет?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья.
СБ. Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
Дети (молчат.)
СБ. : Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Открытый выход деятельности. - 2 мин.
(итог НОД).
Воспитатель: Спасибо, СБ. за то, что проверили знания детей по ПДД, вы подтверждаете, что детей можно отправлять в школу?
СБ. : Да. Молодцы! Сейчас вы ходите в детский сад вместе с родителями, а на скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам и переходить дорогу самостоятельно. Как вы знаете, по улицам и по дорогам движется много машин, и если не знать правил дорожного движения, то можно попасть в беду.
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы успешно справились со всеми заданиями. Вы, сегодня показали прекрасные знания законов улиц и дорог! Всё это вам поможет в жизни быть примерными пешеходами. Будьте внимательны на дорогах и улицах города. И чтобы в жизни для вас всегда горел зелёный свет!
Благодарю вас за хорошее знание ПДД.
Спасибо, вам, ребята, спасибо С. Б, всем кто прислал нам задания. До свидания С. Б!
Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-96 с покаж
а
СаулинаТ. Ф. «Три сигнала светофора.
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения» Москва, 2010
Москва,2010 год