Лилия Юсупова
Конспект мастер — класса (совместной деятельности) на тему: «Тесто — это просто» с детьми и родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить использовать возможности соленого теста (тестопластика) — в совместном творчестве родителей и детей.
Задачи:
-познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическимивозможностями этого материала;
- заинтересовать и вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;
- вызвать интерес к данному виду деятельности.
Материал:
- маленькие мячики;
Публикация «Конспект мастер — класса (совместной деятельности) на тему: „Тесто — это просто“ с детьми и родителями» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Тестопластика. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- соленое тесто цветное (зелёное, голубой, оранжевый, красный, жёлтый);
- рабочая доска;
- ДВП 10*15 голубого цвета;
- стека;
- кисть;
-вода;
- влажные салфетки.
Участники мастер класса : дети 3-4 летнего возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Предварительная работа: личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, анкетирование, выставка изделий из солёного теста.
Ход мастер-класса
«Когда творим мы чудеса,
Порою не осознавая,
Мы вносим в детские сердца
Крупинку радости и смеха, и тепла.
Мы учим видеть и ценить
То, что другие часто и не замечают.
Природу, мир вокруг себя любить,
Традиций предков наших не забыть.
Мы вносим в мир прекрасные слова
Тогда, когда творим мы чудеса.» Киселёва А. А.
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.
Плюс первый - это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.
Плюс второй - возможность совместного творчества вместе с детьми и родителями. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.
Плюс третий - идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то - как знать - найдет свое призвание или хобби!
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто. В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".
Тесто - материал очень приятный, податливый, пластичный, а самое главное экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому ребёнку.
Его можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней; можно сделать цветным, добавляя гуашь или пищевые красители при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие; поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века; с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму. Работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаютсяобъёмные, рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
У каждого ребёнка появляется возможность создать свойудивительный мир.
Поделки из теста - очень древняя традиция.
Например: На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукасольки - поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб - соль водится, никогда не переводится».
Солнце и соль - однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища - пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль - солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю. Вспомните, как наши прабабушки лепили из обыкновенного теста фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения.
Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.
А теперь, попробуйте отгадать загадки:
1) Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
2) Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)
3) Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без. (воды)
4)Разноцветные девицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой. (Краски и кисть)
Соль, вода и мука - все, что нужно для изготовления соленого теста.
Существует много различных составов солёного теста. Но мы с вами возьмём самый простой способ.
Состав солёного теста :300 гр. - муки; 300 гр. - соли; 200 гр. - воды.
Совместная работа родителей и детей под музыку.
- Сегодня нам будут помогать наши помощники. - Давайте их пригласим (входят дети).
Сегодня мы с Вами будем делать новогоднюю поделку из солёного теста.
Понадобятся: тесто солёное, рабочая доска, влажные салфетки, кисточка с водой, основа для композиции и стека.
- А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять игру начнёт (повторяем другой рукой).
Изготовление поделки.
1)Деталь «Ёлочка» : для изготовления ёлочки необходимо взять кусок зелёного теста и разделить его при помощи стека на 5 частей.
Части разной величины-
1-большая
2- меньше
3,4 - ещё меньше
5- макушка ёлочки - самая маленькая
Действия: Чтобы сделать ярусы из кусочка нужно:
1) скатать шарик, чтобы тесто однородным;
2) раскатать (приём «вперёд- назад») небольшую колбаску;
3) расплющить (не надавливая, а постукивая указательным пальцем);
4) при помощи стека сделать надрезы («расчёска»).
Итак, все 4 детали для ёлочки делаются аналогично как №1. Ёлочка размещается слева, а снеговик - справа. Ярусы можно изогнуть дугой - Ёлочка будет пышнее. Верхнюю часть каждого яруса слегка смочить водой при помощи кисточки (вода служит клеем для теста).
5-ю деталь - макушку ёлочки катать наподобие - морковки или капельки (для этого раскатать шарик и с одной стороны немного покатать пальцем);
а) расплющить, чтобы получился плоский;
б) сделать стеком надрезы; прикрепить наверху ёлочки. 2) Деталь «Снеговик» :
Для Снеговика необходимо взять белое тесто и разделить на 5
частей.
Действия:
1)Раскатать из частей 1,2,3- шарики. Катать тщательно до однородности, чтобы не было трещин;
2) детали 1,2,3 склеиваются на плоскости при помощи воды;
3) Шарик необходимо слегка приплющить, чтобы он стал похож на пряник;
4) 4-ю деталь делим на 4 части и раскатать небольшие шарики (это будет - конечности);
5) верхние конечности прикрепить по бокам - туловище;
6) нижние конечности слегка сплющить с одной сторон (ноги); смазать низ большого шара водой и прикрепить по бокам.
7) из синего теста - раскатать фигуру наподобие морковки или капельки. Слегка приплюснуть и прикрепить на головупредварительно смочив водой. Прикрепить маленький шарик «помпон».
8)для носа взять оранжевое тесто и раскатать крошечнуюморковочку;смазать место крепления водой и соединить детали.
9)глаза и ротик делаем - обратной стороной кисти;
10)снеговику прикрепляем пуговицы- из цветных шариков;
11)украшаем ёлочку - разноцветными шариками.
Рефлексия:
-Какие трудности вы испытывали при лепке с солёным тестом?
-Какие чувства вы испытывали при лепке изделия со своим ребенком?
-Вы испытали чувство гордости и радости за себя и своего ребенка?
- Вам было уютно, комфортно?
-Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций?
-Нужны ли такие мастер-классы?
Поделки из солёного теста мы дарим Вам в благодарность за участие в мастер - классе.