Гребенщикова Вера Юрьевна
Конспект музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ «В мире танцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный материал к занятию :
1. Слушание:
А. Ф. Гедике «Ригодон».
2. Пение:
Муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсена «Каждый по-своему маму поздравит».
3. Ритмика:
М. И. Глинка «Полька».
Цель занятия :
Публикация «Конспект музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ „В мире танцев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Танец. Конспекты занятий на тему танца
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Заинтересовать детей рассказом о мире танцев. Углублять их знания о танцах, об их видах. Познакомить с музыкальными произведениями, посвящёнными теме танцев. Воспитывать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разных жанров. Развивать их эстетически, физически и расширять музыкальный кругозор.
Программное содержание:
1. Слушание:
познакомить дошкольников с произведением и творчеством русского композитора-классика А. Ф. Гедике;
развивать интерес и любовь к музыке старинного танца, музыкальную отзывчивость на неё;
учить детей внимательно слушать и эмоционально откликаться на музыку радостного, танцевального, улыбающегося, неторопливого и мягкого характера;
формировать музыкальную культуру на основе знакомства с таким жанром музыкального произведения, как танец;
учить дошкольников высказываться о прослушанной музыке, расширять их словарный запас;
развивать речь и музыкальную память детей.
2. Пение:
познакомить детей с песней, заинтересовать ею;
следить за правильной посадкой детей во время пения;
формировать такие певческие навыки, как:
1) чистота интонирования (правильно интонировать скачок в мелодии на ч 4 в слове по-своему);
2) дикция и артикуляция:
- произносить отчётливо слова с буквой «р» (поздравит, кря-кря, поросята, хрю-хрю, шипящими (слушайте, мышата, двойными и тройными согласными (каждый, по-своему, мамочку, поздравим, песню, споём, скажем);
- проговаривать слоги кря-кря, пи-пи, хрю-хрю.
4) дыхание (брать его перед началом пения и между музыкальными фразами, удерживая до конца);
5) ансамбль (петь, прислушиваясь друг к другу);
6) звукообразование (уметь петь выразительно, лёгким и светлым звуком
в диапозоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы в соответствии с прозрачным, нежным, ласковым, добрым и приветливым характером);
своевременно начинать и заканчивать песню;
эмоционально передавать радостный характер мелодии;
способствовать развитию навыков пения с музыкальным сопровождением и без него;
содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песни;
развивать песенный музыкальный вкус.
3. Ритмика:
Вид ритмики: Танец с зафиксированными движениями.
1) музыкально-ритмические навыки :
познакомить детей с музыкой и движениями польки, учить эмоционально откликаться на неё;
развивать чувство ритма, умение передавать через движения весёлый, задорный, звонкий, бодрый и энергичный характер польки, её эмоционально-образное содержание;
самостоятельно начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки;
учить исполнять выразительно танец.
2) двигательные навыки:
улучшать качество шага польки;
способствовать формированию правильной осанки;
совершенствовать навыки исполнения танцевальных движений под музыку польки :
умение координировать движения, качественно, чётко и ловко их выполнять, свободно ориентироваться в пространстве, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Предварительная работа воспитателя:
Познакомить детей со старинными танцами и культурой разных народов.
Ход занятия:
М. р. : О, танец! Ты мечты моей стремленье!
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновенья,
Оваций восхитительный букет!
Фокстрот и танго, джайв и тарантелла,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несёт и кружит в звездном вихре вас!
Здесь буйство красок, нежных чувств мгновенья,
Мельканье рук, движенье бёдер, ног …
О, танец! Ты — великое творенье,
Волнующий, божественный восторг!
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем месте встречи с музыкой. Сегодня мы с вами побываем в чудесном мире танцев и узнаем много нового о танцевальной музыке.
Танец всегда был связан с музыкой. В танцах разных народов отразились различные стороны их жизни и характера. Очень давно дошли до нас названия таких танцев, как ригодон, вальс, полька и другие. Большая часть танцев, исполнявшихся когда-то на балах, народного происхождения, но попав «ко двору», они изменились. На характер движений и конечно же музыки оказывают влияние место, где танец исполняется.
М. р. : Ребята, как вы думаете, а где раньше исполняли танцы?
Дети: На деревенском лугу или в дворцовом зале.
М. р. : Правильно, ребята. Огромную роль также играет и то, кто исполняет танец и как одеты танцующие : тяжелые, шитые золотом, украшенные драгоценными камнями платья богатых или скромная одежда простых людей. Популярен в прошлом ригодон. Ригодон — старинный французский танец крестьян, который исполнялся в парах (показ наглядности). Крестьяне, ребята, - это люди, которые жили в сёлах, выращивали урожай и животных. «Ригодон» был написан и А. Ф. Гедике, русским композитором, пианистом и педагогом (показ наглядности). В своём произведении он смог передать самое весёлое и радостное настроение танца того времени. Сейчас мы с вами его внимательно послушаем и попробуем очутиться в мире этого танца.
(Выразительное исполнение произведения.)
М. р. : Ребята, какие чувства вы испытали, прослушав это произведение?
Дети: Счастье, радость.
М. р. : Скажите, а какой характер у этой музыки?
Дети: Живой, весёлый, жизнерадостный.
М. р. : Правильно, музыка этого произведения очень радостная, танцевальная, улыбающаяся, неторопливая, мягкая. В ней есть два очень красивых звука, напоминающих нам звучание старинного музыкального инструмента, который называется волынка (показ наглядности). Послушайте их (сыграть аккорд).
М. р. : Ребята, к этой мелодии есть очень хорошее стихотворение, которое можно пропеть. Послушайте его:
1. Я танцую сейчас ригодон дон, дон.
Этот танец прекрасен и тих.
Подходите вставайте со мною в круг
Это танец для всех вокруг.
2. Раз, два, три, Раз, два, три
Посмотри
Посмотри
Посмотри ты вокруууг.
3. Солнце, небо, цветы,звери-
Все вокруг-
Мы танцуем сейчас ригодон
Это танец души и добра вокруг
С нами вместе танцуй ригодон!
М. р. : Ребята, вам понравилось это стихотворение?
Дети: Да, очень!
М. р. : Хорошо, а теперь мы с вами ещё раз послушаем «Ригодон» А. Ф. Гедике и вы попробуете сказать мне, похож ли он с только что прослушанным стихотворением.
(Повторное исполнение произведения.)
М. р. : Ребята, как вы думаете, созвучно ли наше чудесное произведение с прочитанным мною стихотворением?
Дети: Да, конечно!
М. р. : Молодцы! Ребята, вы смогли ответить на все мои вопросы. Но я забыла как зовут композитора и как называется его произведение, с которыми мы с вами познакомились. Вы мне подскажите?
Дети: Композитора зовут А. Ф. Гедике, а его произведение называется «Ригодон».
М. р. : Правильно, ребята. Вы молодцы!
М. р. : Немаловажное место в мире танцев занимает вальс, который стал известен уже очень давно (показ наглядности). Он считается одним из самых любимых бальных танцев.
Родился в Австрии мой дед,
Я тоже там увидел свет,
А вскоре полюбил весь мир
Моих мелодий нежный вихрь.
Сейчас я закружу и вас -
Чтобы узнали танец вальс.
Вальс, ребята, танцуют очень легко, кружась вокруг себя и вместе с тем продвигаясь вперёд. Он может быть умеренным и более быстрым, вихревым.
М. р. : А ещё наш вальс дружит с песней. И сейчас мы с вами познакомимся с очень интересной песенкой, которая называется «Каждый по-своему маму поздравит». Давайте я вам её исполню, а вы её внимательно послушаете.
(Выразительное исполнение произведения.)
М. р. : Ребята, о чём поётся в этой песенке?
Дети: О том, что животные и дети по-своему поздравляют свою маму.
М. р. : Да, ребята! В этой песенке поётся о том, как животные и дети поздравляют своих мам.
М. р. : Ребята, как вы думаете, с каким праздником они их поздравляют?
Дети: C Днём Матери или 8 Марта.
М. р. : Правильно, ребята! А какой характер у музыки этой песенки?
Дети: Радостный, напевный.
