Любовь Патанина
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в страну льда и снега»
▼ Скачать
Интеграция образовательных областей :
• «Познавательное развитие»,
• «Речевое развитие»,
• «Социально-коммуникативное развитие»,
• «Физическое развитие».
Задачи:
1. Закреплять знания детей о качестве и свойствах льда и снега, проводить эксперименты с водой. («Познавательное развитие»);
2. Развивать умения детей подбирать определения и называть действия к данным объектам и на их основе составлять загадки (Социально-коммуникативное развитие»);
3. Формировать умение активно поддерживать беседу, отвечать полным предложением.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы „Путешествие в страну льда и снега“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
4. На основе полученных представлений сформулировать правила безопасности («Физическое развитие»);
5. Учить эмоционально воспринимать сказку, развивать логику мышления («Социально-коммуникативное развитие»).
6. Развивать творчество и фантазию в изображении снежинок. («Социально-коммуникативное развитие»).
7. Вызвать интерес к проведению опыта с водой. (Социально-коммуникативное развитие).
Методы и приемы:
• практические: опыты и эксперименты с водой, рисование, аппликация, лепка;
• наглядные: подборка сюжетных картин, иллюстрации снежинок;
• словесные: беседа, вопросы, составление загадок, рассказывание, чтение.
Материалы и оборудование: иллюстрация разных видов снежинок, иллюстрации по технике безопасности в обращении со снегом и льдом, магнитофон с диском музыки П. И. Чайковского «Времена года», ведро с водой, краски, формочки для льда, предметные картинки для составления загадок.
Раздаточный материал:
На каждого ребенка блюдце с кубиками льда, цветная бумага, альбомного листа, кисти, краски, баночка с водой, салфетка; клей, манка, соль, зубная щетка, арбузные и дынные семена, зубная щетка, шерстяная нитка, бархатная бумага, ножницы, пластилин.
Детская
деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка
Познавательно-исследовательская Экспериментирование
Коммуникативная Беседы, составление загадок, вопросы, чтение.
Восприятие (художественной литературы и фольклора) Рассказывание
Элементарный бытовой труд Совместные (коллективные) действия
Художественно – эстетическое развитие Рисование, аппликация, лепка.
Логика образовательной деятельности.
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Воспитатель предлагает детям послушать сказку про матушку Водицу и познакомиться с теми детьми матушки Водицы, с которыми мы встречаемся зимой - со Льдом и Снежинками. Дети внимательно слушают сказку. Дети эмоционально воспринимают сказку.
2. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
1. Какой лед?
2. Как можно доказать, что лед сын матушки Водицы?
3. Как вы думаете, зачем нужен лед в природе?
4. Как люди должны обращаться со льдом? Дети отвечают на вопросы воспитателя. Делают вывод: если бы поверхность рек и других водоемов не покрывалась льдом, то все живое в реках замерзло бы и погибло. Лед – это своеобразное одеяло. Под таким толстым и прочным покрывалом подводным жителям не страшен никакой мороз. Дети принимают активное участие в беседе.
3 Воспитатель предлагает подумать, как можно получить лед? Что для этого нужно сделать? Давайте проведем эксперимент с водой. Дети, под контролем воспитателя, подкрашивают воду в емкости краской и разливают в формы.
Формы с водой убирают в морозильную камеру. Дети заинтересовались опытом.
4 Воспитатель предлагает сформулировать правила безопасности в обращении со льдом. Дети совместно с воспитателем формулируют правила безопасности в обращении со льдом. У детей есть знания о качестве и свойствах льда.
5 Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
«С неба падают зимой и кружатся над землей
легкие пушинки, белые… /снежинки/.
Скажите, какая она снежинка? Дети отгадывают загадку, подбирают определения к слову снежинка.
/Холодная, нежная, узорная, легкая, колючая, белая, пушистая и т. д. / У детей развита логика мышления, умеют подбирать определения.
