Евгения Ложкина
Конспект музыкального занятия «Пропавшая песенка» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия «Пропавшая песенка»
(для детей 6-7 лет)
Цель: Развитие музыкальных способностей детей через различные виды музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о произведении П. И. Чайковского «Детский альбом»;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
- Совершенствовать умение детей высказываться о содержании музыкальных произведений, обогащая их словарный запас;
- Формировать культуру слушания, умение эмоционально откликаться при слуховом восприятии произведения.
Развивающие:
- Продолжать развивать эмоциональную сферу детей с помощью восприятия музыки;
- Развитие вокально-хоровых навыков
- Развивать слуховое восприятие и музыкальную память.
- Развивать умение передавать ритмический рисунок по графической записи.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей устойчивый интерес к вокальному исполнительству.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, расширяя музыкальные впечатления.
- Формировать у детей способность понимать и чувствовать музыкальные произведения.
Предварительная работа:
Слушание произведений П. И. Чайковского из «Детского альбома» и рассматривание иллюстраций к нему.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, слайды по содержанию занятия; портреты русских композиторов, П. И. Чайковского; иллюстрации к пьесам из «Детского альбома»; шумовые музыкальные инструменты; мольберт, нотки и нотный стан; ноутбук, стол, карточки с изображением музыкальных инструментов;
Ход занятия:
Звучит спокойная музыка, дети входят в зал, образуют круг.
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?
Я рада встрече с вами в нашем музыкальном зале. Давайте поприветствуем друг друга.
Мы за руки возьмемся,
Друг другу улыбнемся,
И скажем дружно: «Здравствуйте!»
Муз. руководитель: Ребята, а что можно делать в музыкальном зале?
Ответы детей : Петь, танцевать, играть, играть на музыкальных инструментах…
Муз. руководитель: Я знаю, что вам здесь особенно нравится двигаться. Но я также знаю, что это ещё и очень полезно. Поэтому и детям, и взрослым, и даже зверятам, надо начинать утро с весёлой разминки.
Музыкальная разминка «Выглянуло солнышко»
Дети выполняют танцевальные движения по показу музыкального руководителя
Дети садятся на стульчики.
Муз. руководитель: Утром рано мы встаём,
Дружно песенку поём.
Ребята, но прежде, чем мы её споём, я хотела бы у вас кое-что узнать. Как вы думаете, где живёт наша песенка? Откуда она берёт своё начало? (Ответы детей).
Муз. руководитель: Молодцы ребята! На самом деле все песни, да и вообще музыкальные произведения живут вот в таких книгах (показывает детям ноты, где музыка записывается специальными знаками. Кто-нибудь из вас может сказать, как они называются? (Ответы детей).
Муз. руководитель: Совершенно верно! Кстати, и книги эти тоже называются НОТЫ. Может, вы знаете, сколько всего нот существует? (Ответы детей).
Муз. руководитель: Правильно в музыке всего 7 нот, и каждая имеет своё название –
Вспомним их все вместе. ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Муз. руководитель: Чтобы вы лучше их запомнили, мы каждую нотку пропоём вместе.
Дети по тонам пропевают мелодию вверх.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
Муз. руководитель: Ребята, куда сейчас двигалась мелодия, вверх или вниз? (Ответы детей).
Муз. руководитель: А теперь давайте пропоём мелодию вниз.
ДО, СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО.
Муз. руководитель: Ну, что, ребята, теперь вы мне можете ответить, где живёт ваша песенка? (Ответы детей).
Муз. руководитель: А вот и ноты нашей песенки «Солнечный круг» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина). Я записала ее на мольберте.
Муз. руководитель разворачивает его к детям.
Муз. руководитель: Ой, ребята, вы ничего не замечаете?
Что изображено на мольберте? (нотный стан, скрипичный ключ)
А что такое нотный стан? (дом, где живут нотки)
А вы видите здесь ноты? (Ответы детей) Я тоже не вижу.
Ребята, а зачем нам нужны нотки? (чтобы придумывать мелодии, петь песни).
А сколько в музыке нот? (семь).
Муз. руководитель: Значит, сегодня мы песню спеть не сможем? Вы расстроились? Ну, ладно, не расстраивайтесь, мы вместе с вами попробуем найти нотки. Посмотрите, ребята, у нас на экране какие-то странные слайды. Может, если мы разгадаем и выполним эти интересные задания, мы найдем нотки. Согласны?
Дети: Да!
