МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почему айсберги не тонут?»

Полянская Наталья Владимировна
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почему айсберги не тонут?»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЁМУШКА»

ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

Воспитатель:

Наталья Владимировна Полянская Первая квалификационная категория

Тема: ««Почему айсберги не тонут

Цель – обеспечить развитие познавательного интереса.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное».

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Почему айсберги не тонут?“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» - систематизировать знания детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности.

Образовательная область «Речевое развитие» - помочь понять смыл выражения «крыша – толстое стекло»; обогащение лексики словами признаками, родственными словами.

Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - способствовать формированию доброжелательного отношения друг к другу; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнения партнера.

Виды деятельности : познавательно – исследовательская, восприятие, художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная.

Методы и приемы:

- наглядный (показ картины);

- словесный (загадывание загадки, беседа);

- практический (проведение опытов, физкультминутка, игра).

Формы организации: фронтальная.

Средства обучения: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.

Предварительная работа: беседы о воде как природном ресурсе. Чтение стихов о воде; энциклопедии «Чудо повсюду» Т. Нуждиной; загадывание загадок. Игры «Ручеек», «Мы – капельки»; экспериментирование с водой; рассматривание глобуса.

ООД

Организационная часть

На столе стоит тазик с водой в нем плавает золотая рыбка.

Воспитатель. Дети, к нам приплыла рыбка. Что она принесла? (Читает загадку)

"Рыбам зиму жить тепло

Крыша - толстое стекло" (Лед)

- О чём эта загадка? (Лед). Правильно.

- Как, вы, догадались? («Крыша — толстое стекло - это лед на реке).

- Ребята, а как же зимуют рыбы? (В воде, подо льдом).

Беседа. Воспитатель предлагает взять лед в руки.

Воспитатель. Ребята, когда вы берете лед в руки, что чувствуют ваши пальчики? (Лед холодный, хрупкий, скользкий, мокрый).

- Ребята скажите, а почему лед сравнивают со стеклом? (Потому что он прозрачный).- А почему его нельзя вставить в окно? (Он растает).

- Вспомните, в какой сказке у лисы была избушка ледяная? (В сказке «Заюшкина избушка»)

- Чем была хороша избушка у лисы? (Красивая, прозрачная).

- А чем она оказалась плоха, когда пришла весна? (Она растаяла).

- А почему она растаяла? (Стало пригревать солнце). Ребята, как мы можем убедиться, что лед тает? (Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.)

- Как ускорить этот процесс? (Поставить на батарею)

Опытно – экспериментальная работа

- Ставим лед в блюдце на батарею.

(Дети приходят к выводу, что от тепла лед начал таить).

Воспитатель. Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.

- Имеет ли вода форму? (Вода имеет форму сосуда, в который она налита).

- Имеет ли форму лед?

Опыт.

- У каждого из вас есть кусочки льда, они разные по форме и по размеру, давайте разложим их в разные ёмкости. (Дети раскладывают кусочки льда в емкости).

- Скажите, ребята, а меняет ли лед форму? (Лед форму не меняет).

- Как вы его раскладывали? (Брали его рукой).- А воду можно взять рукой и разложить?

- Лед не меняет своей формы, куда бы мы его ни положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место.

- Ребята, как вы думаете, что такое лед? (Лед - это вода только в твердом состоянии, замороженная).

Физкультминутка «Дождь»

Капля – раз, капля – два, очень медленно сперва. (Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять, (Хлопки руками на каждое слово)

Кап – кап, кап – кап, (Свободное движение пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.

(Соединить руки над головой)

Воспитатель. Скажите, что с водой происходит зимой? (Она замерзает, превращается в лед.)

Дидактическая игра «Родственные слова»

Воспитатель. Давайте поиграем и придумаем родственные слова к слову лед, (Ледяной, ледянка, ледышка, льдинка, ледовый). (Аналогично придумывают родственные слова к слову вода).

Воспитатель. Ребята, как, вы, думаете, где на Земле больше всего льда?

(Воспитатель обращает внимание детей на глобус и продолжает рассказывать).

Воспитатель. Посмотрите на глобус. Очень много льда в Арктике и Антарктике. А самый большой ледник в мире - ледник Ламберта в Антарктике.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как ведут себя ледники под солнечными лучами солнца? (Тают).

