Александра Федосеева
Конспект занятия по экологии «Наш общий дом под крышей голубой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект "Наш общий дом под крышей голубой"
Цель: сформировать у детей представление о неразрывной связи человека и природы.
Задачи:
Образовательные:
формировать представления о том, что такое природа;
формировать знания детей о человеке, как части природы и окружающего мира;
создавать условия для формирования умения делать выводы и простые
умозаключения.
Развивающие:
способствовать развитию познавательных способностей и нравственных качеств детей;
развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями;
Публикация «Конспект занятия по экологии „Наш общий дом под крышей голубой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность;
Воспитательные:
воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе;
воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приё мы:
практические:
дидактические игры «Природа-неприрода», «Живое-неживое»;
наглядные: складывание пазла, просмотр презентации, рассматривание иллюстраций;
словесные: беседа, проблемные и уточняющие вопросы, рассказ воспитателя, прослушивание стихотворения, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование:
пазл;
презентация о жизни первобытных людей;
картинки с изображением объектов живой и неживой природы;
иллюстрация «Хороший поступок или плохой поступок»;
загадки с подвохом
мяч;
проектор, экран, ноутбук
мольберт
Предварительная работа:
• чтение литературы о заботе и использовании человеком природы;
• рассматривание иллюстраций и беседы с детьми;
• отгадывание загадок экологического направления;
• рассматривание иллюстраций о животных, птицах, насекомых, с изображением лесов, водоёмов, лугов, луговых цветов;
• работа с глобусом.
Формы организации совместной деятельности:
1. Двигательная
Игра - физкультминутка «Живое-неживое»
2. Игровая
Дидактическая игра с мячом «Природа-неприрода», собирание пазла
3. Коммуникативная
Беседа, вопросы к детям, просмотр презентации, отгадывание загадок
Ход образовательной ситуации
1. Введение в тему (3 /)
Дети на ковре.
Воспитатель предлагает детям собрать пазл. (Прил. №1)
Картинка для пазла
Воспитатель читает стихотворение В. Орлова «Дом под крышей голубой»
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём говорится в стихотворении? О каком доме идет речь? Собранный пазл – ваша подсказка (ответы детей) Правильно!
А что же такое природа? Природа – это всё, что нас окружает: солнце, вода, воздух, почва, растения, животные, насекомые. Человек - это тоже часть природы. Как вы думаете, какое значение имеет природа в жизни человека? И люди, и животные, и растения – мы все жители одного дома, который называется…Как? (ответ детей) Правильно, природа!
2. Основная часть (20 /)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Когда-то, давным-давно, домом для человека была сама природа. Как же жили первые люди, ведь они не умели строить дома, у них не было магазинов, чтобы купить себе пищу.
Просмотр презентации о жизни первобытных людей (воспитатель сопровождает слайды рассказом)
Со временем человек научился многому. Сейчас мы живём в доме, в котором тепло и уютно. Давайте сравним наш современный дом с домом первобытного человека? (дети называют элементы современного дома)
Воспитатель: Комнатные растения, воздух, вода, солнечные лучи – это все природа. Можем ли мы прожить без этого в нашем обычном доме? (ответы детей) Конечно же нет! Человек зависим от природы, потому что сам является частью ее. Каждый из нас должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.
Дети на ковре.
Воспитатель: А что нельзя назвать природой? (ответы детей)
Игра с мячом «Природа-неприрода» (если воспитатель называет объект природы, ребенок ловит мяч, если объект неприроды – отбивает). (Например, камень – природа, кирпич – неприрода, солнце – природа, лампочка – неприрода, лошадь – природа, машина – неприрода, и т. д)
Дети на ковре, рядом с мольбертом.
Просмотр и анализ иллюстрации «Хороший поступок или плохой поступок?»
Воспитатель: Природа бывает живая и неживая.
Работа с карточками (воспитатель раздает детям карточки, предлагает разделиться на 2 команды: «Живая природа» и «Неживая природа». Каждый ребенок, анализируя изображение на карточке, занимает место в той или иной команде. По завершению задания, воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выбора команды каждым ребенком).
Воспитатель: Ребята, что отличает живое от неживого? (ответы детей) Правильно! Все живое движется, дышит, питается, размножается. К примеру, курица. У курицы есть детки. Как называют деток? (цыплятки, курица ест (зернышки, дышит воздухом, бегает по двору, растет, значит, курица относится к какой природе, живой или неживой? (живой) А как вы думаете, растение – это живая природа или неживая? (ответы детей) Растение – это тоже живая природа. Растение также питается, растет, размножается, движется.
Игра-физкультминутка «Живое-неживое»
(если воспитатель называет объект живой природы, дети встают на мысочки и руками тянутся вверх, если объект неживой природы - замирают, руки опускают)
Дети садятся на ковер в 2 команды.
Воспитатель: Молодцы! А теперь проверим, какая из команд внимательнее.
Загадки с подвохом (воспитатель читает загадки по очереди каждой команде)
1. Длиннее шеи не найдешь,
Сорвёт любую ветку (жираф).
2. Утром рано я встаю, молочком всех напою,
Травку я жую за речкой, а зовусь я как? (корова)
3. Я лаю и кусаю, я дом ваш охраняю,
Всегда смотрю во все глаза, а как зовут меня? (собака)
4. Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый… (медведь)
5. С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает… (обезьяна)
6. Чик-чирик! Чик-чирик! Кто поднял веселый крик?
Эту птицу не пугай! Расшумелся (воробей)
Воспитатель хвалит детей за внимательность
3. Заключение (2 /)
Ребята, что нового мы узнали о нашем доме – природе?
Что вас удивило?
Какие секреты открыла нам природа?
Какой вывод мы сделали?
Воспитатель: Наше путешествие на сегодня закончилось. Для вас оно было непростым, но очень полезным и познавательным! Я надеюсь, что вы будете всегда заботиться и охранять природу, и научите этому своих друзей и близких, ведь природа – наш общий дом под голубой крышей!
Варианты усложнения ООД:
Вариант 1.
Выполнение аппликации «Я и природа»
Вариант 2.
Предложить детям составить и затем зарисовать свое правило поведения в природе.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика - синтез; М. :; 2014
2. Е. Е Квашенников, О. Л. Холодова. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. Мозаика - синтез; М. :; 2012
3. Блок занятий «Я и Природа» — М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
4. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольного образования – М: Илекса, Ставрополь: «Сервисшкола». – 1999
5. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
6. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004
7. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015
Статьи и журналы:
1. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5
Интернет ресурсы:
1. https://www.moi-detki.ru/
2. https://super-positive.ru/zagadki-obmanki-dlja-detej/