Полянская Наталья Владимировна
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почему айсберги не тонут?»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЁМУШКА»
ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
Воспитатель:
Наталья Владимировна Полянская Первая квалификационная категория
Тема: ««Почему айсберги не тонут?»
Цель – обеспечить развитие познавательного интереса.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное».
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Почему айсберги не тонут?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» - систематизировать знания детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности.
Образовательная область «Речевое развитие» - помочь понять смыл выражения «крыша – толстое стекло»; обогащение лексики словами признаками, родственными словами.
Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - способствовать формированию доброжелательного отношения друг к другу; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнения партнера.
Виды деятельности : познавательно – исследовательская, восприятие, художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная.
Методы и приемы:
- наглядный (показ картины);
- словесный (загадывание загадки, беседа);
- практический (проведение опытов, физкультминутка, игра).
Формы организации: фронтальная.
Средства обучения: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.
Предварительная работа: беседы о воде как природном ресурсе. Чтение стихов о воде; энциклопедии «Чудо повсюду» Т. Нуждиной; загадывание загадок. Игры «Ручеек», «Мы – капельки»; экспериментирование с водой; рассматривание глобуса.
ООД
Организационная часть
На столе стоит тазик с водой в нем плавает золотая рыбка.
Воспитатель. Дети, к нам приплыла рыбка. Что она принесла? (Читает загадку)
"Рыбам зиму жить тепло
Крыша - толстое стекло" (Лед)
- О чём эта загадка? (Лед). Правильно.
- Как, вы, догадались? («Крыша — толстое стекло - это лед на реке).
- Ребята, а как же зимуют рыбы? (В воде, подо льдом).
Беседа. Воспитатель предлагает взять лед в руки.
Воспитатель. Ребята, когда вы берете лед в руки, что чувствуют ваши пальчики? (Лед холодный, хрупкий, скользкий, мокрый).
- Ребята скажите, а почему лед сравнивают со стеклом? (Потому что он прозрачный).- А почему его нельзя вставить в окно? (Он растает).
- Вспомните, в какой сказке у лисы была избушка ледяная? (В сказке «Заюшкина избушка»)
- Чем была хороша избушка у лисы? (Красивая, прозрачная).
- А чем она оказалась плоха, когда пришла весна? (Она растаяла).
- А почему она растаяла? (Стало пригревать солнце). Ребята, как мы можем убедиться, что лед тает? (Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.)
- Как ускорить этот процесс? (Поставить на батарею)
Опытно – экспериментальная работа
- Ставим лед в блюдце на батарею.
(Дети приходят к выводу, что от тепла лед начал таить).
Воспитатель. Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.
- Имеет ли вода форму? (Вода имеет форму сосуда, в который она налита).
- Имеет ли форму лед?
Опыт.
- У каждого из вас есть кусочки льда, они разные по форме и по размеру, давайте разложим их в разные ёмкости. (Дети раскладывают кусочки льда в емкости).
- Скажите, ребята, а меняет ли лед форму? (Лед форму не меняет).
- Как вы его раскладывали? (Брали его рукой).- А воду можно взять рукой и разложить?
- Лед не меняет своей формы, куда бы мы его ни положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место.
- Ребята, как вы думаете, что такое лед? (Лед - это вода только в твердом состоянии, замороженная).
Физкультминутка «Дождь»
Капля – раз, капля – два, очень медленно сперва. (Хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом. (Бег)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять, (Хлопки руками на каждое слово)
Кап – кап, кап – кап, (Свободное движение пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.
(Соединить руки над головой)
Воспитатель. Скажите, что с водой происходит зимой? (Она замерзает, превращается в лед.)
Дидактическая игра «Родственные слова»
Воспитатель. Давайте поиграем и придумаем родственные слова к слову лед, (Ледяной, ледянка, ледышка, льдинка, ледовый). (Аналогично придумывают родственные слова к слову вода).
Воспитатель. Ребята, как, вы, думаете, где на Земле больше всего льда?
(Воспитатель обращает внимание детей на глобус и продолжает рассказывать).
Воспитатель. Посмотрите на глобус. Очень много льда в Арктике и Антарктике. А самый большой ледник в мире - ледник Ламберта в Антарктике.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как ведут себя ледники под солнечными лучами солнца? (Тают).
Воспитатель. Правильно, они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Антарктическое лето короткое и не жаркое.
- Ребята, слышали ли вы что – то об айсбергах? (Нет).
Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море. Воспитатель. Как вы думаете, что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? (Ответы детей).
Опыт. Давайте проверим. Берите кусочки льда и опускайте их в воду. - Что происходит? (Лёд не тонет).- Почему лёд не тонет? (Лёд легче воды). Выталкивающая сила воды больше веса? Почему не тонут айсберги? (Ответ детей.) (Показ картинки.) Воспитатель. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море несколько лет, постепенно тают, дробятся на мелкие части. - Как, вы, думаете, опасны ли айсберги? (Да). - Для кого? (Айсберги большую опасность представляют для кораблей) (показ картинки).
Воспитатель. Давно, почти сто лет назад столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Рефлексия. Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали? Что хотите еще интересного узнать? (Ответы детей). Рыбка дарит вам интересную энциклопедию. Из нее вы много узнаете об айсбергах и льдах.
