Юлия Шахова
Конспект музыкального занятия «Увлекательное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: Увлекательное путешествие
Возрастная группа детей: подготовительная
Цель занятия: познакомить учащихся с национальными костюмами народов Грузии, Якутии, Украины, с музыкальными инструментами, песнями и играми этих народов; способствовать развитию у детей умения слушать, анализировать, сравнивать; воспитать чувство уважения друг к другу, культуру общения и взаимопонимания.
Публикация «Конспект музыкального занятия „Увлекательное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету; вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности народов.
Воспитательные: воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету.
Развивающие: продолжать работу по расширению кругозора детей; развивать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание (ФЦКМ, ФЭМП, физическая культура, здоровье, музыка, чтение художественной литературы, безопасность, социализация.
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная.
Планируемый результат: Дети знают особенности костюмов народов Грузии, Якутии, Украины; проявляют уважение к культуре, обычаям других народов.
Перечень оборудования и используемых материалов:
1. Оборудование: проектор, экран - на экране физическая карта России с изображением живущих на ней народов разных национальностей, ноубук.
2. Материалы: куклы народов Грузии, Украины и Якутии, картинки с музыкальными инструментами, аудиозаписи звуков музыкальных инструментов Грузии, пазл с самолетами, картинки - голуби для оформления.
Перечень методической/ художественной литературы: серия журналов «Куклы в народных костюмах» издатель ООО «Де Агостини», Россия 2012г, справочник музыкального руководителя №5, 2012 г.
Ход занятия:
Дети заходят в зал парами и становятся в полукруг.
Музыкальный руководитель приветствует детей, и вместе исполняют музыкальное приветствие-распевку - «Моя песенка»
В этот чудесный день, новый день,
Дружно здороваться нам не лень,
Руки протягивай не зевай,
Песню веселую напевай!
Музыкальный руководитель: Добрый день, ребята! Посмотрите, ребята, как красиво сегодня украшен зал. Что вы видите? Правильно ребята, это наша планета Земля! А как называется наша страна? Правильно, Россия. На нашей большой, планете есть много стран и городов, в которых живут люди разных национальностей. Они все разные, говорят на разных языках, носят свою национальную одежду, соблюдают обычаи и традиции, и у них один общий дом - планета Земля! Вот сегодня ребята, мы с вами отправимся в путешествие по таким странам и республикам, как Украина, Грузия и Якутия. Познакомимся с их народными костюмами, песнями, играми и танцами! Вы согласны? Но для начала, давайте поиграем, разойдемся по залу, как города на нашей карте. Раскружись, разойдись и подальше другот друга разойдись. (Музыкально дв. упражнения «Спокойная ходьба» Т. Ломова, «Пружинка», «Топ ногой», «Ковырялочка».)
Музыкальный руководитель: Отлично! Вот теперь предлагаю отправиться в Грузию на поезде.
Дети оставаясь в кругу, строятся в паровозик и за направляющим-машинистом отправляются на стульчики (Музыкально-ритмические упражнения. «Веселые путешественники», По программе А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»).
Перед детьми стоит столик, на котором расположена куколка-грузинка, картинки с муз. инструментами и элементами нац. костюма. Музыкальный руководитель берет куклу и представляет ее ребятам.
Музыкальный руководитель: Мы приехали с вами в Грузию и кто же нас ждет? Верно, кукла-грузинка. И имя у нее красивое - Заира! Ребята, посмотрите на ее наряд. На ней длинное платье с ручной вышивкой из бисера, золотой тесьмой, жемчугом, пояс из бархата и шелковой ленты. И невероятной красоты Головной убор. У нашей Заиры треугольная белая тюлевая вуаль.
Сегодня Заира принесла нам картинки с музыкальными грузинскими инструментами. Инструментов множество, а мы познакомимся с некоторыми из них.
Музыкальный руководитель начинает демонстрацию инструментов и ведет о них рассказ.
