Альмира Гайсина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема "Грибы".(по системе "Школа "2100" Комплексная программа развития и воспитания дошкольников "Детский сад 2100").
Образовательные задачи :
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматических представлений, связной речи, совершенствование умения составлять загадку-описание;
- дифференциация звуков [С] и [Ш];
- обогащать словарь детей прилагательными.
Развивающие задачи:
- сопоставлять, проводить сравнения и аналогии;
- подбирать аргументы, строить доказательство, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения;
- переносить знание в новую ситуацию;
Темочки:
- развивать память, способность к обобщениям, способность к воображению, версионное мышление, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
- формирование любознательности, увлеченности, внимательности, наблюдательности, активности, сообразительности, приветливости, дружелюбия, вежливости, тактичности, уважительности, ответственного отношения к труду, формирование бережного отношения к природе родного края;
- воспитание культуры речи, познавательного интереса к окружающим явлениям, сознательной дисциплины и общественно-приемлемого стиля поведения, эстетического отношения к природе родного края.
Инструментарий (оборудование) : иллюстрации в рабочих тетрадях;
карточки по теме «Грибы» из «Наглядного и раздаточного материала для дошкольников» (ч. 2); игрушки (белка, лисенок, ежик, эммитация дерева и поляны с грибами, письмо от «белки»; бумага и фломастеры.
Предварительная работа:
- чтение сказки Шарля Перо «Красная Шапочка»;
- рассматривание иллюстрации с изображением уже известной флоры и фауны смешанного леса, вспомнить особенности природных условий смешанного леса, уточнить знания детей о лесе как о зеленом доме растений и животных.
Музыкальное оформление: аудиозапись песни «Песенка друзей» поэт С. Михалков, композитор М. Л. Старокадомский
Ход НОД:
I.
Воспитатель (далее К. Ш.) : Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте подарим гостям свою улыбку и поздороваемся с ними.
Дети (далее Д) : Здравствуйте.
Дети поворачиваются, воспитатель надевает красную шапочку.
К. Ш: Ой! Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте!
К. Ш: Дети, а вы меня узнали
Д: Да!
К. Ш: А как меня зовут?
Д: Красная Шапочка!
К. Ш: Полный ответ можете дать?
Д: Вас зовут Красная Шапочка.
По ходу занятия по возможности требовать произнесение полного ответа.
К. Ш: Какие вы молодцы! Я пришла к вам из сказки. А вы знаете из какой сказки я пришла?
Д: Красная Шапочка.
К. Ш: А кто написал эту сказку?
Д: Шарль Перо.
К. Ш: А что я несла своей бабушке в корзинке?
Д: Пирожок и горшочек масла.
К. Ш: У бабушки я была уже в конце прошлого лета.
Я так много узнала нового и интересного о деревьях. А вы знаете, что появляется на деревьях в конце лета?
Д: Знаем. Плоды и семена.
К. Ш: Назовите их.
Д: Каштан, шишки, сережки, ягоды, желуди…
К. Ш: Какие из них пригодны для человека?
Д: Ягоды…
К. Ш: Я пришла к вам с приглашением прийти в гости к моей лесной подружке, но она просила не выдавать ее имени без загадки, которую она сама вам приготовила. Только надо выслушать загадку до конца и не ошибиться.
Кто в лесном дупле живет?
Кто орешки все грызет?
С кисточками её уши.
Пушистый темный хвост, как грелка.
Ну конечно, это- (белка).
Д: Белка.
К. Ш: Дети, путь дальний, белка ждет. А опаздывать - это плохо! Надо быть пунктуальным - это значит все делать вовремя. Наш автобус отправляется. Я водитель, а вы мои пассажиры. Становитесь друг за другом. Поехали (К. Ш. имитирует движение кручения руля руками и произносит звук «ж – ж – ж», дети повторяют.
К. Ш: Ой, ребята (К. Ш. подносит палец ко рту) с – с – с. Тихо, тихо. Прислушайтесь, какой-то посторонний звук (К. Ш. приседает и произносит звук «ш – ш - ш»). Какой звук вы услышали?
Д: «ш – ш - ш».
К. Ш: Я поняла, это спустились шины нашего автобуса. Это непорядок, надо накачать шины, но без вашей помощи мне не обойтись. Кто знает, чем накачивают шины?
