Ирина Авдеева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «День Космонавтики»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Интеграция: «Коммуникация», «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора», «Социализация», «Художественное творчество».
ТЕМА: ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ.
ЦЕЛЬ: знакомство с космосом, с профессиями людей, занятых в освоении космоса.
ЗАДАЧИ:
1. систематизировать и обобщить знания детей о космосе, познакомить с некоторыми профессиями людей, занятых в космической отрасли;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „День Космонавтики“» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Темочки
совершенствовать умение слушать чтение рассказа и отвечать на вопросы по содержанию, познакомить и объяснить значение слов «иллюминатор», «невесомость»;
формировать умение объяснять основные различия между литературными жанрами: рассказ, сказка, стихотворение;
2. развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературное произведение; совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений;
3. развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
ОБОРУДОВАНИЕ:
выставка книг о космосе (энциклопедии, роман-сказка Н. Носова «Незнайка на Луне» и т. д.);
мультимедийная презентация на тему «Космос»;
рассказ А. Митяева «Первый полёт».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
чтение и беседы о космосе с показом иллюстраций, фотографий и т. д. ;
чтение романа - сказки Н. Носова «Незнайка на Луне»;
рисование, аппликация, лепка на космическую тему, организация выставки детских работ в группе;
заучивание стихов по теме.
ХОД
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Воспитатель предлагает детям побеседовать о космосе.
Беседа сопровождается показом слайдов (мультимедийная презентация).
БЕСЕДА.
12 апреля 2011 года мы отмечали пятидесятилетие освоения космоса.
Первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё твой прапрадедушка не мог себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу. Их называют космонавтами. И для таких полётов существуют специальные космические корабли.
Учёный Константин Циолковский был первым, кто заговорил о полётах в космос. Он придумал космический корабль. Люди смеялись над ним и говорили, что летать в космос невозможно. А конструктор Сергей Королёв взял и построил такой корабль. Он совсем не был похож на пиратский фрегат или на пассажирский пароход.
Как видите, в космическом корабле — ракете — нет окон. В первой ракете, которая называлась «Восток», едва помещался один человек. При запуске из хвоста ракеты вырывается пламя, как из большой петарды, и огромная реактивная сила тянет её вверх.
Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки — Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек. Юрий Гагарин.
Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы.
Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран.
Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете.
На простом примере можно показать принцип полёта на ракете. Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами. А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета – он двигался вперёд, пока в нём был воздух.
Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ёще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом. После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов.
А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве.
Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические машины, опутанные проводами и датчиками.
Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования.
Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты.
Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю.
А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.
Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как?
Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки – это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор.
ВОПРОСЫ:
1. Когда мы отмечаем День Космонавтики? Почему?
2. Кто первый летал в космос?
3. Много ли людей заняты в космической отрасли?
4. Какие профессии нужны для освоения космоса?
В нашей солнечной системе девять планет, которые расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Для того, чтобы запомнить порядок расположения планет, можно заучить фразу, в которой первая буква каждого слова – это первая буква названия планеты:
Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.
(повторение и заучивание фразы и названия планет).
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА А. МИТЯЕВА «ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».
ВОПРОСЫ:
1. Кто совершил первый полёт в космос?
2. Что такое состояние невесомости?
3. Как выглядит космическое пространство из иллюминатора?
Объяснение слов «невесомость», «иллюминатор» - сначала дети пробуют, воспитатель обобщает ответы.
ПЕРЕСКАЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».
Если дети затрудняются, то им задают вопросы, на которые они уже ответили выше.
ВОПРОСЫ:
1. Мы прослушали и пересказали произведение А. Митяева. А что это: рассказ, сказка или стихотворение?
2. Чем отличается рассказ от сказки?
3. Чем отличается рассказ от стихотворения?
4. Какую сказку о космосе вы знаете?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учё т: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера – два-с, (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны)
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Рассказ А. Митяева
«ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».
Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года.
И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном – иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно… Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма.
Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.
СТИХИ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ
НАИЗУСТЬ.
***
Я. Аким
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
В. Степанов
«Юрий Гагарин»
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
В. Орлов
День космонавтики
Взлетел в ракете русский парень,
всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счёту будешь ты?
Е. Серова.
Космонавт
Уж мой космический полёт
Вполне успешно начат,
А мама спать меня зовёт…
Какая неудача!
Уже я в воздухе вишу,
Стал ничего не весить,
А мне велят, как малышу,
Ложиться ровно в десять.
-Он космонавт, позволь, позволь,
- Сказал вдруг папа маме:
- Он должен в двадцать два - ноль, ноль
Ложиться по программе.
Я слышу папины слова,
И замираю прямо:
Не в десять спать, а в двадцать два!
Вдруг не позволит мама?
Согласна мама – чудеса!
По новому приказу
Ложусь я в двадцать два часа,
И засыпаю сразу.
Римма Алдонина
Сатурн
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учё ные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
***
Г. Сапгир
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
Римма Алдонина
Звёзды
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
***
Г. Сапгир
Созвездия Большой и Малой Медведиц.
Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
2. Книга для чтения детям: от года до семи лет. – Тула: Родничок; М. : Астрель: АСТ, 2005.
3. Книга ответов для почемучки. Джуди Галенс, Нэнси Пир. – Харьков: Книжный клуб, 2004.
4. Материалы интернета.