Елена Новожилова
Конспект мастер-класса с воспитателями «Арт-терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс был проведен мною в рамках педагогического совета с воспитателями детского сада № 169 «Лесная сказка» АНО ДО «Планета детства «Лада» после прохождения курсов повышения квалификации на тему «Арт-терапия».
Конспект мастер-класса по «Арт-терапии».
Цель: развитие творческого потенциала педагогов средствами арт-терапевтических практик.
Задачи: развитие воображения, творческого мышления, ассоциативно-образного мышления; развитие коммуникативных умений педагогов.
Публикация «Конспект мастер-класса с воспитателями „Арт-терапия“» размещена в разделах
Длительность мастер-класса: 1 час.
Оборудование: гуашь, кисти, листы бумаги, баночка для воды.
Участники: воспитатели групп детского сада.
Ход мастер-класса.
Психолог.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня тема нашей встречи «Арт-терапия». Впервые этот термин был веден Адрианом Хиллом (1938г.) при описании собственной работы с больными в санатории. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием. (Э. Крамер).
Арт-терапия в переводе с английского - художественная терапия. Акцент здесь делается не на искусство вообще, а на его разновидности: живопись, скульптуру, дизайн и т. п.
В основе арт-терапии – применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного,отвлекающего, гармонизирующего фактора. Постепенно арт-терапия стала применяться и для здоровых людей. Это терапия отвлекающими впечатлениями; занятостью (с целью отвлечения от переживаний). Арт-терапия - одна из составляющих терапии искусством. Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать сравнения с другими участниками группы, помогает в самовыражении.
Предлагаю Вам взять самую широкую кисть и закрасить белой гуашью все три подготовленных альбомных листочка (размер 10х15см).
Теперь мы создадим фон наших зарисовок. Возьмите среднюю кисть и хаотично поставьте мазки по всему листочку понравившимся цветом. Теперь вымойте кисть и нанесите еще один цвет. Растушуйте кистью по листу оба цвета в однородный фон. Пока листочки подсохнут, определите для себя, на каком листочке Вы будете рисовать цветы, на каком горы, на каком пальму или цветущую сакуру.
Обращаю Ваше внимание, на то, что искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувствии и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности. Не применяются также оценочные суждения в плане: похоже – непохоже, правильно – неправильно, красиво – некрасиво.
Итак, начинаем рисовать цветы. Берем среднюю кисть, с одной стороны обмакнем ее в любой понравившийся цвет, а другую сторону – в другой цвет. Снизу картины крупными мазками рисуем траву. Затем, короткими мазками поверх травы рисуем цветы тем цветом, каким Вы захотите.
Следующая картина горы. Самой тонкой кистью нарисуем контур гор от одного края листа до другого. Вершины гор нарисуем белой гуашью. Внизу гор может быть море, трава, берег, по вашему желанию.
Третья картина – пальма или сакура. Возьмем среднюю кисть и короткими мазками нанесем ствол пальмы. Листья рисуем другим цветом тонкой кистью. Если Вы будете рисовать сакуру – рисуем кривой ствол короткими мазками и используем белую и красную гуашь для цветущей сакуры.
Обратите внимание, что все Ваши работы по-разному интересны, необычны, несмотря на то, что Вы использовали одинаковые материалы.
Рефлексия работы.
Психолог.
Каждый из Вас может поделиться впечатлениями о работе, показать собственные рисунки, рассказать о своем настроении.
Воспитатель Людмила А.
До выполнения работы я чувствовала усталость. Сейчас я чувствую легкость, спокойствие, умиротворение.
Воспитатель Татьяна Б.
Я думала, что совсем не умею рисовать. Но мне было интересно, я узнала много нового в ходе нашей встречи.
Воспитатель Екатерина К.
Я даже не представляла, что получатся такие красивые рисунки у моих коллег. Было приятно, что Елена Николаевна помогла в такой необычной форме раскрыть творческий потенциал каждого участника мастер-класса, повысить самооценку и поднять всем настроение.
Литература.
1. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий – СПб. : Речь, 2003;
2. Арт-терапия в эпоху постмодерна/ под ред. А. И. Копытина. : Спб. : Семантика – С, 2002