Юлия Иванова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому образованию «Путешествие в мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: уточнить представления детей о признаках весны, особенностях весеннего состояния деревьев, о жизни диких животных и птиц. Познакомить детей с биологическими процессами в природе на примерах размножения растений, упражнять в навыках посадки. Воспитывать любовь к природе.
Материал: 3 картинки с видами весны, репродукция «Медведи весной» из серии «Картины из жизни диких животных»; карточки с изображениями зимующих и перелетных птиц, экологический светофор; комнатные растения: бальзамин, бегония, фиалка, семена ноготков и бархатцев, все необходимое для посева семян.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому образованию „Путешествие в мир природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
I. Организационный момент.
Мимические упражнения. Релаксация. Воспитатель: Я превращаю вас в маленькие семена садовых цветов. Присядьте на корточки. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь, почувствуйте напряжение в мышцах. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьтесь, уроните голову на грудь, руки – вдоль тела, опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнышку.
II. Ход занятия.
– Ребята! Вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в мир природы. Поедем мы с вами на поезде и с песней.
1. Станция «Весенняя» (выставляю картинки с видами весны).
Зима недаром злится, прошла ее пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора…
(Ф. Тютчев)
– Ребята! Рассмотрите эти картинки, сравните их между собой и назовите все признаки весны. Как изменился снег? В каких местах мы наблюдаем проталины? Что стало с водой после таяния снега? На крышах домов появляются… (сосульки). Почему это происходит только весной? Что можно рассказать о сосульках? Как изменилась почва с приходом весны? Изменилась ли температура воздуха? (Стало заметно теплее, ведь мы постоянно ведем наблюдение за температурой воздуха с помощью уличного термометра.) Какие осадки выпадают весной? Вспомните, как мы с вами проводили наблюдение за ветками вербы, тополя, осины и березы. Почки на лиственных деревьях и кустарниках зимой спали, а с приходом весны, тепла проснулись и набухают. Дима, докажи, что это ветки вербы, тополя и осины.
Ребята! Послушайте, какая прекрасная музыка. (Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».) Как вы думаете, о каком времени года писал эту музыку композитор? Нам пора продолжить свое путешествие. Занимайте места в вагонах. Костя, расскажи, пожалуйста, стихотворение С. Маршака «Апрель». О каком животном говорится в этом стихотворении?
2. Станция «Михайло Потапыча» (рассматривание картины). Вот и медведи проснулись после зимней спячки. Давайте за ними понаблюдаем. Кто это там выбрался из берлоги? Правильно, это медведица с медвежатами. Они родились зимой. Что делает медведица? Что делают медвежата? Ребята, а кто еще зимой впадает в спячку? Как называют детенышей ежа, лягушки, летучей мыши? Молодцы, ребята! Садимся в поезд, едем дальше. А в пути давайте отгадывать загадки.
• Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. Кто это? (Воробей)
• Днем спит, а ночью летает, всех пугает. (Сова)
3. Станция «Пернатых». Ребенок читает стихотворение:
Вот и кончилась зима.
От такого счастья
Воробьи сошли с ума –
Всем горланят «Здрасте».
– Почему так счастливы воробьи? (Потому что прошли холода, кончилась зима). Зимой птицам трудно добывать корм, и поэтому их необходимо подкармливать. Назовите зимующих и перелетных птиц. Покажите их на картинках.
4. Подвижная игра «Скворушки».
5. Продолжим наше путешествие. Мы подъехали к станции «Наш дом –Земля». 22 апреля весь мир отмечает День Земли. На нашей планете обитает множество живых существ: в океанах, в морях, реках живут рыбы и морские животные, на суше растут растения, обитают разные животные, живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Стало трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить и беречь природу.
6. Ребята, мы с вами уже не раз говорили о том, как нужно вести себя в лесу, как относиться к животным и птицам. А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Экологический светофор». Послушайте стихотворение «Живой букварь» В. Орлова. Нас в любое время года
Учит мудрая природа :
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Солнце учит доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ну а весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Загадки.
• Стоит в поле кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
• На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик)
7. Итак, мы на станции «Цветочная». Входит доктор Айболит. Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята! Я – доктор Айболит из «Зеленой службы», хожу по группам и проверяю состояние зеленых пациентов – комнатных растений. А какие комнатные растения вы знаете? Дети: Аспарагус, бальзамин, герань, фиалка, бегония… Доктор Айболит: Молодцы! Сколько растений назвали. Посмотрим на это растение. Как оно называется? Да, это бальзамин, его еще «огоньком» называют, а некоторые зовут Ванькой мокрым. Ох, как плохо он себя чувствует, листья желтые, цветов нет. Его надо лечить, омолаживать. Но я забирать его в зеленую больницу не буду, вы его можете вылечить сами. Выпишем ему рецепт…Обрезать все веточки, оставив пеньки в 5–7 см, присыпать их углем, чтобы не попала инфекция. Поменять землю в горшке, каждый день опрыскивать растение, на солнце не ставить и на сквозняк тоже. Помните, бальзамин болеет, относиться к нему надо бережно.
Воспитатель: Спасибо, доктор, за рецепт. Мы обязательно вылечим наш бальзамин.
Доктор Айболит: Посмотрим на другие растения. Эти вполне здоровы. Как они называются? Какие еще бывают цветы? Назовите полевые, садовые цветы. Я вам принес семена ноготков и бархатцев. Я вижу, у вас земля приготовлена. Давайте посеем семена.
Дети: Давайте! Доктор Айболит: Изогнутые серые – это семена ноготков, а ровные верные – бархатцев. Я напомню вам, как надо сеять. Нужно взять палочку,
неглубоко воткнуть ее в землю и сделать небольшую лунку. Когда сделаете лунки по всему ящику, в каждую положите по одному семечку, потом закройте семена землей. Что нужно сделать после посева? Поливать нужно осторожно по всей площади.
Воспитатель: Мы будем ухаживать за цветами, а кто первый заметит ростки, скажет об этом всем.
Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы работали. Хочу угостить вас конфетами. А называются они, как цветы, – «Ромашка». Как доктор напоминаю: не забудьте перед едой помыть руки.