татьяна доля
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «Царство грибов» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии (старшая группа
Природа - наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К Паустовский.
В наше время к образованию предъявляют новые требования, под которыми предусматривается, что главным результатом образования "должно стать его соответствие целям опережающего развития" ("Наша новая школа"). Отсюда следует, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны научиться изобретать, исследовать, понимать и осваивать новое, должны уметь выражать свои мысли и т. д.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии „Царство грибов“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Цель: Развивать познавательные, умственные способности и положительные нравственные качества детей старшего дошкольного возраста, используя различные виды деятельности.
Задачи:
1. Сформировать у детей обобщенное представление о "царстве грибов", о представителях различных групп грибов.
2. Помочь детям:
в обобщении представлений о росте и развитии грибов, его последовательности и закономерной направленности;
в установлении связей между ростом грибов и удовлетворением потребностей в различных условиях среды; в развитии в речи - доказательства.
3. Формировать у воспитанников способности логического мышления, обобщения и классифицирования.
4. Развивать у детей понимание того, что лес - это единый целостный организм и нарушать его нельзя.
5. Воспитывать бережное отношение детей к лесу.
Материал к занятию: презентация
Ход занятия
Эмоциональный настрой
Дети: Падают, падают –
Вниз и кругами,
Желтые, красные – над головами,
Листья летящие, листья хрустящие
И шелестяще-звеняще-скользящие!
Бабочки – листья
И листья- хлопушки!
В листьях весь лес
От корней до макушки!
Листья летучие и кувыркучие!
Листья прыгучие –
Тучи их!
Кучи их!
Листьевый ливень –
Пестрая радуга!
Прыгай навстречу,
Лови их и радуйся!
Скажем вместе всем: «С добрым утром!»
1. Вводная часть
Педагог: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.
О каком времени года мы с вами говорим?
Дети: Осень.
Педагог: Подскажите-ка, когда собирать грибы пора?
Дети: Осенью
Педагог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лес за грибами.
«Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес».
Посмотрите, как красив лес осенью, какими красками он окрашен.
Упражнение «Приятный запах». Развитие длительного плавного выдоха.
- Чувствуете, какой здесь чистый воздух? Давайте подышим. (Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх, на выдохе произносим «Ах»).
Зрительная гимнастика. Снятие зрительного напряжения.
- Посмотрите глазками влево – вправо.
Педагог: ребята, а как нужно вести себя в лесу
Ответы детей
Педагог:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки сосен не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – гриб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Педагог: Посмотрите, ребята, на экране значок синего цвета, что он обозначает?
Дети: Природу.
Педагог: Что такое природа?
Дети: Это то, что существует независимо от человека.
Педагог: Что мы можем отнести к неживой природе?
Дети: Земля (почва, воздух, вода, солнце…
Педагог: Что обозначает зеленый цвет?
Дети: Живая природа, растительный мир.
Педагог: Грибы относятся к живой природе?
Дети: Да. Грибы растут, дышат, питаются, размножаются…
(работа с моделями эколого-систематических групп "Живое", "Растение")
Логическая цепочка
Педагог: Ребята, давайте рассмотрим наше место путешествия, составим логическую цепочку. Где растут грибы?
Дети: В лесу.
Педагог: Что нужно грибам для роста?
Дети: Почва, вода, солнце, дождь…
Педагог: Грибы живые?
Дети: Да.
Педагог: К какому царству относятся?
Дети: К царству растений.
Педагог: У грибов есть стебель, листок, цветок?
Дети: Нет.
Педагог: Значит, грибы к чему относятся?
Дети: К царству грибов.
Подвижная игра «Капли дождя» ( музыка: Моцарт из цикла «Времена года» «Шум дождя»)
Педагог предлагает детям стать в колонну по одному и положить руки на плечи того, кто стоит перед ним, сделать круг.
Воспитатель: Представьте, что начинается моросящий тихий дождик. Пусть ваши руки станут маленькими капельками дождя, их очень много, они падают с неба: кончиками пальцев очень нежно барабаньте по плечам того, кто стоит перед вами… А теперь дождик усиливается и капли стали больше и тяжелее: сильнее барабаньте кончиками пальцев по плечам. Представьте, что дождик стал еще сильнее: быстро постукивайте плоскими ладошками по плечам… Дождь постепенно утихает: барабаньте кончиками пальцев… Дождь почти совсем прекратился: очень нежно касайтесь кончиками пальцев… Дождик совсем закончился, и наши ручки и ножки отдыхают. Вытяните руки вверх над головой и представьте, что руками вы маните и зовете солнышко, которое уже появилось из-за туч и облаков. Опустите руки.
Педагог: Давайте рассмотрим строение гриба. Из чего состоит гриб?
Дети: Шляпка, ножка (плодовое тело) и корни (грибница).
Педагог: Чем распространяется гриб?
Дети: Спорами.
Педагог: Где находятся споры у гриба?
Дети: Внизу шляпки, между трубочками или пластинками.
Педагог: Как в старину на Руси называли грибы? Почему?
Дети: Губы, потому что шляпка мягкая и похожа на губы.
Педагог: На какие группы делятся грибы?
Дети: Съедобные и ядовитые
Педагог: Вот таким значком мы будем обозначать съедобные грибы.
Педагог: Ребята, вы любите загадки разгадывать?
Дети: Да.
Педагог: Этот – главный гриб в лесу,
В ельник я за ним пойду.
Он еще тропинки любит,
Ждет, когда пройдут там люди (боровик)
Ребята, скажите, что вы знаете еще об этом грибочке? Какой он трубчатый или пластинчатый? Почему его называют – царь грибов?
Дети: Трубчатый, когда срезают срез остается белым, при варке, сушке – тоже остается белым, это съедобный гриб.
Педагог: Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я… (подосиновик)
Какой это гриб?
Дети: Трубчатый, съедобный.
Педагог: Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки,
Очень хитрые сестрички,
Это желтые… (лисички)
Почему их назвали – лисички? Какие они трубчатые или пластинчатые?
Дети: Потому что, цветом похожи цветом на лису, пластинчатые – под шляпкой находятся пластинки, между пластинками находятся споры, съедобные.
Педагог: Как вы думаете, звук «л» в названии гриба стоит в начале, середине или в конце слова?
Дети: В начале слова.
Педагог: Наши шляпки, как колечки,
Как колечки волн у речки,
Мы веселые подружки.
Нас зовут грибы… (волнушки)
Какие это грибы?
Дети: Пластинчатые, съедобные.
Педагог: Какие еще съедобные грибы вы знаете?
Дети: Опята, сыроежки, грузди, маслята.
Игра на закрепление «Четвертый лишний»
Музыкальная пауза
Педагог: Но есть в нашем лесу и очень опасные для человека грибы. Относятся они ко второй группе грибов – ядовитых. Почему грибы называют ядовитые?
Ответы детей
Педагог: Вот, каким знаком мы будем их отмечать.
Педагог: У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсил.
Ты не трогай этот гриб,
Учти – он очень опасен!
Смотри не бери его с полянки!
Его зовут… (бледная поганка)
Ребята, что вы можете рассказать об этом грибе?
Дети: Это самый опасный гриб.
Педагог: Значит, его нужно растоптать.
Дети: Нет, его грибница питает дерево водой и полезными минералами.
Педагог: Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый… (мухомор)
Расскажите, пожалуйста, про этот гриб.
Дети: Он ядовитый, мухи умирают, попив воды из его шляпки. Звери лечатся мухомором.
Педагог: Больному лосенку необходимо лекарство, этим лекарством для него будет мухомор
Педагог: Ребята, хотите, чтобы в лесу вам встречались хорошие съедобные грибы? Для этого нужно подружиться с грибами. Это просто. В грибном царстве есть законы – правила. Люди должны обязательно их выполнять.
Дети: Перечисляют.
Педагог: Добавляет, называет, которые дети не знают.
1 закон. Собирайте только знакомые съедобные грибы!
2 закон. Собирайте грибы молодые, старые не трогайте!
3 закон. Срезайте грибы ножом, не вырывайте их из земли вместе с грибницей!
4 закон. Не трогайте мухоморы! Помните, что для животных они служат лекарством!
Игра на закрепление съедобных и ядовитых грибов «Собери грибы в лукошко»
Педагог: Вот и вернулись мы из путешествия в царство грибов. Давайте вспомним, какие бывают грибы?
Педагог: Молодцы! Теперь вам предстоит самим сделать грибочки-подосиновички (оригами – мятая бумага).
Педагог показывает этапы изготовления гриба.
Педагог: Для того, чтобы наши ручки отдохнули, давайте выполним упражнение пальчиковой гимнастики «Я нашел гриб» :
Меж еловых мягких лап (взмахи руками перед собой)
Дождик кап – кап – кап! (щелчки пальцами)
Где сучок давно засох (движение пальца по ладошке)
Серый мох, мох, мох! (сжатие и разжатие кулачков)
Где листок к листку прилип (хлопки)
Вырос гриб, гриб, гриб! (руками показываем ножку гриба и шляпку, меняем руки)
Дети самостоятельно делают грибы.
Педагог: Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!
Занятие закончено.