М. р. : Молодцы! Эта песенка очень светлая, нежная, ласковая, добрая, приветливая. В ней мы с вами знакомимся с очень интересными животными. А с какими, вы мне скажите, отгадав загадки:
Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких –
Красные ботинки.
М. р. : Кто это, ребята?
Дети: Утёнок!
М. р. : Правильно! Это утёнок (показ наглядности).
М. р. : Слушайте дальше:
Я живу в уютной норке
На обед зерно ищу
Голосок мой очень тонкий
Пи-пи-пи чуть что пищу.
М. р. : Кто это?
Дети: Мышонок!
М. р. : Молодцы! Это мышонок (показ наглядности). Ребята, а вот ещё одна загадка:
Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок
Голос мой визглив и звонок
Я весёлый…
Дети: Поросёнок!
М. р. : Правильно, ребята! Это утёнок, мышонок и поросёнок. Они очень любят своих мам и хотят, чтобы мы с вами помогли им их поздравить, разучив эту замечательную песенку.
М. р. : Ну, что, ребята, поможем нашим гостям поздравить мам с праздником?
Дети: Да, конечно!
М. р. : Хорошо, а теперь давайте я вам спою эту песенку без музыкального инструмента (сыграть настройку).
(Выразительное исполнение произведения а’cappella.)
М. р. : Ребята, в нашей песенке есть трудные слова. Давайте мы с вами их проговорим: каждый, по-своему, поздравит, слушайте, мышата, поросята, мамочку, песню, споём, скажем.
М. р. : Молодцы, ребята! А хотите поговорить как наши животные?
Дети: Да!
М. р. : Тогда повторяйте за мной: Кря-кря (это утята, пи-пи (мышата) и хрю-хрю (это поросята).
М. р. : Хорошо, ребята! Нашим гостям очень понравилось, как мы с ними разговариваем на их языке и они благодарят нас за то, что мы помогли им поздравить мам. Сейчас они спешат к своим мамам и поэтому говорят нам всем «до свидания!». Давайте с ними попрощаемся: «До свидания!».
Дети: До свидания!
М. р. : Вот мы с вами и подошли к самой интересной части нашего путешествия в мир танцев. Я вижу вы все устали и желаете немного потанцевать, правда?
Дети: Да!
М. р. : Тогда давайте мы с вами познакомимся с полькой, под которую мы с вами будем танцевать. А написал её М. И. Глинка, замечательный русский композитор и педагог (показ наглядности). Полька, ребята, - это чешский народный танец, который танцуют очень весело и быстро (показ наглядности). Послушайте её внимательно.
(Выразительное исполнение произведения.)
М. р. : Ребята, какого характера музыка?
Дети: Радостного, игривого.
М. р. : Правильно. Музыка этой польки очень весёлая, задорная, звонкая, бодрая, прыгучая. Давайте мы с вами её прохлопаем.
(Прохлопывание ритма произведения.)
М. р. : Хорошо, ребята! А какие быстрые танцы вы ещё знаете?
Дети: Гопак, краковяк.
М. р. : Молодцы! Что-то мы с вами засиделись, давайте танцевать?
Дети: Давайте!
Описание танца :
1. Боковые приседания (1-4 такты).
2. Шаг польки вокруг себя (4-8 такты).
3. Хлопки в парах (8-12 такты).
4. Поскоки в парах (12- 16 такты).
(Выразительное исполнение танца под собственное пение.)
М. р. : Какие вы все молодцы! А наше с вами путешествие в мир танцев подходит к концу. Вам оно понравилось?
Дети: Да, очень!
М. р. : Хорошо!
М. р. : Ребята, давайте мы с вами вспомним, с кем сегодня познакомились, кого видели и что делали.
Дети: Мы познакомились с русскими композиторами А. Ф. Гедике, М. И. Глинкой и видели очень замечательных животных.
М. р. : Правильно, ребята! Сегодня мы с вами видели утёнка, мышонка и поросёнка. Также мы познакомились с «Ригодоном» А. Ф. Гедике, песенкой «Каждый по-своему маму поздравит», «Полькой» М. И. Глинки и смогли попеть и потанцевать. На этой интересной ноте мы с вами прощаемся, до новых встреч!
Дети: До свидания!