Корнюшина Валентина
Конспект методической разработки «Игры со стихами» для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игры со стихами
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
Публикация «Конспект методической разработки „Игры со стихами“ для детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
дошкольного возраста, как в группе, так и на улице. Заучивание стихов требует активной работы ума. Традиционно считается, что для того, чтобы выучить стихотворение, необходима, в первую очередь, память. Однако стихи- это такой редкий материал,который учит ребенка чувствовать слова, музыку слова,гармонию,представлять настроение автора,сопереживать и сочувствовать. Я поделюсь своим опытом работы со стихотворением. Чтобы стать поэтом, нужно не только много и вдумчиво учиться, но и обладать даром поэтического слова. Стать поэтом трудно, а вот писать «домашние стихи», рифмовать могут многие. Необыкновенную, ни с чем не сравнимую радость творчества испытывает человек, слагающий стихи. Это занятие доставляет людям не только удовольствие, но и пользу. Все потом пригодится в профессиональной деятельности: и навык творчества, и радость от процесса созидательного труда. Занимательные игры со стихами не только развлечение, они служат и для развития памяти.
Игра № 1: «Топ-топ-топ» для детей 3-5 лет
Правила игры :
- Дети встают рядом с воспитателем образуют малый круг.
- Слова для игры произносят хором, ритмично, с добавлением движений по смыслу текста (при разучивании игры потребуется показ воспитателя)
Слова для игры :
Раз – Два! Три – Четыре!
(дети делают 4 шага назад)
Круг мы сделаем пошире
(образуется большой круг, не держась за руки)
Другу рядом улыбнемся
(повернуться и улыбнуться)
Крепко за руки возьмемся.
(Взяться за руки)
Шаг за шагом мы пойдём
Свои ножки разомнём.
Топ – топ – топ! Идут ребята
Топ – топ – топ! Идут куда-то.
(выполняются ритмичные шаги в правую сторону)
Остановка у ворот.
(остановились и стоим на месте)
Значит, будет поворот.
(поворот в левую сторону)
Повернулись дети дружно!
Продолжать движения нужно.
Шаг за шагом мы пойдём
Свои ножки разомнём.
Топ – топ – топ! Идут ребята
Топ – топ – топ! Идут куда-то.
(выполняются ритмичные шаги в левую сторону)
Мимо речки и озер.
Мимо леса, мимо гор.
Всё идут, шагают ноги.
Стоп – стоп – стоп. Конец дороги.
(остановились и стоим на месте)
Мы пришли! Встречайте нас.
(повернуться лицом в круг, протянуть 2 руки вперед)
И похлопайте 5 раз.
(Хлопаем в ладоши Игра «Кошки-мышки».
Становитесь в хоровод!
Оля -мышка,
Саша-кот!
Будем дружно играть,
Коту мышку не догнать!
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу воспитателя малыши поднимают сцепленные руки в вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз( «Воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:
Ты не бойся, мышка, кот
Не пройдет в наш хоровод!
Игра повторяется с другими котом и мышкой.
Игра «Волк и зайцы»
Раз, два, три, четыре, пять.
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька,и ты.
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся – иди!
(В. Витка, перевод с белорусского И. Токмаковой)
Дети зайцы прыгают на двух ногах врассыпную, согласовывая движения с текстом стихотворения. Остальные стоят по кругу и хлопают в ладоши.
На последний куплет дети прячутся за спинками стульев, стоящих по кругу. Заранее назначенный ребенок- волк ищет зайцев, забирает тех детей, которые пошевелились.
Читаю стихотворение про бобра. Читаю только один раз.
БОБЕР
Посмотри-ка на бобра-
Без пилы без топора,.
Валит он в лесу осину-
Строит в заводи плотину!
Зубы крепкие бобра
Поострее топора
Задание 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает?
Задание 2. Сможешь ли нарисовать то, о чем говорится в стихотворении?
Нарисуй!
Примечание. В процессе выполнения задания,скорее всего, потребуется помощь. Можно и нужно обсуждать любые вопросы, связанные с темой.
Нужно постараться при этом не повторять стихотворение слишком часто. Когда рисунок будет закончен, спрашиваю: «Что ты нарисовал (нарисовала)
-Что думает бобер? Зачем бобер строит плотину?