Воспитатель. Правильно, они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Антарктическое лето короткое и не жаркое.

- Ребята, слышали ли вы что – то об айсбергах? (Нет).

Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море. Воспитатель. Как вы думаете, что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? (Ответы детей).

Опыт. Давайте проверим. Берите кусочки льда и опускайте их в воду. - Что происходит? (Лёд не тонет).- Почему лёд не тонет? (Лёд легче воды). Выталкивающая сила воды больше веса? Почему не тонут айсберги? (Ответ детей.) (Показ картинки.) Воспитатель. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море несколько лет, постепенно тают, дробятся на мелкие части. - Как, вы, думаете, опасны ли айсберги? (Да). - Для кого? (Айсберги большую опасность представляют для кораблей) (показ картинки).

Воспитатель. Давно, почти сто лет назад столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Рефлексия. Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали? Что хотите еще интересного узнать? (Ответы детей). Рыбка дарит вам интересную энциклопедию. Из нее вы много узнаете об айсбергах и льдах.

Тема: «Путешествие Капельки»

Цель – продолжать обеспечивать развитие познавательного интереса.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое», «Социально – коммуникативное».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» - систематизировать знания детей о воде, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; помочь понять, что такое круговорот воды в природе.

Образовательная область «Речевое развитие» - активизировать словарь детей словами: круговорот воды в природе, карта мира.

Образовательная область «Физическое развитие» - способствовать развитию слухового и зрительного внимания, формированию навыка ориентировки в пространстве.

Образовательная область «Художественно – эстетическое» - подвести к мысли правильно держать карандаш.

Образовательная область «Социально – коммуникативная» - подвести к мысли безопасного поведения при выполнении опыта; вызвать желание у детей объяснять простые опыты.

Виды деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная.

Методы и приемы:

- словесный (игра «Загадки и отгадки», игра «Что было бы, если не было воды?; рассказ);

- практический (физкультминутка «Ходят капельки по кругу», проведение опытов, работа с картой, мнемотаблицей);

- наглядный (презентация).

Формы организации: фронтальная.

Средства обучения: персонаж «Капелька», глобус, карта мира, проектор, тетради на каждого ребенка, карандаши; мнемотаблица.

Предварительная работа. Беседы о воде как природном ресурсе, загадывание загадок, экспериментирование с водой, чтение стихов о воде, инее, росе, дожде, снеге; рассматривание глобуса.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель загадывает загадку детям

В мире и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

- Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (О воде).

Мотивационный момент.

Воспитатель. Ребята, сегодня в гости к нам пришла «Капелька» и предлагает нам отправиться в небольшое путешествие. (Показывает глобус). Вы уже знаете, что это? (Глобус).

Воспитатель. Глобус - это модель земного шара, если смотреть из космоса, то так выглядит наша Земля. А теперь посмотрите на карту мира. Что на карте изображено голубым цветом? (Реки, моря, океаны). Вода занимает 3/ 4 части Земли. Только благодаря такому количеству воды на планете возможна жизнь. Вода большая труженица и помощница человека.

- Кому же нужна вода? (Человеку, животным, растениям, рыбам).

- Может ли человек прожить без воды? А растения? (Они сразу погибнут).

- Как люди используют воду в быту? (пьют, варят еду, стирают и т. д.).

- Можно ли пить воду из моря и океана и почему? (Нельзя, она соленая)

- Какую воду можно пить? (Пресную).

Давайте поиграем в игру «Что было бы, если бы не было воды» :

- земля была бы сухая;

- не выросли бы растения;

- не было бы животных, насекомых, рыб;

- не было бы жизни на Земле.

В народе существует много пословиц и поговорок о воде. Давайте вспомним их. Я буду начинать, а вы заканчивать.

1. Вода и мельницу … (ломает).

2. Дождь прибивает, а солнышко (поднимает).

3. Каждая река к морю… (тянется).

4. Рыбки гуляют только в воде, и не гуляют (нигде).

Игра «Загадки – отгадки»

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, во что может превращаться волшебница – вода.

(Загадывание загадок сопровождается показом иллюстраций)

1. Что за звездочки такие на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке (снежинка)

2. Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем

Ищем, ищем не найдем (роса)

3. Говорю я брату:

«Ох, с неба сыплется горох,

Вот чудак,- ответил брат

Твой горох – ведь это (град)

4. В огне не горит,

В воде не тонет (лед)

5. На дворе – горой,

А в избе – водой (снег).

6. Много этого добра

Возле нашего двора,

А рукою не возьмешь,

И домой не принесешь (туман).

7. Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой,

На ветвях висит зимой,

А весною на весу

Превращается в росу (иней).

Воспитатель. Перечислите, ребята, во что вода – волшебница умеет превращаться. (Туман, иней, лед, дождь, град, росу, снег).

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Вставайте ребята в круг, наша гостья «Капелька» хочет поиграть с нами. Представьте себе, что вы все капельки, а я – мама Тучка.

- Идите, капельки, отдохните, а потом быстро к маме – Тучке бегите.

Капельки прыгают по земле, скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались они все вместе и поплыли веселым ручейком (по два человека, встретились ручейки и стали большой рекой (в одну цепочку). Текла – текла речка и попала в море (двигаемся по кругу). Плавали - плавали капельки и вспомнили, что их ждет мама – Тучка. Тут выглянуло солнышко, пригрело их своими лучами, потянулись капельки к солнышку – и вернулись к маме – Тучке.

Воспитатель. Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Как, вы, думаете, почему же тогда вода в реках не кончается? (Варианты ответов детей).

- Как река пополняет свои запасы? (Ответы детей).

Опытно – экспериментальная работа

Воспитатель. Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

(Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.)

Воспитатель. Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике – мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар). Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.

Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом.

Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Воспитатель. Вот так происходит и в природе. (Показ слайда «Круговорот воды в природе».)

Работа по слайду «Круговорот воды в природе»

Капелька. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что нагрелась в вашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара, мы, крошечные, невидимые капельки влаги поднимаемся в воздух. У поверхности воды воздух теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако.

- Ребята, кто может рассказать, как образуются снежинки? (Рассказы детей).

Капелька. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.

Самостоятельная работа детей.

Детям предлагается самостоятельно рассмотреть схему, заполнить мнемотаблицу «Приключение Капельки» и по памяти зарисовать ее.

Рефлексия.

В заключение воспитатель читает стихотворение Н. А. Рыжовой.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает - и снова в поход.

По горным вершинам

Широким долинам

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта Волшебница - наша вода.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность «Почему апельсины не тонут в воде?» с детьми старшей группы Цель: развитие интересов детей, любознательности, познавательной активности Задачи: - способствовать формированию элементарных представлений.

«Деревья вокруг нас». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» К О Н С П Е К Т Непосредственно- образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей подготовительной группы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Почему растаяла Снегурочка?» Программное содержание. Образовательные задачи: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Почему осенью листья опадают» Конспект непрерывно-образовательной деятельности Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Возрастная группа:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Экспериментальная деятельность «Почему не тонут айсберги?» Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Почему не тонут айсберги»Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Почему не тонут айсберги» Конспект ООД по Познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Конспект ООД воспитателя с учетом интеграции образовательных.

Конспект познавательно-игровой образовательной деятельности «Почему люди не летают?» Конспект познавательно-игровой образовательной деятельности «Почему люди не летают?» в рамках проекта «Космическое путешествие» Интеграция.

Конспект занятия по элементарному экспериментированию «Тонут — не тонут, плавают»Конспект занятия по элементарному экспериментированию «Тонут — не тонут, плавают» Цели и задачи. Учить отличать между собой дерево,пластмассу, резину. Знакомить детей со свойствами предметов. Учить детей отвечать на вопросы.

Конспект занятия по элементарному экспериментированию «Тонут — не тонут, плавают» во второй младшей группе Конспект занятия по элементарному экспериментированию «Тонут - не тонут, плавают» во второй младшей группе Воспитатель: Элеонора Львовна.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Почему исчезают животные?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почему айсберги не тонут?»
Опубликовано: 26 августа 2018 в 17:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почему айсберги не тонут?»» (включая файлы) размещена пользователем Полянская Наталья Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД