Надежда Михайловна Ладайкина
Конспект занятия по познавательному развитию «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть красоту родного края; - учить детей отмечать характерные признаки времен года (зима, закреплять знания о явлениях природы; - вызывать интерес к чувашским народным приметам о погоде; - расширять представления детей о природе, воспитывать бережное отношение к природе; - развивать речь детей, закрепить знания чувашских народных сказок; - познакомить с творчеством чувашского художника А. В. Давыдова.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Зима“» размещена в разделах
- наблюдения природы, беседы о временах года; - чтение стихотворений, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, картин о временах года; - чтение чувашских народных сказок.
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в музыкальный зал. Воспитатель приглашает детей в экрану проектора, приветствие :
Здравствуй, небо голубое. Здравствуй, солнце золотое. Здравствуй, легкий ветерок. Здравствуй утро, здравствуй день. Нам здороваться не лень. (Слайд 1)
Воспитатель: -Ребята, скажите пожалуйста какое сейчас время года? -Зима. -А какие времена года вы еще знаете? (Весна, лето, осень). -Зима, что мы про нее можем сказать? (холодная, снежная, морозная…ответы детей). (Слайд 2) -Ребята, скажите пожалуйста, что можно делать зимой? (кататься на лыжах…. ответы детей). -Значит зима это (ответы детей) - хорошее время года и она вам нравится. -Сегодня я вас приглашаю посетить выставку картин, где мы с вами увидим как художники изображают зиму в своих картинах. Готовы отправиться? -Да.
Воспитатель: -Посмотрите, что- то произошло? Дверь закрыта. Нам надо что- то сделать, чтоб дверь открылась. (Слайд 3) -Давайте посмотрим, что нас дальше ждет. Здесь какая- то загадка под номером 1. (Слайд 4) – Ищем ответ (конверт №1) - Ребята давайте посмотрим, что здесь? (воспитатель открывает конверт и достает картинки, на одной земля грустная, на другой веселая).
Воспитатель: -Скажите мне пожалуйста, почему земля грустная (веселая) (ответы детей). Дети раскладывают при помощи воспитателя картинки с изображением. – Земля грустит потому, что (ответы детей). - Земля веселая потому, что (ответы детей). -Мы с вами поняли почему Земля бывает грустной и веселой, а теперь Олеся нам прочитает стихотворение о Земле. (Слайд 5)
Любите родную природу-
Озера, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Воспитатель: Ребята нас ждет 2 загадка, открываем конверт №2 (Слайд 6) - Нам нужно найти кому принадлежат эти следы (разложены карточки со следами диких животных и картинки с изображением животных). Дети находят какому животному принадлежит след. (Задание «Чьи следы?») (Слайд 7)
Воспитатель: -Молодцы, мы справились со 2 загадкой, давайте посмотрим, что нас ждет дальше – загадка 3. (Слайд 8) - Давайте мы с вами встанем в круг и подумаем…С помощью чего мы можем определить погоду? (ответы детей). –Какие приборы помогают нам определять погоду? (ответы детей) (Флюгер, осадкомер, барометр). – В старину как и с помощью чего определяли погоду? (ответы детей) (народные приметы, гигроскоп). (Слайд 8) Воспитатель: - В старину благодаря народным приметам узнавали погоду. Наблюдали за растениями, облаками, солнцем, луной, за животными и птицами. Домашние животные –это барометры погоды. (Слайд 9) -И мы с вами сегодня расскажем народные приметы связанные с домашними животными и птицами. Узнаем какие чувашские приметы есть о наступлении холодов.
Лаша ашатас умен выртать, сиветес умен тарать. Чуречерен кайак шакаре пулсан, санталак сиветет. Хур ура синче тарсан, санталак сиветет. Кушак камака синчен анмасть, сивететь.
- Все эти приметы говорят о наступлении холодов. Вот этим знаком, что мы обозначаем? –Холод.
Воспитатель: Ребята нас ждет следующая загадка (Слайд 10) – Посмотрите, кто нас ждет? –Собака.
-Эта собака пришла к нам из чувашской народной сказки «Как собака подружилась с человеком». (Слайд 11) – Скажите мне пожалуйста, с кем в начале подружилась собака?. (заяц, волк, охотник) -Что не разрешал делать? (лаять) (ответы детей). И с тех пор собака живет вместе с человеком. Как они живут? – Дружно, помогают друг другу.
Воспитатель: Нам предлагают отгадать следующую загадку. (Слайд 12) Дети отгадывают загадки (в кругу) (Слайд 13)
Кто все ночи напролет Песни снежные поет? Ветру- зимняя подруга, Наметет сугробы (вьюга)
Подышал он на окно- Вмиг покрылось льдом оно. Даже веточки берез Инеем укрыл. (мороз)
Заморозил чародей, И озера, и ручей. Холодом дышал, и вот- Не вода в ручье, а (Лед)
Воспитатель: Молодцы отгадали все загадки, и загадки хотят с вами поиграть (Физкульминутка) (Слайд14)
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите перед нами дверь открылась, (Слайд 15) значит мы с вами можем попасть на выставку. – Нас уже ждет картина. (Слайд 16) Дети рассматривают картину. (Как художник изобразил деревья, тропинку? Можно изобразить все оъекты в движении. Какое настрое вызывает картина? – (ответы детей).
-Сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию на выставку картин о зиме художника А. В. Данилова, уроженца Красночетайского района, нашего земляка.
Дети усаживаются, включается музыка и идет трансляция картин. В завершении дети делятся своими впечатлениями, получают медали.