Светлана Максименко
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей. «Число и цифра 6»
▼ Скачать +Заказ
Цель: познакомить с образованием числа 6.
Задачи.
1. Формировать представление детей об образовании последующего числа путем прибавления единицы. Сравнение двух множеств, содержащих 5 и 6 элементов.
2. Закрепить знания детей со знаками «+», «-» и «=».
3. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «вверху», «внизу»).
4. Закрепить знание последовательности дней недели.
5. Закреплять знания о геометрических фигурах.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей, „Число и цифра 6“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Словарная работа: слова «вверху», «внизу», «верхняя», «нижняя»; развивать умение согласовывать числительное и существительное.
Наглядный материал : наборы цифр от 1 до 5,цифра 6 знаки «+», «=», «-»; фланелеграф; фигурки трёх медведей; карточки с двумя полосками.
Раздаточный материал : лист бумаги в клетку с нарисованными на нем в ряд шестью кружками, два цветных карандаша; набор цифр; знаки «=», «+», «-»; геометрические фигуры
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Мы начинаем занятие математики. Будем учиться считать, решать примеры, вспомним геометрические фигуры и весенние месяцы, и конечно же играть. Но чтобы хорошо учиться математике, нужно быть очень внимательными.
Ребята, за стол сядет тот, кто ответит на вопрос:
— Сколько весенних месяцев? (Три.)
— Назовите их по порядку. (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ.)
-А сейчас какое время года?
-Какой месяц идет?
- Какое сегодня число и день недели?
-Какой день называют серединкой недели?
-Какие дни называют выходными?
-Посчитай до десяти и обратно.
-Начни считать с пяти до десяти.
-Посчитай от семи обратно.
Воспитатель: -Молодцы, ребята, я вижу, что вы все готовы заниматься.
2. Работа со знаками.
Посмотрите внимательно на доску, и скажите какие это знаки?
«=», «+», «-».
-Что они обозначают?
(- прикрепляет к доске 5 кружочков и чуть выше цифру 5, на некотором расстоянии еще один кружочек и сверху цифру 1)
-Я хочу этот кружок прибавить к тем, присоединить.
-Какой знак вы хотели бы поставить между ними?
Тогда я ставлю «+», воспитатель обводит круговым жестом все круги и спрашивает:
-Стало больше? (Да)
-Для того, чтобы узнать, сколько у нас получилось какой нужно ставить знак? («=»)
-Сколько получится? (6)
Читаем получившуюся запись :5 кружков плюс 1 кружок равно шести кружкам. (Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель все убирает и оставляет 5 кружков и цифру 5. Затем отодвигает вправо 1 из 5 кружков и над ним ставит цифру 1.
-Что я сделала?
Слева кружков стало больше или меньше?
А сколько? (4)
-А было? (5)
-Когда становится меньше, какой знак нужно ставить? (-)
Сколько же осталось? (4)
Воспитатель опять оставляет пять кружков на доске, на некоторм расстоянии ещё один кружок: - так, что же, ребята надо сдалать, чтобы получилось число6?
- К пяти нужно прибавить один - равно шести.
3. Работа с кружками (Состав числа 6).
На доске выставляются по одному ряду 6 кружочков один из другого цвета.
• • • • • • 5+1=6
• • • • • • 4+2=6
• • • • • • 3+3=6
• • • • • • 2+4=6
• • • • • • 1+5=6
Примеры пишутся на доске. Каждому ребенку выдается листочек с 6 кружками, он должен закрашивать свой вариант состава чисел (красный и синий карандаш приготовить)
-Скажите какие варианты состава числа 6 у вас получились? Покажите друг другу.
4. Физминутка
«Руки в стороны…»
Руки в стороны в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Левую вверх,
Правую вниз.
По коленкам тук, тук, тук –
Сделаем большущий круг.
5. Игра «В гостях у трёх медведей».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? (на фланелеграфе три медведя)
- А вы помните из какой сказки эти герои? А как их зовут?
Медведи приглашают детей в гости.
Медведица: Здравствуйте, ребята. Мы очень рады что вы нас узнали. Мы хотим пригласить вас в гости. Но попасть к нам не просто. А как это сделать, вам расскажет воспитатель.
Сделать это можно следующим образом. Каждый ребенок получает карточку, на которой нарисовано определенное количество точек – от 1 до 6.
На столах лежат карточки с цифрами от 1 до 6. Дети должны соотнести количество точек на своей карточке с цифрой и сесть за нужный стол.
2 На столах лежат листы бумаги (на каждого ребенка) – с нарисованными на них двумя горизонтальными полосками (полками) и геометрические фигуры (посуда) – шесть кружков разного размера, 2 квадрата разного размера,1 треугольник, 1 многоугольник, 1 трапеция, 1 цилиндр. Цвет у фигур одинаковый.
Воспитатель: Сколько полок в шкафу на кухне у медведей?
Дети должны считать, согласовывая числительное с существительным в роде – одна, две, всего две полки
Воспитатель: Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.
Дети проводят по полкам пальцем и говорят «верхняя», «нижняя».
Медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была только не круглая посуда.
Воспитатель: Сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?
Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде: одна, две, три и так далее - всего шесть тарелок.
Воспитатель: Какую форму имеют тарелки?
- Сколько квадратных (треугольных и других) тарелок на нижней полке?
- На верхнюю полку поставьте остальные тарелки.
- Сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?
- Чем похожи эти тарелки?
Дети: Они все круглые – у них одинаковая форма, они все желтые – у них одинаковый цвет.
Воспитатель: А чем отличаются тарелки?
Дети: У них разный размер.
Воспитатель: Как вы думаете, какая принадлежит Михаилу Ивановичу? (Настасье Петровне, Мишутке?
Дети должны назвать размер кругов: самый большой – Михаила Ивановича, круг поменьше – Настасьи Петровны, самый маленький – Мишутке.
Итог занятия
- что для вас было сложно?
- что было интересного?
- Что было ново?
На этой прекрасной ноте мы завершаем наше занятие.