елена теплухина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Проверить сказку былью»
▼ Скачать +Заказ
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения находить связь между реальными и сказочными объектами и их свойствами.
Задачи:
1. Обучающая: учить определять при каких условиях вымышленные фантастические события, описанные в художественной литературе, могут быть реальными.
2. Развивающая : развивать у детей активность в процессе занятий по экспериментированию, развивать способность анализировать и делать выводы.
3. Воспитывающая: воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию „Проверить сказку былью“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка; ноутбук; видео фрагменты: для обучение детей дошкольного возраста естественнонаучным дисциплинам; две емкости с теплой и холодной водой; крупный лист комнатного растения; льдинка с замороженными листом растения (8 шт.); шарики: наполнены воздухом (2 шт., наполненный гелием (2 шт.); четыре иллюстрации с изображением Винни Пуха (формат А 4); угольный порошок, тарелки (8шт, клейкая лента.
Ход НОД:
1. Организационный момент
Дети заходят в музыкальный зал, становятся в круг.
Воспитатель: «Доброе утро» - птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели,
Солнце встает и идет по делам,
Доброе утро всем нам и гостям!»
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте им скажем «Доброе утро!»
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? Я тоже люблю смотреть мультфильмы. И вот совсем недавно я задалась вопросом: может ли в реальной жизни случиться то, что происходит в сказочных мультфильмах? Ребята хотелось бы вам проверить, реальны ли чудеса из сказок? Вы поможете мне в этом? (ответы детей).
Воспитатель: Для этого мы с вами отправимся в путешествие на волшебных звездочках. (красного и синего цвета). Присаживаемся и летим в сказочный мультфильм.
Показ фрагмента из мультфильма «Спящая красавица»
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас увидели? (Ответы детей) Как принцесса после укола веретеном проспала целых сто лет.
Воспитатель: А пробудившись, осталось такой же юной и свежей. Ребята, как вы думаете, может ли что-то живое оставаться на протяжении нескольких лет или долгого времени без изменений?
Воспитатель: Хотите проверить? (Ответы детей). Для этого мы разделимся на две команды: кто летел на синих звездочках будет первой командой, кто летел на красных звездочках – вторая команда. Каждая команда, подойдите к столу со звездочкой своего цвета.
Перед вами стоит емкость с теплой водой и замороженный зеленый лист, который я заморозила еще весной, когда появились первые зеленые листочки. Вам необходимо разморозить предмет теплой водой. Для этого необходимо, замороженный листок опустить в емкость с теплой водой. И посмотрите, что же произойдет?
Ребята, что произошло с листом? (Ответы детей) Правильно лед растаял, а лист остался зеленым. Вытрите руки полотенцем и подойдите ко мне. Сейчас у нас наступила осень и все листья пожелтели, а замороженный лист, который пробыл в холоде почти 6 месяцев остался зеленый. Значит, холод сохраняет живые объекты без изменений. Ребята, у каждого из нас в доме есть помощник, который помогает храниться продукты питания, свежими? Что это за предмет? (Ответы детей)
Воспитатель: Холод замечательно сохраняет различные растительные объекты, но в мире природы существует действительно чудо: некоторые животные могут впадать в спячку на много месяцев, после чего просыпаются и прекрасно себя чувствуют. Ребята, кто впадает в спячку? (ответы детей). А другое чудо природы - лягушка. Давайте займем свои места на звездочках и отправимся туда, где можно увидеть, как лягушки впадают в спячку. (видеофильм об анабиозе лягушки)
Воспитатель: Такое чудесное явление в природе, называется анабиоз. Это состояние животного, при котором его жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые признаки жизни. Но при благоприятных условиях животное пробуждается от сна и ведет нормальный образ жизни. Вот мы и проверили одно волшебство.
А теперь мы с вами отправляемся в следящею сказку и проверим еще одно волшебное явление.
«Винни пух и все, все, все» (фрагмент из мультфильма)
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли действительно летать на воздушных шариках? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы с вами разделимся на две команды по цветам звездочек (красные и синие) и экспериментально проверим : поднимется ли медвежонок Винни Пух на шариках в небо. Перед вами Винни Пух и шарики наполнены гелием и воздухом. Вам необходимо приклеить картинку с изображением Винни Пуха к шарикам и запустить их вверх. Улетел ли шарик который наполненный гелием? А с воздухом? (Ответы детей)
А сейчас мы полетим туда, где узнаем, почему шарик с гелем поднялся вверх, а с воздухом вниз.
(Смотрим фильм про гелий)
Воспитатель: Еще одно волшебство мы с вами проверили. Предлагаю отдохнуть. Чтобы не мешать разойдемся друг от друга на вытянутые руки.
Физкультминутка про чудеса.
У волшебников-разминка
Будет весело сейчас.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Молодцы-волшебники!
Воспитатель: Занимаем свои места на звездочках и продолжаем наше путешествие! Мы уже переместились на лесное озеро (фрагмент Дюймовочки)
Воспитатель: Все узнали героиню мультфильма? (ответ детей). Ребята, вы заметили, что Дюймовочка плывет по воде не на плоту и не в лодке, а на чем? (на листе кувшинки). А может ли быть такое, что люди могут плавать на листьях растений? (Ответы детей)
Воспитатель: Проверим это? Подойдем со мной к столу. Попробуем поместить крупный лист растения на поверхность воды. Кладем в емкость с водой плотный, кожистый лист комнатного растения - фикуса). Посмотрите, лист тонет? (Ответы детей). Теперь поместим сверху маленькую куколку, на лист. А теперь лист тонет? (Ответы детей) Ребята, как вы думаете, есть ли в реальной жизни, растения которые могут удержать человека на воде? (Ответы детей)
Ребята, давайте займем свои места на звездочках и отправимся туда, где сможем увидеть может ли быть такое?
Во время просмотра видео воспитатель рассказывает о растении.
Воспитатель: В природе самое удивительное растение – кувшинка виктория, или виктория амазонская. Размер ее листьев достигает двух метров, и такой лист может выдержать на своей поверхности даже шестилетнего ребенка. С обратной стороны листа этой гигантской кувшинки много желобков, в которых скапливается воздух. Это помогает удерживать лист на поверхности воды. Педагог предлагает детям посмотреть на экран листья виктории регии с внешней и внутренней стороны. Затем демонстрируется видеофильм о том, как лист кувшинки удерживает на плаву взрослого человека.
Вы тоже можете почувствовать себя Дюймовочкой и поплавать на листе кувшинки, если вам удастся оказаться в местах, где растет это необычное водное растение. В нашей стране его можно увидеть в ботаническом саду в Санкт- Петербурге.
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла банку вкусного варенья к чаю и смотрите, она оказалась пуста. Только остались липкие отпечатки пальцев на ней. Но они невидимые пока. Чьи пальцы держали нашу банку? Хотите узнать? (Ответы детей) Ребята подойдите к столу. Перед нами угольный порошок, давайте опустим палец в порошок и приложим его к липкой ленте, и потом уберем. Что мы с вами увидели? (Ответы детей) Отпечатки пальцев. Не забывайте протереть пальцы от порошка. Значит, мы теперь можем узнать, чьи пальцы остались на пустой банке? Я сыплю угольный порошок на нашу банку и что мы с вами видим? (Ответы детей). Мне знакомы эти отпечатки, но чтобы уверенной в своих догадках, я предлагаю сесть на наши звездочки и отправиться туда, где прошло, поедания нашего вкусного варенья. (Фрагмент Карлсон и варенья) Теперь мы узнали, кто съел варенье? (Карлсон)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежит письмо и на нем написано, что оно адресовано нам. Давайте откроем его и прочтем. «Здравствуйте, ребята! Это письмо написал вам я - Незнайка. У нас в Цветочном городе все жители пишут письма невидимыми чернилами. А в вашем мире есть невидимые чернила?»
Ребята как вы думаете, а есть ли в нашем мире невидимые чернила и можно ли их увидеть? (Ответы детей) А я вам открою сейчас секрет, подойдите ко мне. Мы с вами видим лист бумаги, и на листе изображен рисунок нарисованный невидимыми чернилами - лимоном +содой. Сейчас мы прогладим с помощью утюга лист и увидим, что изображено. (не забывает меру осторожности с электроприбором) Ребята, что изображено на листе бумаги? (цветок, ответы детей). Ребята, наши невидимые чернила были сделаны из лимона и соды. А значит, мы с вами проверили еще одно волшебство.
3. Заключительная часть
Итог: Наше путешествие по сказочным мультфильмам походит к концу. Какие сказочные чудеса мы сегодня с вами проверяли? (Ответы детей) Ребята, вы мне очень помогли в проверке разных чудес, которые описаны в сказках. Порой оказывается, что чудеса живут рядом с нами и всем им есть научное объяснение.
Рефлексия: Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
А я вам хочу подарить сборник сказочных мультфильмов, в которых будете искать интересные сказочные явления.
Говорим гостям «До свидания!» и возвращаемся в группу.