Светлана Лепихова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Поможем Айболиту»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи:
• Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
• Упражнять в счёте в пределах 10 и обратно.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
• Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе „Поможем Айболиту“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Конспекты занятий
- Темочки
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Методические приё мы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование цифр, букв).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Оборудование:
конверт с заданиями от Айболита, цифры, знаки, мяч, буквы.
Демонстрационный материал: картинки, схема для составления арифметических задач.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, карандаши, линейка.
Ход занятия:
Воспитатель:– Ребята, сегодня утром почтальон принес письмо от самого доброго доктора, как Вы думаете, от кого?
Ответы детей: «от Айболита».
Воспитатель:– Правильно, молодцы. Вот что написано в письме: - «Дорогие дети из шестой группы «Утята», я спешу на помощь к больным бегемотикам в Африку, но забыл, где они живут, помогите вспомнить точный адрес бегемота. Вот Вам конверт, в котором есть карточки с заданиями, за каждое выполненное задание Вы получите букву и когда соберете все буквы, то сможете узнать и сообщить мне точный адрес телеграммой. Вас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь. Айболит».
Воспитатель: - Ну что, ребята поможем Айболиту?
Задание 1.
Воспитатель: - А как мы с вами попадем в Африку? Перед вами листок бумаги в клетку, у меня есть план. Давайте не будем терять время. Возьмите карандаши, давайте узнаем, как быстрей нам добраться до Африки».
Подвиньте тетради, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем. 4 клетки – вправо 2 клетки – вверх 4 клетки – вправо 5 клеток – вниз 4 клетки – влево 2 клетки – вверх 4 клетки – влево 1 клетка – вниз 1 клетка – влево 1 клетка – вниз 1 клетка – влево 3 клетки – вверх.
Воспитатель:- «Что у вас получилось?»
Дети: - Самолет.
Воспитатель: - Правильно, мы нашли первую букву. (Л)
Воспитатель:- Но чтобы поднялся наш самолет, нам надо правильно посчитать 1 до 10 и обратно.
Счет детьми по очереди от 1 до 10 и обратно.
-. Считаем пятерками 5, 10,15,20,25…и т. д. А теперь считаем десятками 10,20,30….
Старт! Полетели!
Задание 2.
Воспитатель:– Ну что, полетели? А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки. Логические задачи. Слушайте внимательно:
1. Сколько ушей у двух мышей? (4)
2. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)
3. Сколько хвостов у трех ослов? (3)
4. Петух на одной ноге весит 3 кг. А сколько он весит на двух ногах? (3)
5. С одного берега на другой переплывают утята и цыплята. Кто первым доберется до берега? (утята)
6. Стоит в поле дуб на дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?
7. Сколько орехов в пустом стакане?
- Какие арифметические знаки вы знаете?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
- Если стол выше стула, то стул?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка?
-Какие геометрические формы вы знаете?
- Сколько концов у двух палок?
- Если сестра старше брата, то брат?
Молодцы, ребята. Вот у нас еще одна буква. (И)
Задание 3.
Воспитатель:– На доске цифры от 0 до 10. Как можно назвать это одним словом? (числовой ряд). Давайте найдем в этом числовом ряду четные и нечетные числа. Объясните, какие цифры называют четными и нечетными. (Объяснение детей)
Получите ещё одну букву. (М)
Воспитатель: - Ребята, мы с вами долго летим. Вы устали, давайте отдохнем.
Физминутка: «АЙБОЛИТ»
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот —
Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)
«Айболит наш потянулся, - встать на носочки, поднять руки вверх- потянуться, вернуться
в исходное положение;
Вот нагнулся, разогнулся, - руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон
вперёд. Выпрямиться;
Руки в стороны развёл, - развести руки в стороны;
Таблетку видно не нашёл, - повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо;
Чтобы пилюлю нам достать - опустить руки вниз;
Надо на носочки встать - встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть
руки перед собой;
И руками помахать».
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся)
Задание №4.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, следующее задание. Можно ли по этим рисункам придумать задачи? Прежде чем вы составите задачи, давайте вспомним:
- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос,решение, ответ)
- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (два)
- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)
- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)
Воспитатель: - молодцы, ребята. Теперь, попробуем справиться с этим заданием.
