Ирина Лисовская
Конспект открытого занятия «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательно - экспериментальной деятельности в средней группе.
Тема: Удивительная соль
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления детей со свойствами соли посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
2. Способствовать развитию воображения, логического мышления, внимания, памяти, любознательности.
3. Способствовать формированию у детей самостоятельности в проведении опытов, делать выводы.
Публикация «Конспект открытого занятия „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Детская цель: Дети помогают Незнайке исследовать соль.
Методы и приемы:
- Словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадка, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.
- Практические: опыты с солью; изобразительная деятельность; физкультминутка.
- Наглядные: показ изображений, наблюдение.
Ход занятия.
Сюрпризный момент: В гости к детям приходит Незнайка и приносит с собой красивую коробку, которую ему дали друзья (в коробке лежит соль).
1. Беседа.
Незнайка (аудиозапись): Здравствуйте ребята, у меня проблема. Мои друзьями гуляли по луне, и нашли необычную коробку, в ней лежал пакет с надписью СОЛЬ. Друзья попросили меня узнать и рассказать для чего нужна соль, и что такого полезного и интересного в ней есть.
Воспитатель: Ребята поможем? (ответы детей).
Воспитатель достает из коробки соль, и рассматривают с детьми.
Воспитатель: Какого цвета соль? (ответы детей)
Воспитатель: Присаживайтесь на стулья.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам нужна соль? (ответы детей)
Воспитатель: Соль бывает разная. Морская соль – ее добывают в морской воде. Есть каменная соль – ее добывают в шахтах, карьерах. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристалликов (показ изображений).
Воспитатель: Где используют соль? (ответы детей)
Воспитатель: С помощью соли люди лечат различные заболевания (делают ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью (показ изображений).
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Эта процедура называется спелеотерапия. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается (показ изображений).
Соль полезна не только людям, но и животным (показ изображений).
На улице дворники и специальные машины посыпают технической солью дорожки и лёд. Как вы думаете, для чего это делают? Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал, так как соль имеет свойство впитывать воду. Она растворяет лед (показ изображений).
Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений (показ изображений).
Соль используют в творчестве (показ изображений).
Воспитатель: Ребята, а что еще вы знаете про соль?
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в лабораторию «Почемучка». Для этого нам нужно надеть колпаки.
2. Исследования
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать правила, давайте их внимательно повторим: (показ изображений).
• Не трогать руками глаза;
• Сначала посмотри, а потом повтори
• Слушать внимательно
• Соблюдать тишину,
• Не трогать без разрешения
• Работать на своих местах;
• Соблюдать осторожность;
• Делать выводы.
Воспитатель: Сядем за стол парами.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что стоит у нас на столе (ответ детей)
(стаканы с водой, стаканы с солью, тарелки, ложки, увеличительные стекла, таблицы)
Опыт 1: «Из чего состоит соль, имеет ли соль запах» (вывод фиксируется в мнемотаблице).
Воспитатель: Ребята у вас на столе лежать таблицы с картинками, что нам нужно сделать. Посмотрим подсказку с цифрой 1, что вы видите? (ответы детей)
Воспитатель: Надо взять стакан с солью, и понюхает ее. Какой соль имеет запах? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. Следующая таблица с цифрой 2.
Воспитатель: Набрать в ложку соли и насыпать её в тарелку. Соль сыпалась или лилась? (сыпалась). Значит соль какая? (сыпучая)
Воспитатель: Смотрим таблицу под номером 3. Что вы видите? (ответы детей)
Воспитатель: Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что мы видим? какая соль? (ответы детей)
Воспитатель: Переходим к следующей таблице под номером 4. Что нарисованно?
Воспитатель: Наберите ложку воды и налейте в кружку с солью. Что произошло? (соль впитала воду). Почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (ответы детей)
Опыт 2 «Растворимость соли», «вода с солью и без» (вывод фиксируется в мнемотаблице).
Воспитатель: Ребята есть такая пословица, в ней говорится, что СОЛЬ-воды боится. Как думаете почему? Давайте проверим, посмотрим таблицу под номером 5.
Воспитатель: Правильно. Мы возьмем ложку соли и добавим в стакан с водой, размешаем. Что произошло? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно соль растворилась. А каким цветом стала вода? (ответы детей)
Воспитатель: Вода осталась прозрачной.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какая на вкус стала вода? (ответы детей)
Воспитатель: Вода стала соленной.
Воспитатель: Ребята, прежде чем продолжать наше исследование, нужно немного размяться.
Физминутка
Тихо плещется вода
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
Опыт 3 «Цветная соль»
Воспитатель: А вы знаете, что соль можно окрашивать, а затем даже рисовать цветной солью и делать поделки. Сейчас мы с вами будем окрашивать соль. Давайте садится на другой стол и посмотрим что у нас стоит на столе (ответы детей)
(на столе: тарелочки, ложки, стаканы с солью, мерки разных цветов, пустая баночка, воронка)
Воспитатель: Что нарисовано в таблице?
Насыпьте по 3 ложки соли в тарелку, возьмите мел цвета вашего настроения, потрите мел о соль.
Воспитатель: Что происходит с солью? (ответы детей). У кого какой цвет получился?
Воспитатель: Давайте мы высыпаем по очереди в баночку нашу цветную соль, и у нас получится разноцветная баночка настроения.
(дети высыпают цветную соль в баночку)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось исследовать соль? (ответы детей)
Воспитатель: А что понравилось больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте мы Незнайке расскажем, что мы узнали о соли? (при помощи мнемотаблицы)
(Соль белая, соленая, используется для лечения, добавка к пище, используется для творчества, Можно отмывать кастрюли, соль впитывает воду в малом количестве, растворяется в воде, окрашивается мелом)
Незнайка (аудиозапись): Спасибо ребята что рассказали, оказывается соль интересное вещество, имеет столько свойств и ее можно использовать по-разному. Я расскажу моим друзья всё, что узнал про соль, они будут рады. До свидания.
Воспитатель: Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опыта и творчества. Спасибо.