-Почему ты нарисовал бобра и его плотину так, а не иначе?
Необходимо обсудить с ребенком все нюансы его произведения: цвет, формы размер, контуры, время года.
После вопросов-ответов начинаю учить стихотворение. Это окажется достаточно простым делом,так как ребенок уже прочувствовал информацию. Обращаю внимание на то сколько нам пришлось повторять стихотворение.
ИГРЫ СО СЛОВАМИ
Мышки
Вышли мышки как-то раз (шагают)
Посмотреть, который час (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мышки дернули за гири.
(движения руками сверху вниз)
Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)
Побежали мышки вон (бегут)
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Капуста
Мы капусту рубим — рубим,
(ударяем ребрами долоней об стол)
Мы капусту солим — солим,
(«»солим»» щепотками обеих рук)
Мы капусту трем — трем,
(потираем ладошки)
Мы капусту жмем — жмем.
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Ножки, ножки бежали по дорожке. (просто побегать)
Бежали лесочком,
Прыгали по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прибежали на лужок,
Потеряли сапожок.
(прыгать на двух ногах, а на последних словах присесть на корточки и повернуться то в одну, то в другую сторону, будто ищешь сапожок)
Где же наши ручки?
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои?
(прячем руки за спину)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять!
(показываем руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои?
(закрываем уши ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять!
(показываем ушки)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои?
(закрываем глаза ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять!
(показывает)
Змейка
детей 3-5 лет
Игра проводится на улице во время прогулки.
Атрибуты для игры :
- Нарисованная желтым мелом (краской) на асфальте змейка и 5-6 разноцветных кругов (мячей)
Правила игры :
-Дети выстраиваются друг за другом в линию
- Произносят хором закличку на игру
Закличка на игру:
Змейка в мячики играла
Так играла, что устала.
Прилегла бедняжка в тень
И ползти ей дальше лень.
Слова для игры (произносит воспитатель)
Раз, два, три, четыре, пять
Приглашаю поиграть.
Мы отправимся с тобой
По дорожке по кривой.
(бег по змейке друг за другом)
Ты дружочек не робей.
Ты вперед беги скорей.
Ручки за спиною спрячь
Прыгни ножками на мяч.
(прыжки на 2-х ногах)
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Мы умеем побеждать.
Чемпионам УРА!
Продолжается игра.
(Дети, пробежавшие весь путь возвращается в конец хвоста змейки и при желании проходят ещё раз) Игра может продолжаться до сохранения интереса детей.
Рекомендации: Второй игрок начинает движение только после того как первый игрок добежит до середины змейки.
Игра «Кошки-мышки».
Становитесь в хоровод!
Оля - мышка,
Саша-кот!
Будем дружно играть,
Коту мышку не догнать!
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу воспитателя малыши поднимают сцепленные руки в вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз( «Воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:
Ты не бойся, мышка, кот
Не пройдет в наш хоровод!
Игра повторяется с другими котом и мышкой.
Игра «Волк и зайцы»
Раз, два, три, четыре, пять.
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька,и ты.
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся – иди!
(В. Витка, перевод с белорусского И. Токмаковой)
Дети зайцы прыгают на двух ногах врассыпную, согласовывая движения с текстом стихотворения. Остальные стоят по кругу и хлопают в ладоши.
На последний куплет дети прячутся за спинками стульев, стоящих по кругу. Заранее назначенный ребенок- волк ищет зайцев, забирает тех детей, которые пошевелились.
Кошки-мышки».
Становитесь в хоровод!
Оля -мышка,
Саша-кот!
Будем дружно играть,
Коту мышку не догнать!
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу воспитателя малыши поднимают сцепленные руки в вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз( «Воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:
Ты не бойся, мышка, кот
Не пройдет в наш хоровод!
Игра повторяется с другими котом и мышкой.
Игра «Волк и зайцы»
Раз, два, три, четыре, пять.
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька,и ты.
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся – иди!
(В. Витка, перевод с белорусского И. Токмаковой)
Дети зайцы прыгают на двух ногах врассыпную, согласовывая движения с текстом стихотворения. Остальные стоят по кругу и хлопают в ладоши.
На последний куплет дети прячутся за спинками стульев, стоящих по кругу. Заранее назначенный ребенок- волк ищет зайцев, забирает тех детей, которые пошевелились.