Ольга Шмунк
Конспект НОД по развитию речи «Спор овощей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
• Развивать диалогическую речь детей.
• Совершенствовать умение понимать и передавать различные эмоциональные состояния интонационными средствами.
• Учить детей понимать содержание диалогического единства, его основную тему и конфликт.
Коррекционно-развивающие :
• Развивать возможности детей в коллективном пересказе текста – диалога с элементами драматизации.
• Обогащать словарный запас детей эмоционально-выразительной лексикой.
• Совершенствовать навык согласования имён прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Спор овощей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• Развивать вербальную память детей.
Воспитательные:
• Развивать коммуникативные способности детей.
Оборудование: предметные картины «Овощи», корзина, муляжи овощей, наборное полотно.
Предварительная работа: заучивание диалога «Зайцы», словарная работа ( выяснение значений слов: спор, важный, полезный, растерянный, скромный).
Ход занятия:
1. Поисковая деятельность:
Игра «Корзинку открывай, какой овощ – отгадай!»
Педагог: «Начинается занятие. Будьте очень внимательны. Играем в игру «Корзинку открывай, какой овощ отгадай».
Дети на ощупь определяют, какой овощ у них в руках. «У меня помидор», «Мне попалась кукуруза», «Я взяла огурец».
2. Чтение текста «Спор овощей» логопедом с показом картин:
Педагог: «Сегодня мы будем рассказывать историю «Спор овощей».
Как-то раз в одном магазине лежали овощи на прилавке, ждали покупателей и завели между собой спор : кто самый, самый….
- Я самый спелый, - стал хвалиться важный Помидор.
- Ну и что, зато у меня самый красивый хвостик, - рассердилась Редиска.
- А вы знаете, что я – самый необходимый и без меня не может обойтись ни одна хозяйка? – спросил удивлённый Картофель.
- А я – самый полезный, хоть и очень горький, - вздохнул грустный Лук и принялся лить слёзы.
- Я – самая яркая, я одного цвета с солнышком! – улыбнулась весёлая Морковь.
- Я самый, я самый, – ничего не мог сказать растерянный Кабачок.
- Ты самый скромный, - засмеялась Тыква, - а значит, и самый, самый…
Все овощи согласились и прекратили спорить.
3. Беседа по содержанию текста:
Педагог: «Какие овощи участвовали в споре?»
Дети: «В споре участвовали помидор, редиска, картофель, лук, морковь, кабачок и тыква».
Педагог: «Как хвалился помидор?»
Дети: «Помидор сказал: «Я самый спелый».
Педагог: «Все поняли, что значит «хвалиться»?»
Дети: «Да, это значит хвастаться, воображать».
Педагог: «А какое настроение у помидора? Какой он?»
Дети: «Помидор важный, спокойный».
Педагог: «Как хвалилась редиска? Какое у неё настроение?»
Дети: «У меня самый длинный хвостик. Редиска сердитая, злая»
Педагог: «Как хвалился картофель? Какое у него настроение?»
Дети: «Вы знаете, что я – самый необходимый и без меня не может обойтись ни одна хозяйка. Картофель удивлённый, он спрашивает».
Педагог: «Вы знаете, что значит «необходимый»?»
Дети: «Необходимый – значит очень нужный».
Педагог: «Как хвалился лук? Какое у него настроение?»
Дети: «Я – самый полезный, хотя и очень горький. Лук грустный, печальный, он плачет».
Педагог: «Как хвалилась морковь? Какое у неё настроение?»
Дети: «Я – самая яркая, одного цвета с солнышком. Она весёлая»
Педагог: «Что сказал кабачок?»
Дети: «Кабачок растерялся, ничего не смог сказать».
Педагог: «Что сказала кабачку тыква? Какое у неё настроение?»
Дети: «Тыква сказала, что кабачок – самый скромный, и потому самый, самый. Тыква радостная, она смеётся».
Педагог: «Согласились ли с тыквой остальные овощи? Закончился ли спор овощей?»
Дети : «Да, овощи согласились с тыквой и перестали спорить».
Педагог: «А хорошо ли хвастаться? Почему?»
Дети «Хвастаться – плохо, надо делами показывать, что ты хороший, а не воображать».
4. Игра с мячом «Подбери словечко» - лексико-грамматическое упражнение по подбору определений.
Педагог: «Встаньте около стульчиков, поиграем в игру «Подскажи словечко», вспомним, какие по настроению овощи в нашем рассказе».
«Редиска сердится, значит, она (какая)»
Дети: «Сердитая».
Педагог: «Картофель удивляется, значит, он - (какой)»
Дети: «Удивлённый».
Педагог: «Лук грустит, значит, он - … (какой)»
Дети: «Грустный».
Педагог: «А если лук печалиться, значит, он (какой)»
Дети: «Печальный».
Педагог: «Морковь веселиться, значит, она (какая)»
Дети: «Весёлая».
Педагог: «Кабачок растерялся, значит, он - (какой)»
Дети: «Растерянный».
Педагог: «Тыква радуется, значит, она … (какая)»
Дети: «Радостная».
5. Упражнение детей в практическом использовании различных видов интонации.
Педагог: «А теперь попробуйте произнести фразу с разным настроением, как могли бы сказать овощи из нашего рассказа».
Предлагаемые фразы: «Мы идём гулять», «Пора ложиться спать».
Дети пробуют произносить фразы спокойно (как помидор, весело (как морковь или тыква, грустно (как лук, сердито (как редиска).
6. Динамическая пауза.
Игра – диалог «Зайцы». Координация речи с движением.
Педагог: «Встаньте, поиграем на коврике. Скажите, кто из животных любит грызть овощи – морковь, капусту».
Дети: «Морковь и капусту любят грызть зайчики».
Педагог: «Поиграем в игру «Зайцы». Сначала зайчиками будут девочки, потом мальчики».
Организуется игровой диалог между детьми:
- Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали.
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Так попробуй нас догнать!
7. Припоминание текста с установкой на запоминание и последующий пересказ.
Педагог: «Вы любите волшебные превращения? Хотели бы попасть в сказочную страну, где все овощи живые и умеют разговаривать?»
Дети: «Да, хотели бы».
Педагог: «Тогда закрывайте глазки, наше путешествие начинается».
Дети закрывают глаза, логопед и воспитатель одевают им изображения овощей, логопед берёт «волшебную палочку».
Педагог: «До кого я дотрагиваюсь волшебной палочкой, тот превращается в сказочный овощ. Слушайте ещё раз историю «Спор овощей» и запоминайте, какой овощ как хвалился».
9. Коллективный пересказ текста детьми по ролям.
10. Итог занятия, положительная оценка деятельности детей.
Педагог: «Вот наши овощи и помирились, пора нам возвращаться обратно в детский сад, закрывайте глазки». Логопед и воспитатель снимают с детей картинки, ставят корзинку на стол.
Педагог: «Откуда же здесь появилась корзинка, видно волшебство ещё не закончилось. Угадаем, что в ней».
Дети находят сладости, логопед хвалит детей за отличную работу на занятии.
Закрепление материала: повторение пересказа текста, рисование овощей с различными выражениями «лиц».
Список литературы:
1. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. - М. :
Творческий центр «Сфера», 2008
2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи. - М. : «Просвещение», 2008
3. Гомзяк О. С. Развитие Связной речи у шестилетних детей, конспекты
занятий. М. : Творческий Центр «Сфера». 2007
4. Граб Л. М. Тематическое планирование коррекционной работы в
логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М. : Издательство «Гном и Д», 2005
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М., «Альфа», 1993.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей 5-летнего
возраста с общим недоразвитием речи. М., «Просвещение», 1991.
7. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., «Детство – Пресс», 1998.
8. Нищева Н. В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб., «Детство – Пресс, 2007
9. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение. – М., «Дельта», 1997
10. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.
Сценарии занятий. М. : Творческий центр «Сфера», 2007
Источники иллюстраций к конспекту :
1. https://blogs.mail.ru
2. https://detirisuyut.ru
3. https://ru/freepik.com
4. https://viki.rdf.ru