Малеева
Конспект занятия «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Весна»
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: развитие связной речи по лексической теме «Весна».
Задачи:
Образовательные: уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны.
Расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме.
Повторить с детьми названия весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, нарцисс, одуванчик).
Публикация «Конспект занятия „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивающие: развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки.
Упражнять умение работать коллективно.
Вызвать у детей радость от проделанной деятельности
Воспитательные: воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры; заучивание стихотворений (индивидуально).
Форма организации: коллективная деятельность.
Методы и приемы: словесные (игровая мотивация, беседа, вопросы, загадки, поощрение, объяснение, указания, художественное слово, наглядные (рассматривание, показ, практические (физкультминутка, дидактические игры).
Демонстрационный материал: картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна», мнемотаблица «Весна в лесу», картинки птиц.
Раздаточный материал: разрезные картинки цветов.
Оборудование: звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса», мольберт, фланелеграф.
Структура НОД:
I Вводная часть (мотивационный этап) - 3 минуты
а) приветствие;
б) коммуникативная игра «Здравствуйте».
II Основная часть - 15 минут
а) игровая мотивация;
б) беседа;
в) игровая ситуация;
г) рассматривание картин, беседа по ним;
д) речевая игра «Скажи наоборот»;
е) вопросы к детям;
ж) дидактическая игра «Кто здесь лишний?»
з) физкультминутка;
и) отгадывание загадок.
III Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты
а) обобщение воспитателя;
б) анализ НОД.
Ход:
Вводная часть (мотивационный этап)
Дети входят в группу и встают в круг в центре группы (возле столов).
В: «Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!» (Дети здороваются с гостями.)
В: «А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга»
Коммуникативная игра «Здравствуйте» (воспитатель с детьми)
Воспитатель и дети:
Здравствуй, красно солнышко! (Поднимают руки к солнышку)
Здравствуй, ветерок, (Качают над головой руками)
Солнечные зайчики, (На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук)
Быстрый ручеек! (На уровне груди движения кистями вправо-влево)
Здравствуй, ранняя трава, (Показывают ладошки на уровне груди)
Здравствуй, свежая листва! (Трут ладонями друг о друга)
Здравствуйте, ребята! (Слова произносит воспитатель)
Всех приветствуем сейчас,
Очень рады видеть Вас!
Основная часть
В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт) Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)
«Собирайтесь в лес скорее,
В необычный турпоход.
Ждут вас тайны там лесные,
Вдаль дорожка поведет…
Лесные жители»
В: «Ребята, вы любите путешествовать?»
Д: «Да»
В: «Хотите отправиться на прогулку в весенний лес?»
Д: «Хотим»
В: «Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию»
Мы пойдем не за грибами,
Не за цветами,
А за лесными чудесами!
Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.
В: «А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите»
Д: «В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать»
В: «Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, (дуют в ладошки)
Покружись потом немножко, (кружатся)
Попадёшь тогда ты в лес, (закрывают глаза ладонями)
Полный тайны и чудес!»
Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту.
Звучит звукозапись «Голоса леса»
В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку.
Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.
На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина («Ранняя весна») находится за первой картиной, дети ее не видят.
В: «Присаживайтесь, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи прилетели»). Какое время года изображено на картине?»
Д: «Весна»
В: «Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?»
Д: «Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелё тные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы»
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Как светит солнце весной?
2. Что происходит со снегом весной?
3. Когда снег растаял, что появляется?
4. Кто прилетает из теплых краев?
5. Что происходит с лесными жителями?
6. Что вырастает из-под снега?
В: «Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет на мольберт 2-ю картину «Ранняя весна»).
В: «А как же дальше просыпается природа?»
Д: «Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы; звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у зверей появляются детеныши»
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Снег еще лежит?
2. Что происходит с деревьями?
3. Что происходит с цветами?
4. Что происходит с травой?
5. Кто появляется у птиц?
6. Что происходит с дикими животными?
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).
В: «Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.
Это значит, что …»
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тёпло).
- Зимой небо пасмурное, а весной. (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
В: «Молодцы ребята, правильно ответили»
В: «Лена, расскажи, пожалуйста, стихотворение о весне»
Ребенок:
«Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна»
В: «Какие весенние месяцы вы знаете?»
Д: «Март, апрель, май»
В: «Какие же вы молодцы, все вы знаете»
Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».
В: «Ребята, что вы услышали?»
Д: «Пение птиц»
В: «Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе»
Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.
Дидактическая игра «Кто здесь лишний?»
В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.
Загадки
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – … (Грач).
2. Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его… (Скворец).
3. Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (Ласточка).
4. Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив. (Снегирь).
5. Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка).
В: «Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?»
Д: «Снегирь»
В: «Объясните почему» (Ответы детей.)
В: «Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?»
Д: «Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль»
В: «А почему этих птиц называют перелетными?»
Д: «Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно»
В: «Молодцы! Правильно! А почему они улетают от нас?»
Д: «У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод»
В: «Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы?»
Д: «Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов»
В: «Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?»
Д: «Грач и скворец»
В: «А какие птицы прилетают последними?»
Д: «Ласточка, кукушка и соловей»
В: «Дима, расскажи, пожалуйста, стихотворение о ласточке»
Ребенок: Константин Льдов «Весенняя гостья»
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою.»
Физкультминутка «Лесная полянка»
По тропинке
Друг за другом мы идем. (Дети шагают друг за другом)
Через кустики и кочки, (Шагают, поднимая высоко ноги)
Через ветви и пенечки,
Поднимая ноги выше,
Мы к лесной полянке вышли.
Очень долго мы шагали, (Приседают)
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом опять пойдем!
Воспитатель (обращая внимание детей на «муравейник») :
В: «Ребята, куда мы пришли? Что это?»
Д: «Муравейник»
В: «Вы рассказали, что весной к нам возвращаются перелетные птицы потому, что вновь появляются насекомые»
В: «А каких насекомых вы знаете?»
Д: «Жуки, мухи, комары, бабочки, пауки, стрекозы, гусеницы, муравьи, кузнечики»
В: «Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке»
1. Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится.
Небольшой у неё рост,
Но зато пушистый хвост. (Белка)
2. Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной?
Снег разгребает,
Мышек хватает. (Лисица)
3. Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору. (Заяц)
4. Этот зверь тебе знаком,
Ест мышей и молоко.
Но на кошку не похож
Весь в иголках длинных… (Ёж)
5. Кто позабыв тревоги,
Спал в своей берлоге? (Медведь)
Рефлексия
В: «Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого мы попробуем составить рассказ»
На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».
Мнемотаблица «Весна в лесу»
1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.
2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.
3 - Появляются проталины.
4 - Распускаются подснежники.
5 - На деревьях набухают почки.
6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.
7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).
8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.
9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.
В: Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. А теперь давайте составим рассказ о весне.
В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесё м волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, (Дуют в ладошки)
Покружись потом немножко, (Кружатся)
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес! (Закрывают глаза ладонями)
В: «Вот мы и вернулись в нашу группу. Вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу?» (ответы детей)
В: «Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне. Спасибо, вы - молодцы!»