Евгения Коломийцева
Консультация «Плохие слова в детском саду»
▼ Скачать
«Плохие» слова!
Каждый нормальный ребенок в возрасте четырех лет приносит в дом «плохие» слова. Именно «приносит» (с улицы, со двора, из детского сада, потому что предполагается, что в вашем доме такие выражения не используются. Естественно, что многие родители испытывают шок, когда их невинный, кудрявый ангелочек, произносит ужасные, на взгляд взрослых, словечки. Но не спешите падать в обморок, не бегите мыть ребенку рот с мылом. На самом деле не происходит абсолютно ничего страшного. Ребенок ваш познает мир, а если в мире существуют такие выражения, то рано или поздно любой малыш с ними столкнется.
Публикация «Консультация „Плохие слова в детском саду“» размещена в разделах
В нашем детском саду мы столкнулись с данной проблемой в подготовительной группе. Мальчишка начал выражаться нецензурными словами, он говорил это шепотом своим товарищем чтобы не услышали воспитатели, но остальные ребята начали говорить это громко и часто. Не только в детском саду но и дома. Начались жалобы у других родителей, непонимание откуда взялись эти выражения.
Пока дело не зашло слишком далеко и пока еще не требуется психолог для ребенка, мы начали разбираться, откуда в детской речи появляются грубые, жаргонные словечки?
1. Подражание. Ребенок эти слова услышал, а не придумал сам. Самое время задуматься об источниках — сад, школа, друзья, телевизор, родственники. Как минимум родителям можно начать с себя — проанализировать свою речь во время общения не только с ребенком, но и с окружающими, друзьями, по телефону. Сделать выводы.
2. До 4-5 дети не видят разницы между плохими и хорошими словами. Они исследуют мир, повторяют то, что слышали, играют словами. Употребление нехороших слов чаще всего неосознанно. А вот как реагируют окружающие на эти слова — влияет на то, останется это слово у ребенка в лексиконе и он станет его произносить специально и осознанно, или же он о нем быстро позабудет.
3. Обычно «плохие слова» взрослые произносят эмоционально окрашено. Поэтому ребенок запоминает их хорошо, так как у него они связаны с какой-то эмоцией. Значение слова при этом часто остается для ребенка непонятным.
Теперь давайте попытаемся определить причины сквернословия.
1. Подражание. Ребенок хочет быть на кого-то похожим. Постарайтесь узнать, на кого.
2. Привлечение внимания. Когда окружающие бурно реагируют на речь ребенка — смеются, удивляются, резко просят замолчать и ругают, в общем, обращают излишнее внимание на слова — ребенок это фиксирует и в дальнейшем для привлечения внимания снова использует этот же прием. Такой способ обратить на себя внимание даже входит в привычку.
3. Желание огорчить родителей. Ребенок таким образом выражает протест. Ребенок может намеренно браниться, если расстроен и обижен на маму с папой, и при этом знает, что они нервничают, когда он произносит «плохие» слова.
4. Привычка. Если в семье, в саду, в кругу друзей грубые слова — норма, звучат часто и не по делу, то дети быстро привыкают к такой лексике и привыкают выражать свое состояние и отношение к чему-либо так же, как и окружающие их взрослые.
Выяснив причины мы начали действовать!
Во-первых беседовать с детьми о том что «плохие» слова могут обидеть человека. Существуют даже пословицы о слове, такие как: «Слово пуще стрелы ранит.»«От одного слова — да на век ссора.» и т. п. Объяснили детям что слова в нашей жизни очень важны, и нельзя говорить не подумав. Но если ты все же злишься на товарища ты можешь использовать альтернативные слова, например «Не отвлекай меня пожалуйста, я занят» «Прости, но ты слишком назойливый» и т. д
Во-вторых мы придумали такую мини игру «Вежливые детки»
Сделали небольшие карточки, на которые ребята приклеивали наклейки в виде смайлика.
Если деть прошел без «плохих» слов- смайлик веселый.
Если 1-3 слова- смайлик грустный.
Если больше 3слов -смайлик злой.
Ребята сами наклеивают себе смайлики. В конце недели мы просматриваем карточки и у кого больше всего веселых смайликов тому вручается приз (брелок, мал. игрушка и т. п)и обязательно похвала
В-третьих проводили работу с родителями. Туда входили беседы о том как вести себя если ребенок говорит «плохие слова» ,раздавали памятки, предложили поиграть в игру «Вежливые детки» в домашних условия.
Общими усилиями у нас получилось искоренить это проблему и пополнить словарный запас детей. Ребята поняли что «плохие» слова в разговоре совсем не нужны.