Музыкальный руководитель: Давайте начнем. (Показывает картинку муз. инср. Саламури) На что похоже, ребята? Верно, на нашу дудку, но нет. Это Саламури — грузинский духовой музыкальный инструмент типа флейты со свистковым устройством. Изготовляется из дерева или камыша Саламури имеет от пяти до семи боковых отверстий. Давайте, прослушаем как звучит саламури (аудиозапись звуки саламури)
Хорошо, а это ребята, Чунири - старинный грузинский народный инструмент. Музыка создаётся воздействием смычка на струны. А какой мы с вами знаем наш народный инструмент, где музыка создается с помощью смычка? Верно, скрипка! Давайте прослушаем, как звучит чунири. (аудиозапись звука чунири)
А это Пандури - грузинский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Используется для сольного исполнения и сопровождения песни. Играют на пандури в основном мужчины. Думаю и этот инструмент тоже послушаем. (аудиозапись звука пандури)
Музыкальный руководитель: Давайте скажем Заире спасибо и отправимся дальше! Куда отправимся сейчас? Отлично. А на чем будем передвигаться, мы узнаем в игре… Ребята, я вам раздам паззл из четырех деталей. Когда соберёте, там и узнаем, на чем теперь мы будем передвигаться.
Музыкальный руководитель: Очень ловко вы справились с заданием. У вас получился самолет! Предлагаю вам простучать ритмический рисунок, и пропеть, а для начала я вам сыграю (сыграть вверх и вниз в пределах мажорной гаммы, от каждого звука гаммы) Отправляемся?
Под аудиозапись звука самолета дети встают со стульчиков и изображая самолет, летят по кругу.
Музыкальный руководитель: Вот, прилетели! И что мы с вами видим? Тут гостья нас ждет! Это ребята кукла Оксана, она с Украина! Как и большинство народов, украинцы приветствуют друг друга рукопожатием. Давайте вместе поздороваемся с ней! Ребята, посмотрите, какой красивый костюм - это праздничный народный костюм. Основу костюма составляет рубашка-сорочка, украинская юбка и безрукавная одежда, а на голове венок из цветов, а к венку привязаны ленты. И каждая лента что-то означает, например, коричневая лента - землю, бледно- желтые -солнце и т. далее. И также, как у нас, Украинцы на праздниках много пели песен и танцевали. Давайте вместе прослушаем с вами детскую украинскую песню Киця-Кицуня, послушаем, как звучит это красивый украинский язык.
(звучит аудиозапись песни Киця-Кицуня слова и музыка Валерий Малишев)
Музыкальный руководитель: Вот так звучит украинский язык. Ребята, а вам сама песенка знакома? Про кого там пелось? Да, ребята про кису, которая запугала мышку и очень любила есть сметану… Эта была песенка про котенка, а давайте с вами исполним песенку, которую поет нам Котенок, песню Кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем»
Музыкальный руководитель: Замечательно. Сегодня у нас осталась еще одна страна-это Якутия! Предлагаю в Якутию отправиться на машине! Пусть мы будем ехать долго, но мы справимся.
Дети, изображая, езду на машине едут по кругу
Музыкальный руководитель: Добрались! И тут уже нас ждет куколка-Якутка. Ребята, а имя какое красивое у нее Даис! Давайте вместе повторим ее и имя и поздороваемся с ней. А здороваются они, помахивая руками друг другу. Давайте попробуем. Где живут якуты? Да, на севере и поэтому у нее такой теплый костюм. Посмотрите, это очень красивый и богато изукрашенный длинный меховой кафтан, скроенный в талию, с длинным разрезом сзади, с мехом и различными нашивками, красивая шапка и высокие сапоги.
Теперь и с нашей куколкой мы подружимся, поиграем в игру, что рассказала мне она. Называется Сокол и лиса
Выбираются сокола и лису. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.
Музыкальный руководитель: Веселая была игра! Молодцы ребята! Порадовали нас гости наши? Теперь пора и для них песню спеть и хоровод станцевать. Согласны? Становитесь в хоровод и вместе исполним песню «К нам гости пришли» («К нам гости пришли» слова М. Ивенсен Музыка А. Александрова)
Рефлексия: Ребята, а что нового Вы узнали сегодня из нашего занятия? С какими мы познакомились странам? А с какими республиками? Какую Украинскую песню мы слушали? На каких музыкальных инструментах играют в Грузии? Какую игру нам принесла Даис?
Музыкальный руководитель: Ребята, вот так много мы увидели и узнали сегодня. Ребята, вам понравилось сегодня на занятие, если да, похлопайте в ладоши! А может кому-то было не интересно, то потопайте ногами.
Я очень рада, что всем понравилось. Приходите еще и мы обязательно вновь узнаем что-то интересное.