Приложение МААМ

Конспект музыкально-литературного досуга для детей подготовительной группы «Живое народное слово»

Светлана Левадная
Конспект музыкально-литературного досуга для детей подготовительной группы «Живое народное слово»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные области:

Познавательное развитие, Художественно- эстетическое, Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Цель:

Пробуждать интерес детей к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Учить использовать образно- игровые способы для приобщения детей к различным жанрам устного народного творчества

Задачи:

Публикация «Конспект музыкально-литературного досуга для детей подготовительной группы „Живое народное слово“» размещена в разделах

Образовательные: Уточнить знания детей о жизни и быте русского народа в старину, о крестьянском труде, о ремёслах, взаимоотношении членов семьи. Познакомить детей с термином «фольклор». Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении У. Н. Т. : пестушек, потешек, колыбельных песен, закличек, считалок, хороводных игр, пословиц и поговорок. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.

Развивающие: Развивать диалогическую речь, темпо-ритмическую сторону речи, мышление, двигательную и речевую активность.

Воспитательные: Воспитывать любовь к устному народному творчеству, формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Методы и приемы: Игровые упражнения, театрализованная деятельность, разучивание и использование жанров русского устного народного творчества.

Оборудование:

Русские народные костюмы детей;

Иллюстрации с изображением старинного русского быта;

Атрибуты к сказке (мосток-картинки, глина, кувшин, мешок, топор,

Куклы

Картинки-домашние животные;

Картинки - природные явления;

Картинки - пословицы;

Платочки для танца;

Книги песенки-потешки.

Ход занятия:

Дети в русских народных костюмах входят в зал под народную мелодию. Зал украшен в стиле русской народной избы. Садятся на стулья.

Воспитатель (в рус. нар. костюме)

Воспитатель: - Пришли гости. Вы сегодня одеты необычно. Во что вы одеты? народные костюмы). Давайте поиграем.

Сорока, сорока,

Где была-далёка.

Кашку варила,

На стол становила.

Деток кормила,

На порог скакала,

Гостей созывала. – Что это? Пальчиковая песенка-потешка

Вот такое произведение:

Баю-баю-баиньки,

Купим Мише валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьки.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить. Колыбельная песенка.

Вот такое произведение:

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы с тобой играть,

Небо, звёзды, луг, цветы,

И, конечно, водишь ты. Считалочка.

Или вот ещё :

Стоит в поле терем-теремок, он ни низок, не высок. Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт. Сказка.

- Что это все вместе? (Фольклор)

Воспитатель: - Так вот все эти произведения и ещё другие произведения заклички, приговорки, небылицы, прибаутки, пальчиковые игры, народные игры, скороговорки, пословицы и поговорки, песни и называются Фольклором, или устным народным творчеством. Вы с родителями делали книжки. Это произведения придуманы народом давным-давно, люди придумывали небольшие стихи, песенки, рассказывали и сочиняли сказки для своих детей. Дети вырастали, напевали эти песенки своим детям. Играя и напевая, они обучали их, готовили к взрослой жизни; показывали и рассказывали об окружающей природе, отношению к жизни, взаимоотношению людей, труде, отдыху, красоте природы.

Предлагаю вам отправиться в прошлое, чтобы узнать, как жили наши предки, как воспитывали своих детей. Поможет нам в этом игра.

Игру «Современность старина»

Предметы одинакового назначения, но разные по внешним признакам: лавка-кресло, диваны корзина-сумка колыбель- дет. кроватка

колодец - водопровод сундук-шкаф печка - плита, батарея

лучина- электр. лампа чугун-кастрюли веник - пылесос

лапти-туфли изба - каменный дом горшок- банки, бутылки

валенки-сапоги самовар-чайник дер. ложки- мет. ложки

Вот мы и попали с вами в старинную русскую деревню. Давайте поговорим, как же тогда жили люди. Семьи были большие, детей было много. Так и говорили:

Дети в доме – это счастье.

Без деток – и дом сирота.

Изба детьми весела.

Воспитатель: - Рождается ребенок в доме, мать возьмет его на руки и начинает с ним заниматься, разговаривать, играть. Да не просто играть, а петь ему ПЕСТУШКИ.

- Какое слово интересное «Пестовать -пестушки» Слово обозначает нянчиться, растить, успокаивать. Берёт мать дитя на руки и играет с его ручками - ножками. Купает его или учит ходить, всегда сопровождает свои действия песенками стишками. Стишки складные, напевные, ласковые:

- С какой целью их говорили?

Ай лады, лады, лады, Потягунушки, потягунушки,

Не боимся мы воды, Поперёк толстунушки,

Водичка –водичка А в ножки ходунушки,

Умой Маше личико, А в ручки хватунушки,

Чтобы глазки блестели, А в роток – говорок,

Чтобы щечки краснели, А в головушку – разумок. (Массаж)

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

(Для умывания) Ты сыночек не плачь,

Я куплю тебе калач,

Ладушки, ладушки, Сынок – не вой,

Где были? У бабушки. Я куплю другой.

А что ели? Кашку? Сынок - не реви

А что пили? Простоквашку. Я куплю тебе три.

Кашка сладенька,

Бабушка добренька, Шла баба из за морья

Попили - поели: Несла кузовок здоровья,

Шуууууууу- полетели. Тому-сему помаленьку.

На головку сели. Сели-посидели, А Ванюше целый кузовок.

Домой полетели. У волка заболи, у лисы заболи,

(Накормить) У медведя заболи:

А у Ванечки все заживи. (Успокоить)

- Наши игры с пальчиками, в которые мы с вами играем. Это тоже пестушки.

- Давайте поиграем

Пальчиковая игра «Коровка».

Дай молочка, Бурёнушка, Вытянуть указательные пальцы вверх,

показать «рожки»

Хоть капельку на донышке. Сложить ладони «чашечкой»

Ждут меня котятки, На каждое произнесение строчки,

загибать по одному пальцу

Милые ребятки.

Дай нам сливок на ложечку,

Творожку немножечко,

Масло, простоквашу,

Молочка на кашу.

Всем даёт здоровье

Молоко коровье.

Воспитатель: - Подрастают детишки, начинают ходить, вокруг себя все посматривать, изучать. Песенки становятся всё интересней.

Они уже рассказывают об окружающих предметах, зверях, домашних животных, птицах и эти песенки называются ПОТЕШКАМИ. Еще одно интересное слово : Потешка, обозначает, потешать, развлекать, играть,

Раньше эти песенки пели, рассказывая о житье человека, о праздниках, о труде, обо всём, что окружает ребенка. Дети слушают такие песенки и познают мир вокруг себя.

Посмотрите я вам принесла книжки с потешками для малышей.

- Читает потешки (Прочитать 2-3 потешки)

Воспитатель: - Надо маленькое дитя уложить спать, мать поёт песенку КОЛЫБЕЛЬНУЮ. Песенки ласковые напевные, ребёнок, слыша родной голос матери, быстро успокаивается и засыпает. Наши девочки знают некоторые колыбельные песенки:

Уж, ты, котенька-коток,

Котик, серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Уж как я тебе коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога,

Да кувшинчик молока.

Ты уж ешь, не кроши,

Больше котик не проси.

Воспитатель: - Подрастают детки, становятся взрослее, выходят на улицу. А там тоже детей много, чем же они занимаются. Да играют в НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ :

- Таких игр много, есть с бегом, прыжками, с различными предметами. А как же выбрать, кто будет водящим? С помощью стишка - СИТАЛОЧКИ.

Сейчас мы поиграем в игру «ГОРЕЛКИ».

А считалочкой выберем водящего.

Считалочка. Читает ребё нок:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы сейчас играть,

К нам сорока прилетела:

И тебе водить велела!

НАРОДНАЯ ИГРА «ГОРЕЛКИ»

Водящий с ленточкой (платочком) в руках стоит напротив детей.

Дети стоят парами друг за другом в колонне, сцепившись руками, и говорят слова :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз-два-три - Гори.

На последнее слово «Гори» последняя пара расцепляет руки и со своих сторон бежит к водящему. Тот, кто первым выхватил ленточку - становится водящим. Второй игрок встаёт с проигравшим впереди. Игра продолжается. (СЕЛИ)

Воспитатель: - Дети вырастали и становились взрослыми людьми. Начинали трудиться. Давайте вспомним, чем занимались наши предки давным-давно несколько веков назад. Каким трудом занимались взрослые мужчины и женщины? -Скажите, кто такие крестьяне?

Дети:- Это люди, живут на земле и трудятся на ней.

Воспитатель:- Правильно. Но мужчины и женщины занимались разными делами, у каждого из них были свои обязанности. Что делали мужчины?

Дети: - Пахали землю, засевали поля, косили траву, заготавливали дрова, охотились в лесу, добывали зверя, ходили на рыбалку, занимались строительством.

Воспитатель: - Да много работы было в старину у крестьян. Но были и другие дела - ремёсла у мужчин. Сейчас мы вам покажем и расскажем

СКАЗКУ «Кто починил мосток»

Инсценировка сказки «Кто починил мосток»

Герои сказки: мальчики. Мосток - Ваня Печник - Илья Гончар- Денис

Мельник - Тихон Кузнец - Серёжа Плотник - Семён

Да ремесленники тоже жили на Руси, выполняя свой труд, предметы, которые были нужны народу.