6 Воспитатель предлагает физкультминутку. Читает стихотворение И. Сурикова «Белый снег пушистый». Дети под музыку П. И. Чайковского из серии «Времена года» пластикой движения передают полет снежинки в воздухе. У детей развита гибкость движений.
7 Воспитатель предлагает послушать отрывки стихотворений и назвать,
какими словами авторы описывают снежинки.
1. С неба падают зимой и кружатся над землей легкие пушинки, белые снежинки.
2. Белая, узорная, в воздухе кружится.
И на землю тихо падает, ложится.
3. Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром
Самый первый, самый белый. Дети внимательно слушают отрывки из стихотворений, называют определения и действия, которые совершает снежинка в полете. Дети умеют подбирать определения и называют действия к слову «снежинка».
8 Воспитатель предлагает составить загадки по системе ТРИЗ со словом «снежинка». Дети совместно с воспитателем составляют схему, затем загадки по схеме. У детей развита логика мышления.
Дети умеют составлять загадки.
9 Воспитатель предлагает составить правила безопасности в обращении со снегом, льдом. Дети составляют правила безопасности. Дети принимают активное участие в составлении правил безопасности.
10 Воспитатель предлагает изобразить «снежинку» в рисовании или в аппликации по желанию детей. Дети по выбору изображают снежинку в аппликации или в рисовании. Дети проявляют творчество и фантазию в изображении снежинки.
11. Воспитатель благодарит детей за интересное мероприятие. Предлагает выставить свои работы на выставку. Дети выставляют работы на выставку. Созданы условия для итогового мероприятия.
Итоговое мероприятие: оформление выставки работ детей, украшение участка цветными льдинками.
Примечание:
«Сказка про матушку Водицу».
Жила-была матушка Водица, и у нее была очень большая семья: сыновья- Туман, Дождь, Снег и Лед и дочери- Роса и Снежинки. И все они были разными: разные характеры, все любили разное время года (кто весну и лето, а кто осень и зиму).
Зима суровое время года. Чтобы пережить зиму нужно быть сильным и крепким. Дети матушки Водицы, любящие зиму, тоже были стойкими и сильными.
Правила безопасности в обращении со льдом.
1. Лед нельзя брать в рот! /Лед очень холодный, можно заболеть/.
2. Лед нельзя бросать!/ Лед твердый, может расколоться и причинить боль, если попадет в человека или в животное/.
3. Нельзя ходить по льду на реках!/Лед может подтаять и тогда он теряет свою прочность. Можно провалиться в воду/.
4. В гололед будь осторожен! Ступай по льду осторожно, лучше обойди его.
/Лед гладкий, скользкий. Можно поскользнуться и упасть/.
Правила безопасности в обращении со снегом.
1. Нельзя есть снег! /Он холодный и грязный, можно заболеть/.
2. Нельзя ходить по глубокому снегу. / Можно утонуть/.
3. Не валяйся на снегу, промокнет одежда. /Можно простыть/.
Составление загадок по схеме. /про снежинку/.
Какая? Что такое же?
Серебристая
Белая
Легкая
Холодная
Пушистая
Узорная
Тающая
Медаль, звезда.
Мел, сахар.
Астра, ель.
Мороженое.
Заяц, полотенце.
Кружево, паутина.
Масло.
1. Белая, как мел.
Холодное, как мороженое.
Пушистое, как полотенце.
Что это? /снежинка/.
2. Легкая, как пух.
Тающая, как масло.
Узорная, как кружево.
Что это? /снежинка/.
Что делает? Что такое же?
Сверкает
Кружится
Летает
Падает
Стелется
Тает Молния.
Юла.
Птица, самолет, бабочка.
Лист.
Ковер, трава.
Масло, мороженое.
1. Летает, но не бабочка.
Кружится, но не юла.
Падает, но не лист.
Что это? /снежинка/.
2. Тает, но не масло.
Летает, но не самолет.
Стелется, но не ковер.
Что это? /снежинка/.