Д: Насосом.
К. Ш: Молодцы! Насосом! Давайте изобразим насос. Сделайте три круга плечами ( я считаю: один, два, три, оставьте плечи сзади, присядьте и возьмите двумя руками ручку насоса. А теперь носиком вдыхаем воздух и поднимаемся, тянем ручку насоса вверх; приседаем и выдыхаем через ротик со звуком «с – с - с» (4-5 раз).
К. Ш: Молодцы, ребята! Хорошо поработали, присаживайтесь, наш автобус отправляется.
Звучит песня «Мы едем, едем, едем в далекие края» 1 куплет.
К. Ш: Приехали! Ребята, аккуратненько входим из нашего автобуса (К. Ш. подносит палец ко рту) с – с – с. Тише - тише. Прислушайтесь (звучит музыка со звуками леса) это звуки леса. Ой, посмотрите, наши друзья ежик и лисенок уже здесь! А вот и белка! Поздоровайтесь, ребята!
Д: Здравствуйте.
К. Ш: (показывает на веточку с грибами). А что это ребята у белки?
Д: Грибы.
К. Ш: А как вы думаете, зачем она повесила их на веточку?
Д: Она их сушит.
К. Ш: А зачем белке сушеные грибы?
Д: Запасы на зиму.
К. Ш: Давайте посмотрим, какие грибы сушит белка на ветке? А вы помогайте, если знаете.
Д: называют грибы, если знают.
К. Ш: Ой, ребята! А вот еще грибы! Может повесим их на веточку (К,Ш. показывает детям мухомор? Белочке поможем?
Д: Нет, это мухомор, он несъедобный!
К. Ш: Молодцы, вас не запутаешь! Есть можно только съедобные грибы, несъедобные грибы есть нельзя. Можно очень сильно отравиться. Дети, а кто может порадовать белку стихотворением про грибы?
К. Ш: Ой, ребята, и белка приготовила нм сюрприз. Посмотрите, какой красивый у нее в лапках конверт. Спасибо, белочка! А вот когда мы вернемся домой, прочтем то, что там написано.
К. Ш: Дети, вам понравилось в гостях у белки?
Д: Да!
К. Ш: Но нам пора возвращаться. Едем обратно. Встали друг за другом.
Звучит песня «Мы едем, едем, едем в далекие края» 3 куплет.
К. Ш: Поехали (К. Ш. имитирует движение кручения руля руками и произносит звук «ж – ж – ж», дети повторяют и двигаются в сторону своих рабочих мест).
Д: До свиданья (машут рукой).
К. Ш: Ой, ребята, мы приехали. Давайте посмотрим содержимое конверта (К. Ш. вскрывает конверт). Белочка приготовила нам интересные задания.
II. Беседа по теме.
К. Ш: Посмотрим, посмотрим:
-где растут грибы? (в лесу)
-какие вы знаете грибы? (я объясняю названия)
-как называются грибы, которые растут:
* под березой - подберезовики;
* под осиной - подосиновики;
* на пеньках - опята;
* грибы рыжего цвета - рыжики, лисички;
* круглые, с волнистыми шляпками - волнушки;
* с маслянистыми шляпками - маслята;
* грибы, названия которых похожи на лесного зверя - лисички;
* на домашнее животное - свинушки;
* как называются грибы, которые судят по их названию:
* можно есть сырыми - сыроежки;
* как называются грибы, которыми морят мух - мухоморы;
* как называются нехорошие грибы, или поганые - поганки;
* какие грибы названы в честь дождя - дождевики.
К. Ш: Какие из этих грибов несъедобные?
Д: Мухомор, поганка.
К. Ш: А остальные грибы, пригодные в пищу как будут называться?
Д: Съедобные.
К. Ш: А что может произойти, если съесть несъедобный гриб?
Д: Отравление.
К. Ш: Что можно приготовить из грибов?
Д: Пирог, суп.
К. Ш: Как их заготовляют?
Д: Сушат, консервируют, замораживают.
К. Ш: Назовите части гриба?
Д: Шляпка, ножка.
К. Ш: Как называются корни грибов?
Д: Грибница.
К. Ш: Как называются люди, которые собирают грибы?
Д: Грибники.
К. Ш: Какие вы молодцы. Грибница находится под землей, она очень большая, поэтому, собирая грибы, надо быть очень осторожным: ходить аккуратно и срезать гриб ножом, чтобы не повредить грибницу. Если грибница погибнет - не будет грибов, а значит, пострадают животные, которые питаются этими грибами. Ребята, вы наверное устали?
Д: Да!
К. Ш: Давайте поиграем в игру «Красная шапочка».
Помните эпизод из сказки, когда волк переодевается в бабушку, а я начинаю удивляться, какой он.
Д: Помним!
К. Ш: Представьте, что моя бабушка превратилась в стакан. Назовите мне свойства этого предмета.
Д: Прозрачный, пустой…
К. Ш: А теперь я нарисую бабушку ( рисую ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам конечности). А теперь, кто хочет побыть Красной Шапочкой? (выбираю ребенка).
Выбранная К. Ш. подходит к плакату и спрашивает: Бабушка, почему ты такая (называется одно из свойств) прозрачная?
Остальные дети отвечают от имени бабушки: Чтобы видеть, сколько я съела.
Выбранная К. Ш. подходит к плакату и спрашивает: Как ты защитишься от волка?
Остальные дети отвечают от имени бабушки: Выплесну на него содержимое живота или спрячу голову, руки и ноги в стакан, как в панцирь…
К. Ш: И я приготовила вам задания.
Работа с рисунком.
- назовите грибы, которые Ежик и Лисичка увидели у белки.
- почему они так называются?
- какие из этих грибов съедобные, а какие нет?
- назовите эти грибы ласково.
- теперь назовите их со словом «много».
- составьте загадку-описание об одном из этих грибов ( каждый ребенок составляет загадку: описывают гриб по форме, цвету и размеру его ножки и шляпки с обязательным указанием на то, съедобный этот гриб или несъедобный, остальные дети должны отгадать гриб по описанию).
3) Физкультминутка.
Утром дети в лес пошли
(Ходьба на месте с высоким подниманием ног.)
И в лесу грибы нашли.
(Размеренное приседание.)
Наклонялись, собирали,
(Наклоны вперед.)
По дороге растеряли.
(Разведение рук в стороны.)
Мама дальше всех пошла,
(Ходьба на месте.)
Больше всех грибов нашла.
Раз- грибок, два- грибок, три- грибок.
(Наклоны вперед.)
Вот и полон кузовок*!
(Вытягивание рук вперед.)
- Что такое кузовок? (это такая корзинка.)
4) «Отгадай загадку».
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
Глубоко был спрятан он.
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (Боровик)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Золотистые… (Лисички)
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
Нет грибов дружнее, чем эти –
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Эти дружные ребята
Называются… (Опята)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я… (Подосиновик)
- О чем были загадки? (О грибах)
5) – Скажите со словом «грибной» : дождь (грибной, начинка, пирог, место, суп, запахи, ножка, шляпка, корни.
- Что такое грибной дождь?
- Какие места называются грибными?
- Как называются корни грибов?
- Кто наносит вред грибам?
6) Работа с рисунками
- Это одинаковые грибы?
- Как они называются? (подберезовик и боровик.)
- Чем они отличаются?
- Чем похожи?
Аналогично дети сравнивают остальные грибы.
7) Звуковой анализ.
- Сравните звуки [С] и [Ш]. чем они отличаются? (при звуке [С] воздух выходит со свистом, а при [Ш] – с шипением.)
- Какой из этих двух звуков слышится в названии грибов : шампиньон, сморчок, волнушка, масленок, свинушка, сыроежка?
- Добавьте звук [С] или [Ш] в конце слов: «камы_», коло_», «пылесо_», «шала_», «ланды_», «какту_», «малы_», «воло_».
IV. – О чем мы сегодня говорили?
- Что вы узнали о грибах?
- Назовите грибы с коричневыми шляпками, с красными, с оранжевыми или желтыми.
К. Ш: Ребята, какие вы молодцы! Очень много знали и еще очень многое узнали о грибах интересного и полезного. А напоследок я оставляю вам пирог, который для вас испекла моя мама (К. Ш. достает из своей корзинки пирог). Дети, что передать за пирог моей маме?
Д: Спасибо!
К. Ш: Правильно! Обязательно передам! До свидания (машет рукой).
Д: До свидания (машут дети).