Ирина Баукова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как художник рисовал лес»
Цель:
Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую природу.
Задачи:
1) Обобщать и расширять представление о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках, травянистых растениях, грибах и цветах.
2) Систематизировать представление о перелётных птицах, диких
животных.
3) Совершенствовать умение управлять падежными окончаниями.
4) Закрепить умения использовать в речи простые предлоги.
5) Формировать у детей нормы поведения в природе.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
6) Воспитывать любовь к природе, заботливое и бережное отношения к
ней.
7) Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.
Словарная работа
• Ввести в активный словарь обобщающие существительное: деревья, травы, цветы, грибы, кустарники, перелётные птицы, дикие животные и насекомые.
• Прилагательные: лесные, съедобные, ядовитые.
• Глаголы: зачахнуть, завять, фыркать, рычать, ползать, беречь.
Индивидуальная работа
Следить за умениям управлять падежными окончаниями у …., а также за правильным произношением поставленных звуков.
Предварительная работа
• Беседы на темы «Растения леса», «Насекомые», «Перелётные птицы», «Дикие животные».
• Чтение рассказов : Г. Скребицкого «Прощай зима», А. Куприн «Скворцы», В. Бианки «Весну открывают птицы».
• Наблюдение на прогулке, экскурсиях, чтение стихов.
• Коррекционные игры на развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, грамматического строя речи.
Оборудование
Таблица «Растения – деревья, кустарники, травы; разрезные картинки грибов, цветов по количеству детей; письмо от лесовичка; конверты с буквами.
Форма проведения: подгрупповая
Ход НОД
I Содержание организованной деятельности детей.
Слышится стук в дверь. Заходит почтальон Печкин и сообщает о том, что пришло письмо и предлагает детям отгадать загадку и узнать, кто же написал письмо.
«В лесу, иногда в день погожий
Сидит на пеньке старичок.
На ёлку живую похожий
И ростом не очень высок.
Он любит тепло, он любит уют,
Смеётся он ласковым смехом,
И в валенки вечно обут?» (старичок лесовичок)
Печкин хвалит детей и отдает письмо. Уходит.
Учитель- логопед читает письмо, в котором написано, что лесовичок приглашает всех в гости в лес. Но прежде чем отправиться в лес, предлагает ребятам послушать историю об одном художнике.
«Жил был один художник, как- то решил он нарисовать лес. Взял кисти, полотно, краски и стал рисовать лес. Он нарисовал деревья
- Ребята, а какие деревья растут в лесу? (дети отвечают)
Логопед подходит к доске, где весит таблица «Растения» и вместе с детьми рассматривает ее. (Дети называют деревья и показывают их: липа, сосна, берёза, рябина, дуб.)
Но вот беда все деревья на картине зачахли.
- Как вы думаете почему? А что еще растет в лесу?
(Дети называют кустарники: калина, малина, шиповник, черника, лещина. Травы: мать-мачиха, мята, лютик, крапива, клевер)
Художник снова взял кисти, полотно и краски и опять нарисовал лес. Но прошло немного времени и опять лес на картине завял.
- Что же еще забыл нарисовать художник? И что прячется в лесу под травой (Дети отвечают грибы, цветы.)
- А какие грибы вы знаете? (ответы детей)
Игра «Собери гриб (цветок)» Детям предлагается сложить из разрезных частей – картинку. Дети складывают и называют какой гриб у них получился.
-А какие еще грибы вы знаете? (грузди, маслята, рыжики, сыроежки, опята
(затем они называют цветы)
Художник нарисовал и деревья, травы, кустарники, грибы, цветы. Но лес продолжал чахнуть.
-Кого не хватает на картине у художника (насекомых)
-А каких вы знаете насекомых?
Дети садятся на коврик полукругом и перечисляют насекомых: шмель, пчела, бабочка, жук, божья коровка.
Пальчиковая гимнастика «Шмель»
Ну теперь подумал художник, всё в порядке. Полюбовавшись на свою картину куда-то уехал. Но когда он возвратился, то глазам своим не поверил: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ели и сосны остаются зелёными, а тут они потеряли свои иголки. Художник подошёл к картине и отшатнулся. Всё на ней и земля и ветви деревьев и кустарников были покрыты несметными полчищами жуков и гусениц.
- Что же я забыл нарисовать? – воскликнул художник.
Дети, давайте поможем художнику и подумаем что – же он забыл нарисовать? Кто поможет справиться с жуками и гусеницами (дети называют птиц) (грач, скворец, соловей, чиж, стриж).
Это перелётные птицы, которые прилетают к нам весной.
Наконец художник нарисовал всё.
- Но как вы думаете чтобы лес не погиб, что же нужно еще нарисовать художнику?
-Кто в лесу фыркает, рычит, прячется под кустом (дети перечисляют диких животных).
Дети встают в круг и под соответствующую музыку изображают лису, медведя, зайца, белку.
Игра «Составь слово»
Дети проходят к столам берут конверты с буквами и выкладывают слово: лес, дуб, ландыш. Читают слова и сами придумывают к данным словам предложения.
Ребята, посмотрите на картину художника. Как вы думаете все ли теперь нарисовал художник. (да).
-Какие чувства вызывает у вас данная картина?
Итог занятия
- Ребята о чем мы сегодня говорили?
-Как мы помогли художнику спасти лес? (отвечали на вопросы, играли в игры).
Молодцы ребята! Вы настоящие защитники нашей природы. «Лес наше богатство, его нужно беречь».
А лесовичок за то, что мы помогли художнику, передает вам гостинец от белочки и ждет нас в гости.