Муз. руководитель: Тогда не будем терять времени и отправимся на поиски нот. Посмотрите, ребята, на экран! Что изображено на карте? (Ответы детей) Какой-то туземец и графические знаки. Это же послание, читаем:
Остров «Ритм»
Муз. руководитель: На острове давно не было слышно ритмичных звуков. Помогите исправить это, чтобы на острове опять зазвучала ритмичная музыка.
На экран вы посмотрите,
Ритм веселый простучите.
Нам с вами нужен ритм. А на чем мы можем его простучать? (Ответы детей)
Дети прохлопывают ритмический рисунок,
изображенный графически на слайде, в ладоши.
А на коленках сможем? Давайте попробуем.
Дети прохлопывают ритмический рисунок,
изображенный графически на слайде, по коленкам.
На следующем слайде появляется фотография синтезатора,
на котором лежит нотка.
Муз. руководитель: Ой, ребята, смотрите! Мы с вами заработали первую нотку! Как называется первая нотка звукоряда? (Ответы детей) Это нотка ДО. (Берет с синтезатора нотку, просит ребенка прикрепить нотку на нотный стан)
Муз. руководитель: Есть у меня одно желанье, хочу с вами поиграть,
Музыкальные инструменты вы постарайтесь отгадать.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, какой звучит инструмент?»
Звучит фонограмма яркого соло инструмента, дети называют его. Если ответ правильный, на экране появляется слайд с изображением данного инструмента).
Муз. руководитель: В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы. Какие?
Дети: Струнные, клавишные, ударные, духовые.
Музыкально-подвижная игра «Кто быстрее?»
Муз. руководитель: У меня есть для вас игра, подойдем к столику. Здесь лежат карточки, на которых изображены музыкальные инструменты. Сейчас каждый возьмет по одной карточке, посмотрит, к какой группе инструментов он относится.
Звучит музыка, дети гуляют по залу врассыпную.
По окончании музыки встают около своей группы инструментов.
Муз. руководитель: Какие вы молодцы, ребята! Правильно определили, к какой группе относится ваш инструмент.
Музыкальный руководитель замечает на одной из карточек
прикрепленную к задней стенке нотку.
Муз. руководитель: Ребята, а вот еще одна нотка! Как она называется? (Ответы детей) Правильно, РЕ.
Музыкальный руководитель просит ребенка прикрепить нотку на нотный стан.
Муз. руководитель: Ребята, сколько нот мы с вами уже нашли? (Две)
А может, хватит нам две нотки?
Дети: Нет.
Муз. руководитель: Почему?
Дети: Чтобы нам петь песни, сочинять музыку, нужны все семь нот.
Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, кто изображен на следующем слайде? (Дирижер) А кто такой дирижер? (Это музыкант, который управляет оркестром) Значит, мы с вами попали на «Остров музыкантов». На чудесном острове исчезли все музыканты. Дирижер остался один, давайте попытаемся ему помочь. Согласны? (Да)
Музыкальный руководитель раздает детям музыкальные инструменты.
Муз. руководитель: А теперь внимательно смотрим на экран. Чьи инструменты будут изображены на экране, тот и играет. Готовы? (Да)
«Шумовой оркестр»
Муз. руководитель: Молодцы ребята! Теперь складываем инструменты на свои места,
и ищем нотку. (Нотка прикреплена к нижней стороне барабана)
Муз. руководитель: Ребята, как называется эта нотка? (МИ)
Музыкальный руководитель просит ребенка прикрепить нотку на нотный стан.
Муз. руководитель: Ребята, внимание на следующий слайд! Читает:
В хороводе вы идите
И игру мне покажите.
Ребята, а какую хороводную игру мы с вами можем показать?
Дети: Хороводная игра: «Ровным кругом».
Хороводная игра: «Ровным кругом»
Дети берутся за руки, идут по кругу в хороводе и поют:
Ровным кругом, друг за другом,
Эй, ребята, не зевай!
Что (Имя ребенка) нам покажет,
Будем дружно выполнять.
Чье имя называет музыкальный руководитель, тот ребенок заходит в круг и показывает какое-нибудь танцевальное движение. Дети выполняют это движение по показу под музыку.
Музыкальный руководитель акцентирует внимание детей на нотке,
прикрепленной к зеркалам на стене.
Муз. руководитель: Ребята, как называется эта нотка? (ФА)
Музыкальный руководитель просит ребенка прикрепить нотку на нотный стан.
Муз. руководитель: Следующее задание – «Угадай мелодию». Прослушав отрывок одной из пьес «Детского альбома», вы должны вспомнить ее название. Если ответ правильный, на слайде появится иллюстрация к данной пьесе.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского
Муз. руководитель: Ребята, как вы догадались, что это пьеса «Марш деревянных солдатиков»? Как звучала музыка?
(Примерные ответы детей : Музыка марша звучит четко, легко, тихо, прозрачно, он игрушечный. Под него шагает войско деревянных солдатиков. Они, хоть и деревянные, но очень смелые, решительные, отважные, шагают все в ногу, чеканят шаг).
На слайде появляется иллюстрация к пьесе «Марш деревянных солдатиков»
Звучит «Болезнь куклы» П. И. Чайковского
Муз. руководитель: Отрывок из какой пьесы прозвучал сейчас? Какое настроение у этой пьесы? (Примерные ответы детей : В пьесе «Болезнь куклы» грустное настроение, девочка переживает, что её кукла заболела. Музыка здесь печальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи).
На слайде появляется иллюстрация к пьесе «Болезнь куклы»
Звучит «Новая кукла» П. И. Чайковского
Муз. руководитель: Как называется эта пьеса? Какая стала здесь музыка? (Примерные ответы детей : Музыка здесь стала другой – она стала быстрее, живее, радостнее, похожа на весёлый танец. Девочке купили новую куклу. От радости она подпрыгивает, скачет то на одной, то на другой ножке. Ей очень хочется поделиться со всеми своей радостью).
На слайде появляется иллюстрация к пьесе Новая кукла»
Муз. руководитель: Молодцы, ребята! Все эти пьесы входят в «Детский альбом». Вот, посмотрите! (Музыкальный руководитель показывает детям ноты «Детского альбома». Из него выпала нотка). Ребята, а как называется эта нотка? (СОЛЬ)
Ребенок прикрепляет ее на нотный стан.
Муз. руководитель: Ребятишки, а как называют музыканта, который сочиняет музыку?
Дети: Композитор.
Муз. руководитель: Молодцы! Все три музыкальных пьесы, которые мы сейчас услышали, написаны одним композитором. Кто помнит его имя? (П. И. Чайковский).
Я много раз показывала вам его портрет, поэтому вы без труда должны узнать его среди других русских композиторов.
Музыкальный руководитель вызывает одного ребенка, просит его
из предложенных портретов композиторов выбрать портрет П. И. Чайковского.
Когда ребёнок показывает портрет детям, то замечает
на обратной его стороне приклеенную нотку.
Муз. руководитель: Ой! А вот и пропавшая нотка! Поздравляю! Как она называется? (ЛЯ) Сейчас мы её вернём в нашу песенку.
(Отклеивает нотку от портрета и прикрепляет на нотный стан в песенке).
Муз. руководитель: Внимание на следующий слайд! Что на нем изображено? (Птички) Мы с вами попали на «Остров дружбы». Но на этом острове все перессорились, даже птички молчат. Если мы сможем их помирить, если они снова запоют, то к нам вернется последняя нотка.
Чтобы нотку отыскать,
Нужно правильно дышать.
Ведь прежде чем петь, ребята, нам нужно разогреть животики и язычки. А сделаем мы это с помощью дыхательной и артикуляционной гимнастики.
Дыхательная гимнастика. Упражнение «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Муз. руководитель: Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау!" Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Упражнение «Задуй свечку»
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.
Муз. руководитель: На вокал вы все настройтесь,
И немножечко распойтесь.
Так, животики ваши готовы к пению, теперь разбудим наши язычки.
Как цокают лошадки?
Упражнение на артикуляцию «Лошадка»
Под музыку дети щелкают язычком, как цокает лошадка.
На экране появляется слайд с изображением поющих птичек.
Муз. руководитель: Вы отлично справились с этим заданием. Посмотрите, на Острове дружбы запели птички. Значит, все помирились. Я с удовольствием вручаю вам последнюю нотку. Ребята, как она называется? (Нота СИ)
Муз. руководитель прикрепляет её к нотному стану.
Муз. руководитель: Мы собрали полный звукоряд. Давайте посчитаем, сколько нот на нотном стане. (7). Давайте проговорим их: До-ре-ми-фа-соль-ля-си. А теперь, ребята, когда все нотки вернулись в нашу песенку, мы наконец-то сможем её спеть.
Вокальное исполнительство: Дети исполняют песню «Солнечный круг» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина).
Муз. руководитель: Ребята, вы меня сегодня очень порадовали. Вы справились со всеми заданиями, смогли найти все нотки для нашей песенки.
Ребята, что сегодня на занятии для вас показалось самым интересным? (Ответы детей)
А что запомнилось больше всего? (Ответы детей)
Какое задание было сложным для вас? (Ответы детей)
Звучит песня «Дорога добра» (Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина).
Дети выходят из зала.