Задача №1
В аквариуме плавало 7 рыбок. Мама принесла из магазина ещё одну рыбку. Сколько стало рыбок в аквариуме? Ребенок пишет на доске решение задачи. (7+1=8)
Задача №2
«На ветке сидели 4 птицы. 2 улетели. Сколько птиц осталось сидеть на ветке?»
Ребенок пишет на доске решение этой задачи. (Ребенок пишет 4-2=2)
Схема:№1 5+1=
Давайте составим условие задачи по схеме. (Составляет один ребенок). Какой вопрос мы можем задать? Давайте вместе решим эту задачу.
(Выставляется на доску цифра 5. Что произошло потом, какую теперь цифру нужно поставить? (1). Какой знак мы поставим, между цифрами 5 и 1 (+). Вспомните, какой вопрос мы поставим? (сколько стало). Чтобы узнать ответ, какой знак надо поставить после цифры 1 (=). Молодцы. Сколько будет 5+1 (6). (Выставляется цифра 6) .
Молодцы, вы посчитали правильно. Кто даст полный ответ на вопрос задачи? Кто повторит всю задачу?
Схема № 2: 10-1=
Придумайте только условие задачи (дети составляют условие задачи без помощи педагога). Какой вопрос поставим? (Сколько осталось). Самостоятельно выложите решение и ответ задачи с помощью цифр, которые лежат у вас на столах. (Дети составляют арифметическое выражение). Кто даст ответ на вопрос задачи? Молодцы. Кто повторит всю задачу? (Повторение задачи).
Получение еще одной буквы. (П)
Задание 5.
Карточки с заданием.
1. Ориентировка на листе бумаги.
«Укрась ковер».
- Нарисуй треугольник в левый верхний угол ковра.
- квадрат в нижний правый угол ковра.
- круг в центр ковра.
- овал нарисуй в правый верхний угол ковра.
- прямоугольник в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
2. Сделай чертёж.
Скажите что такое луч и что такое отрезок? (ответы детей) На своем листе найдите задание №2, около зеленого квадрата начертите отрезок длиной 7 сантиметров и запишите над отрезком цифру 7,а около желтого луч.
3. «Заполни домик».
На карточке «числовые домики». Нужно будет составить «числовой домик» из двух меньших чисел.
Молодцы справились с заданием и получаете пятую букву. (О)
Но чтобы узнать шестую букву, нам нужно выполнить задание, вспомнить названия дней недели, части суток, времена года, названия месяцев давайте поиграем.
Игра с мячом: «Я начну, ты продолжай, правильный ответ называй». Дети встают в круг. Воспитатель начинает игру. Мяч передают по кругу со словами: «Я начну, ты продолжай». Называется любой день недели, после чего мяч передается соседу, тот называет следующий день недели. Так же части суток, времена года, месяцы. Дети проходят за столы. (П)
Воспитатель: - Посмотрим, что в седьмой карточке?
Это необычный мальчик.
В. :- Это правда необычный мальчик. Из чего же он состоит?
Д. :---(из геометрических фигур).
В. :- Назовите их.
Д. :---(круги, прямоугольники, квадраты, треугольники).
В. :- Давайте выложим его у себя на столе.
1. Сколько КРУГОВ понадобилось для изображения мальчика? (6)
2. Сколько ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ---(2)
3. Сколько КВАДРАТОВ---(1)
4. Сколько ТРЕУГОЛЬНИКОВ--- (5)
Получение седьмой буквы. (О)
Воспитатель – Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
Вот и последняя буква. Мы выполнили все задания, давайте узнаем, куда должен приехать Айболит, чтобы помочь бегемотикам.
Составление детьми слова «Лимпопо». Отправка телеграммы доктору Айболиту.
Итог : Воспитатель:– Что сегодня мы делали во время нашего путешествия? Что вам понравилось? Что нового вы узнали? Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. В память о сегодняшнем путешествии Доктор Айболит прислал вам волшебные пилюли, которые помогают расти большим, здоровыми, умными ребятами. (Угощение детям)