А как по-другому назвать слово Ремесло - труд, работа, профессия.

СКАЗКА «КТО МОСТОК ПОЧИНИЛ»

Давным–давно, за тёмными лесами, под ходячими облаками, под частыми звёздами, под красным солнышком стояла деревенька Невеличка, а рядом протекала речушка Неглубинка. Люди в той деревне жили простые да работящие, смастерили они через свою речушку Неглубинку деревянный мосток – переправу. Крепкий мосток, ладный. Службу свою мосток служил исправно, всякого сухим с одного берега на другой переправит. Идут девицы в лес за грибами, по досточкам, мягко ступают - легко мостику. Идут гуси на луг, по мосточку, шагают – легко мостику. Скачет конь вороной по мостику, подковами постукивает - тяжело мостику. Стоит мосток поскрипывает, да не жалуется, дело своё честно выполняет.

Много лет прошло, много воды утекло в речке Неглубинке. Стал мосток уже не тот: настил прогнил, перила покосились, доски прогнили. Идут девицы в лес - обходят мосток стороной, идут гуси на луг – проходят по мелководью. Скачет конь вороной - не проходит по мостику. Стоит мосток без дела-работы. Погрустил мосток без заботы и отправился в путь – дорогу мастера искать, чтобы его починили.

Первым ему повстречался на пути печник:

Поклонился ему мосток и говорит.

- Здравствуй, печник - теплу хозяин! Починил бы ты меня?

Отвечает печник:

- Не серчай, мосток – переправа. Моё ремесло иное - кирпичи брать, да печи ровно класть. Возьми моей глины, да ступай себе дальше. (Даёт глину)

Пошел мосток дальше. Повстречался ему на пути гончар.

Отдал мосток глину, да с поклоном обратился.

- Здравствуй, гончар-глинник! Починил бы ты меня? (Отдаёт глину)

Отвечает гончар:

- Спасибо. Не сердись мосток- переправа, моё ремесло другое- горшки мастерить, а не мосты править. Возьми мой горшок, да ступай-ка, ты дальше. (Даёт горшок)

Пошёл мосток дорогою. Вскоре повстречался ему на пути мельник.

Отдал мосток горшок, да с поклоном обратился.

- Здравствуй, мельник - не бездельник. Починил бы ты меня, подладил бы? (Отдаёт горшок)

Отвечает мельник:

- Не серчай, мосток-переправа. Моё дело иное – зерно в муку молоть, да в мешки насыпать. Возьми муки мешок, да ступай себе дальше. (Дает муку)

Пошёл мосток дальше. Вскоре повстречался ему кузнец.

Отдал мосток муку, да с поклоном обратился.

- Здравствуй, кузнец- коваль! Починил бы ты меня, подладил бы! (Отдает муку кузнецу)

Отвечает ему кузнец:

Не сердись, мосток-переправа! Моё ремесло иное – у наковальни стоять, молот крепко держать, да железо ковать. Возьми топор железный, да ступай- ка ты дальше. (Дает ему топор)

И пошёл мосток дальше, вскоре повстречался ему на пути плотник.

Отдал мосток топор, да с поклоном обратился.

-Здравствуй, плотник с деревом работник! Починил бы ты меня, подладил бы!

Обрадовался плотник, топору новому. Без промедления за работу принялся: настил прогнивший заменил, перила закрепил, опоры починил. Без сучка вышел мосток, без задоринки.

- Принимайте, люди добрые, работу плотницкую! Служи мосток-переправа!

Стоит новый мосток, дальше людям служит. Идут девицы в лес, поклон мастерам!

Ведёт Савушка гусей на луг - поклон мастерам!

Скачет конь вороной с купцом в седле - поклон мастерам!

Бежит под мостом речка Неглубинка, журчит-говорит водица и рассказывает всем проходящим сказку о том, кто мосток починил.

Воспитатель: Какой же был женский труд в старину? Чем занимались женщины?

Дети: - Они занимались домашним хозяйством. Носили воду, топили печки, готовили еду, убирались в доме, воспитывали детей, ухаживали за домашним скотом. Помогали мужчинам в поле.

Воспитатель: - Крестьянский труд - это тяжёлый труд. И в старину люди многое они делали вручную. На работу в поле выходили мужчины и женщины, и все вместе трудились.

- Чтобы урожай был богатым, люди обращались за помощью к солнцу, ветру, дождю. Эти обращения назывались закличками.

Солнышку

Солнышко, покажись,

Красное снарядись,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Да малых ребят.

Дождю

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай - не жалей,

Брызни в поле пуще-

Станет травка гуще.

- Сейчас мы проведём ХОРОВОДНУЮ ИГРУ «А мы просо сеяли»

Что такое хороводная игра?

Дети:- Когда люди идут по кругу, поют песни и все вместе показывают общие движения. Игра - хоровод. «А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ»

А мы землю пахали, пахали, Идут по кругу вращают руками.

А мы просо сеяли, сеяли, «Бросают правой рукой» воображаемые семена

А мы просо пололи, пололи, «Тяпают» всходы.

А мы просо косили, косили. Размашистые движения руками

А мы просо рушили, рушили, «Бьют снопы о землю»

А мы просо сушили, сушили, Поднять руки вверх, помахать в стороны.

А мы просо веяли, веяли «Держат воображаемое решето»

А мы кашу варили, варили, Правой рукой «мешают кашу»

Кушайте на здоровье пшенную кашу! Поклон. Вытянуть руки вперед-вниз

СЕЛИ.

Воспитатель: - Вечерами, после работы женщины занимались рукоделием. Сами изготавливали полотно, вязали, шили, ткали, плели, вышивали узоры на одежде. Работа эта была долгой, чтобы подбодрить себя, не скучать за этим занятиями пели НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Инсценировка НАРОДНОЙ ПЕСНИ «ПРЯЛИЦА» (девочки)

Славился русский народ своим трудолюбием. О трудолюбии люди придумывали пословицы и поговорки – это народная мудрость. Как вы понимаете эти пословицы?

Маленькое дело лучше большого безделья. О труде.

Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Итог занятия.

Воспитатель:- Настало время возвращаться в современность. Повернись, в настоящее вернись.

Вопросы:

- Что использовали предки, чтобы воспитывать своих детей трудолюбивыми, добрыми, ответственными?

- Что интересного вы узнали, когда побывали в старинной русской истории?

- Как называются старинные песенки, с помощью которых родители воспитывали своих детей?

Публикации по теме:

Фотоотчет о фестивале-конкурсе чтецов «Живое слово»Фотоотчет о фестивале-конкурсе чтецов «Живое слово» Сегодня учащиеся Кромской начальной школы в рамках фестиваля "Живое слово", побывали в гостях в Гостомльской школе имени Н. С. Лескова с.

Фотоотчет. Областной конкурс чтецов «Живое слово».Фотоотчет. Областной конкурс чтецов «Живое слово». 16 мая в областном духовно- патриотическом Центре Арское при Богоявленском храме с. Арское, г. Ульяновска, проходил областной конкурс чтецов.

Сценарий музыкально-литературного досуга в средней группе «Осень — славная пора»Сценарий музыкально-литературного досуга в средней группе «Осень — славная пора» «Осень – славная пора» Цели: 1. Закреплять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен.

Сценарий музыкально-спортивного досуга-соревнования к Дню матери для подготовительной группы ДОУ «Мамочки-дочки» Ход мероприятия:Музыкальный руководитель: Добрый день! Рада видеть вас ребята на празднике, который я назвала «Дочки - матери». Мы уже.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Сценарий литературного досуга в подготовительной группе по творчеству Елены Александровны БлагининойСценарий литературного досуга в подготовительной группе по творчеству Елены Александровны Благининой Цели: знакомство детей с творчеством Е. А. Благининой; формирование навыков выразительного чтения; привитие любви к чтению книг. Оборудование:.

Сценарий музыкально-литературного досуга «Мы в космос тоже полетим»Сценарий музыкально-литературного досуга «Мы в космос тоже полетим» Музыкально-литературный досуг «Мы в космос тоже полетим». Задачи: Воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за нашу страну, которая.

Сценарий музыкально-спортивного досуга «День защитника Отечества» для детей старшей группыСценарий музыкально-спортивного досуга «День защитника Отечества» для детей старшей группы В предверии праздника "День защитника Отечества" мы с музыкальным руководителем организовали для детей музыкально-спортивный досуг. Дети.

Сценарий музыкально-спортивного досуга детей средней группы «Я и моя мама»Сценарий музыкально-спортивного досуга детей средней группы «Я и моя мама» Попова Валентина Сценарий музыкально-спортивного досуга детей средней группы «Я и моя мама» Цель: совершенствовать двигательную активность.

Сценарий музыкально-спортивного досуга к 23 февраля «Моряки против пограничников, кто сильнее?» для подготовительной группы ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:Дети под песню «Моя армия сильная-сильная» садятся на стульчики по командам «моряки» и «пограничники». Ведущий : Дорогие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкально-литературного досуга для детей подготовительной группы «Живое народное слово»
Опубликовано: 27 августа 2023 в 18:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект музыкально-литературного досуга для детей подготовительной группы «Живое народное слово»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Левадная (УИ 3028119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД