Ирина Хасанова
Конспект открытого интегрированного занятия по реализации национального компонента «Наша Родина-Мордовия»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Область «Познание» :
• расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,
• дать детям общее представление о Мордовской республике,
• познакомить с мордовскими, татарскими и русскими обычаями и традициями, с народным творчеством,
• воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского, татарского и русского народа.
• закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, русских.
• воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по реализации национального компонента „Наша Родина-Мордовия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
• формировать представления о народах, населяющих Мордовию,
• познакомить с культурой и традициями мордовского, русского и татарского народа, вызвать интерес к мордовской, русской и татарской национальной кухне.
• Способствовать развитию любознательности, мышления
Область «Коммуникация» :
Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы. Учить отгадывать загадки. Обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва, русский, татарин; и прилагательными: русский, мордовский, татарский.
Область «Социализация» :
Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Область «Музыкальное развитие» :
Знакомить детей с русским, мордовским, татарским фольклором.
Материал к занятию : Карта России, флаги и гербы России, Мордовии, Татарстана. Народный мордовский, русский, татарский костюм, иллюстрации одежды мордвы, русских, татар. Аудиозапись с мордовскими, татарскими и русскими песнями, куклы (в национальных костюмах – татар, мордвы, русских). Национальные детские костюмы (татарские, мордовские, русские). Женские украшения, д/игра “Назови правильно”. Фрагменты национального быта, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы). Д/игра “Назови одежду”, “Чей головной убор”. Интерьер крестьянского дома (стол, лавки, печь) фонограммы песен о России, Мордовии.
Работа с родителями : подготовка родителями костюмов для детей к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов : национальных костюмов, интерьера крестьянской избы и т. п.
Предварительная работа: чтение русских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы, рассматривание вышивок, заучивание стихов о Мордовии, частушек, татарских и мордовских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в мини-музей д/с. Знакомство с гербом, флагом Мордовии, России, Лямбиря. Разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Мордовии. Слушание народной мордовской, русской, татарской музыки.
Словарь: панго, паця, береста, лыко, пулай, панар, калфак, кокошник, сарафан.
Формы организации совместной деятельности
Сюрпризный момент, ситуативная беседа, отгадывание загадок, пение, дидактическая игра «Назови одежду», «Найди головной убор».
Проведение НОД:
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину.
Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в селе Лямбирь. Значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?
Воспитатель: Ребята, в какой республике мы с вами живем? (В Мордовии). Назовите столицу Мордовии? (Саранск).
Воспитатель: Дети, что мы с вами делали, чтобы больше узнать о Мордовии?
• Правильно, мы ходили в наш мини-музей на экскурсии, читали стихи, легенды, сказки, рассматривали фото, картины художника Ф. В. Сычкова, знакомились со скульптурами С. Эрьзи, слушали мордовские, русские, татарские песни, рисовали.
• Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях? Мы сегодня побываем в гостях у мордовского, русского и татарского народа.
• Россия – самая большая страна в мире, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина.
• Мордовия занимает вот такую небольшую территорию.
• А наш Лямбирь - совсем маленькую область занимает наш район.
Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится Мордовия, называя главный город Саранск и малую родину - Лямбирь.
Показывает флаг и герб Мордовии и Лямбиря. Воспитатель объясняет значение каждого герба. Дети подходят к столу, называют символы каждого народа (флаг и герб).
Воспитатель: Дети давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Мордовии?
Дети подходят к выставке кукол в национальных костюмах, рассматривают костюмы, повторяют за воспитателем названия: русский, мордовский, татарский. Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой этих народов? Ответы детей.
Воспитатель: Мне тоже очень интересно, поэтому я предлагаю вам поближе познакомиться с одним из народов, который называется - мордва.
Чем занимается народ Мордовии? (Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты).
Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме (можно использовать куклу в национальном костюме).
Воспитатель: Дети, к нам пришла гостья.
• А как тебя зовут? (Алдуня)
• Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена)
• А какая красивая и необычная у нее одежда. Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм.
Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.
• Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)
Алдуня:
• Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это – панго – праздничный головной убор замужней женщины. Паця – платок. Налобная повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов – для девушки.
• Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)
• А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха.
Д/игра “Назови одежду”.
Воспитатель: Алдуня, мы пришли в гости, чтобы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажи нам все, что ты знаете о своем народе.
Алдуня: С удовольствием расскажу. Я хочу пригласить вас в гости. Сегодня мы побываем с вами в мордовской семье.
Рассказ об истории и культуре мордовского народа:
«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи. Мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает фотографии людей в национальной одежде) .
Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай».
Воспитатель: Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Дети играют в мордовскую игру «Два круга» под народную песню.
Ребята, кроме таких замечательных песен, игр, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, ни минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду.
Воспитатель:
• Ребята, очень красивые места в Мордовии, а мы все с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя… Россия.
• Для каждого из вас дорог тот край, где вы родились. (Спросить 2-3-х детей, где родились). Для нашей гостьи это Мордовия, для меня – Саратовская область, а для всех нас и для Алдуни – это большая Родина – Россия. Радмир прочитает нам стихотворение.
Родина моя, бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал,
Все места для нас святые,
Где бы ты в России не бывал.
Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о Родине и России?
1. Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
2. Жить – Родине служить.
3. Лучше нет родного края.
4. На родной стороне и ворона родная.
Алдуня: А какие пословицы есть у мордовского народа о Родине? (Дети отвечают).
1. Без ветвей не дерево – без детей не семья.
2. В родном краю, как в раю.
3. Краше Родины нет ничего.
4. На родной стороне и камушек знаком.
Алдуня приглашает детей на выставку.
• Ребята, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков (дети рассматривают).
Алдуня:
• Очень богат наш край, наш народ любит свою Родину и заботится о лесах, реках, бережет достояние республики.
• У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?
Ответы детей:
• Справляем именины детей.
• День рождения Земли.
• Экологические тропы.
• Проводы зимы, масленица, колядки.
Алдуня:
• Мы тоже любим праздники. У нас есть праздник “Кереть-озке”. “Кереть” - означает плуг, “озке” - моленье. Этот праздник посвящается посевным работам.
• А на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот я и хочу с вами поиграть в игру “Раю-раю”.
• На память о нашей встрече я дарю вам эту книгу – “Былины мордовского народа” и хочу угостить вас национальными лепешками «сюкоро».
Звучит мордовская песня.
Воспитатель: Как хорошо, что наши мамы знают и берегут традиции своего народа, правда, ребята? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».
Ребенок. Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колоситься.
Много у Родины общего с мамой,
Самой красивой, ласковой самой!
Стариков А.
Воспитатель: Как много мы узнали. О чем? О ком?
• Много людей разных национальностей живет у нас в Мордовии. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары, русские. Все они вместе дружат, вместе играют.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, -
Все напоминает нам о самом важном –
Только здесь родимая земля!
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришла еще гостья (заходит девочка в татарском костюме). “Исэнмсеэ балалар, безнек осигэрэхим интегех”.
Воспитатель: Ребята, это приветствуют нас на татарском языке и приглашают нас в гости.
Девочка приглашает на татарском языке с переводом:
Пошмак су, почерек су
Син мине яхиш то
Битяэрем аллансын
Кулларым ачарсым.
Воспитатель: Посмотрите на одежду татарской девочки. Дети рассматривают ее одежду, называют ее.
• А что на голове носят татарские женщины? (Калфак) А мужчины? (Тюбетейки)
• Дети, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей?
• А как пьют чай татары? (Из пиалы и наливают понемногу).
• Какое национальное сладкое татарское блюдо вы знаете? (Чак-чак).
• Назовите, как на татарском языке называют родителей (ответы детей).
Воспитатель: А я приготовила вам игру “Найди головной убор”.
Воспитатель: Как хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята? Ребята, у меня есть небольшой ларец. Он необычный.
Волшебный ларец:
Позвони в бубенец,
И попали во дворец.
Открывается палата,
Посмотрите, чем она богата?
Нет ли там чудовищ?
Много ли сокровищ? (Да)
• Сейчас мы это узнаем!
Воспитатель открывает ларец, и дети рассматривают украшения мордовских, татарских и русских женщин.
• Дети, что это? (Это украшения) Кто их носил? (Женщины) Женщины какой национальности?
• Это – пончо – праздничный головной убор мордовских женщин. А из чего он сделан?
• А это что? (Нагрудное украшение) Из чего? (Из бисера)
• А это что? (Пулай – пояс) Из чего сделан? Для чего монеты, колокольчики?
• Кто носил кокошник? И т. д.
Аналогично рассматриваются предметы татарской и русской одежды.
Воспитатель: Ой, музыка слышится. Да, я ее узнаю, это русская народная песня. Дети, посмотрите на ребят, и найди среди них девочку и мальчика в русских национальных костюмах. Вижу, вижу, вот они. Выходите, ребята.
Девочка: Я гостей ждала, да блинов напекла. Проходите и рассаживайтесь на скамейки, которые смастерил мой хозяин Егор.
Ребенок:
Русь деревянная, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: А вы знаете, почему Русь деревянной называют?
Потому что дома рубили из дерева, посуда была деревянная (воспитатель все показывает).
Воспитатель: Я вам ребята сейчас загадаю загадки, а вы должны отгадки найти здесь, в избе.
В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (Топор)
Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)
Что за урод, нога и рот,
Ничего не вижу, ртом таскаю
Жижу, сама не глотаю, а выливаю. (Ложка)
Воспитатель: Молодцы! А еще на гуляньях русский народ всегда частушки поет. Вы знаете частушки? Дети выходят и поют:
Я пойду, разойдусь,
По зеленой, по траве,
Заиграли гармонисты,
Все волнуется во мне.
Эй, девчушки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна плясать пойду,
Нас идут четыре.
Мы в Мордовии родились,
И мы в Лямбире живем,
Мы – девчоночки-мордовки,
И нигде не пропадем!
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру “Русский хоровод”.
Воспитатель: Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла,
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не найду едоков.
Хозяйку потешьте –
Блинов моих поешьте.
Не красна изба углами –
Красна пирогами.
Воспитатель:
• Ребята, мы побывали сегодня в разных местах. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: “Где дружат – там живут, и не тужат!”
• А вы пословицы о дружбе знаете? (Ответы детей)
• Ребятки наши гости приглашают, нас на чаепитие за стол, за угощение.
Девочки подают угощение. Называют блюда на своем языке с переводом.
Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:
• Ситуативный разговор;
• Рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением национальных костюмов. Организация выставки детской художественной литературы по теме «Мордовия» с последующим прочтением произведений;
• Дидактические игры «Назови одежду», «Найди головной убор» и др. ;
• Подвижные игры «Раю-раю», «Хоровод», «Два круга».
Взаимодействие с родителями :
• Предложить родителям прочитать с детьми в домашних условиях стихи о Мордовии, мордовские, русские, татарские сказки;
• Организовать выставку совместных работ «Моя малая родина», изготовленных разной техникой (рисунок, аппликация, оригами, тестопластика и др.)
Литература:
• «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
• «Детский сад от А до Я» - журнал №4, 2010
• «Валдоня» - программа и методические рекомендации
• Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.
• «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
• «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н. Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.
• С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;
• Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995