Тема: «Путешествие Капельки»
Цель – продолжать обеспечивать развитие познавательного интереса.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое», «Социально – коммуникативное».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» - систематизировать знания детей о воде, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; помочь понять, что такое круговорот воды в природе.
Образовательная область «Речевое развитие» - активизировать словарь детей словами: круговорот воды в природе, карта мира.
Образовательная область «Физическое развитие» - способствовать развитию слухового и зрительного внимания, формированию навыка ориентировки в пространстве.
Образовательная область «Художественно – эстетическое» - подвести к мысли правильно держать карандаш.
Образовательная область «Социально – коммуникативная» - подвести к мысли безопасного поведения при выполнении опыта; вызвать желание у детей объяснять простые опыты.
Виды деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная.
Методы и приемы:
- словесный (игра «Загадки и отгадки», игра «Что было бы, если не было воды?; рассказ);
- практический (физкультминутка «Ходят капельки по кругу», проведение опытов, работа с картой, мнемотаблицей);
- наглядный (презентация).
Формы организации: фронтальная.
Средства обучения: персонаж «Капелька», глобус, карта мира, проектор, тетради на каждого ребенка, карандаши; мнемотаблица.
Предварительная работа. Беседы о воде как природном ресурсе, загадывание загадок, экспериментирование с водой, чтение стихов о воде, инее, росе, дожде, снеге; рассматривание глобуса.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель загадывает загадку детям
В мире и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
- Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (О воде).
Мотивационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня в гости к нам пришла «Капелька» и предлагает нам отправиться в небольшое путешествие. (Показывает глобус). Вы уже знаете, что это? (Глобус).
Воспитатель. Глобус - это модель земного шара, если смотреть из космоса, то так выглядит наша Земля. А теперь посмотрите на карту мира. Что на карте изображено голубым цветом? (Реки, моря, океаны). Вода занимает 3/ 4 части Земли. Только благодаря такому количеству воды на планете возможна жизнь. Вода большая труженица и помощница человека.
- Кому же нужна вода? (Человеку, животным, растениям, рыбам).
- Может ли человек прожить без воды? А растения? (Они сразу погибнут).
- Как люди используют воду в быту? (пьют, варят еду, стирают и т. д.).
- Можно ли пить воду из моря и океана и почему? (Нельзя, она соленая)
- Какую воду можно пить? (Пресную).
Давайте поиграем в игру «Что было бы, если бы не было воды» :
- земля была бы сухая;
- не выросли бы растения;
- не было бы животных, насекомых, рыб;
- не было бы жизни на Земле.
В народе существует много пословиц и поговорок о воде. Давайте вспомним их. Я буду начинать, а вы заканчивать.
1. Вода и мельницу … (ломает).
2. Дождь прибивает, а солнышко (поднимает).
3. Каждая река к морю… (тянется).
4. Рыбки гуляют только в воде, и не гуляют (нигде).
Игра «Загадки – отгадки»
А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, во что может превращаться волшебница – вода.
(Загадывание загадок сопровождается показом иллюстраций)
1. Что за звездочки такие на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке (снежинка)
2. Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем
Ищем, ищем не найдем (роса)
3. Говорю я брату:
«Ох, с неба сыплется горох,
Вот чудак,- ответил брат
Твой горох – ведь это (град)
4. В огне не горит,
В воде не тонет (лед)
5. На дворе – горой,
А в избе – водой (снег).
6. Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмешь,
И домой не принесешь (туман).
7. Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой,
На ветвях висит зимой,
А весною на весу
Превращается в росу (иней).
Воспитатель. Перечислите, ребята, во что вода – волшебница умеет превращаться. (Туман, иней, лед, дождь, град, росу, снег).
Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».
Вставайте ребята в круг, наша гостья «Капелька» хочет поиграть с нами. Представьте себе, что вы все капельки, а я – мама Тучка.
- Идите, капельки, отдохните, а потом быстро к маме – Тучке бегите.
Капельки прыгают по земле, скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались они все вместе и поплыли веселым ручейком (по два человека, встретились ручейки и стали большой рекой (в одну цепочку). Текла – текла речка и попала в море (двигаемся по кругу). Плавали - плавали капельки и вспомнили, что их ждет мама – Тучка. Тут выглянуло солнышко, пригрело их своими лучами, потянулись капельки к солнышку – и вернулись к маме – Тучке.
Воспитатель. Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Как, вы, думаете, почему же тогда вода в реках не кончается? (Варианты ответов детей).
- Как река пополняет свои запасы? (Ответы детей).
Опытно – экспериментальная работа
Воспитатель. Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.
(Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.)
Воспитатель. Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике – мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар). Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.
Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом.
Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)
Воспитатель. Вот так происходит и в природе. (Показ слайда «Круговорот воды в природе».)
Работа по слайду «Круговорот воды в природе»
Капелька. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что нагрелась в вашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара, мы, крошечные, невидимые капельки влаги поднимаемся в воздух. У поверхности воды воздух теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако.
- Ребята, кто может рассказать, как образуются снежинки? (Рассказы детей).
Капелька. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.
Самостоятельная работа детей.
Детям предлагается самостоятельно рассмотреть схему, заполнить мнемотаблицу «Приключение Капельки» и по памяти зарисовать ее.
Рефлексия.
В заключение воспитатель читает стихотворение Н. А. Рыжовой.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает - и снова в поход.
По горным вершинам
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница - наша вода.