Александр Баловнев
Конспект мастер-класса в ДШИ «Лепка глиняной свистульки «Куржупка»
▼ Скачать +Заказ
Направление – декоративно-прикладное творчество
Занятие для класса дополнительного образования. Количество детей– 10-12 человек.
Состав группы: учащиеся среднеобразовательных учреждений 1-7 класса, ранее не занимавшиеся в направлении «лепка из глины». Данный МК – ознакомительный. Это первая работа детей с глиной, знакомство с материалом, техниками, приемами работы.
Публикация «Конспект мастер-класса в ДШИ „Лепка глиняной свистульки „Куржупка“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- ДШИ. Детская школа искусств
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Занятие длится 1 час, но в результате ученик получает готовую работу. Такая форма позволяет проводить урок в форме выездного мастер-класса, для презентации программы и курса лепки из глины.
Цель:
- Познакомить учеников с новым для них материалом – глиной. Ее свойствами, особенностями работы, инструментами.
Задачи:
- Рассказать о том, где и как добывается глина.
- Почему этот материал так важен, где применяется. Что делают из глины.
- Как работают с глиной : инструменты, техники.
- Почему занятия с глиной так важны для детей и взрослых.
- Создать готовое изделие из глины.
Сценарий МК.
Используемые материалы: глина, стеки, доски для лепки, вода в стаканчиках, ткань (х. б. полотенца, одноразовые фартуки
Техника и аппаратура: компьютер, проектор, экран (презентация о глине).
На занятии используется объяснительно-иллюстративный метод подачи материала. Учитель рассказывает и показывает ученикам глину, способы работы с ней, инструменты и т. д.
В ходе урока учитель ведет диалог с учеником, в ходе которого школьник сам озвучивает многие знания, полученные в ходе практики: особенности глины, скорость ее высыхания, что происходит, когда она взаимодействует с водой. Тем самым применяются и элементы исследовательского метода обучения.
Этапы урока:
1. Приветствие и вступление – 10 минут
- Приветственное слово учителя
- Краткий рассказ о глине, ее свойствах, применении
- Диалог с учениками: что же делают из глины, как она применяется в быту
- Рассказ о технике безопасности при работе с глиной
(Ученики сидят за столами, на которых лежит дощечка для лепки, на ней ткань, на ткани глина. На каждую пару учеников – стакан с водой. У каждого ученика свой стек, скалка и губка) (рис. 1)
Учитель: Здравствуй ребята. Сегодня мы с вами будем изучать новый для вас материал – глину. Кто-нибудь из вас знает, что такое глина и для чего она применяется?
Ученики: называют предметы, которые делают из глины – посуда, игрушки, кирпичи.
Учитель: да, все правильно. Глина это материал, из которого можно сделать много разных и главное полезных вещей. От строительных материалов до красивых изящных чашечек. Так как добывается глина? Оказывается, что бы добыть глину нужно вырыть большой карьер, яму в земле, из которой с помощью специальной техники (экскаваторов) добывают глину, которая залегает в земле пластами. Глина, которая лежит у вас на столе уже, готова к работе. Она мягкая и пластичная, как пластилин. Этим два материала похожи. Но глина – природный материал, а пластилин искусственный. Оба материала помогают нам с вами не только создавать красивые предметы, но и отдыхать и даже учиться. Оказывается, наши с вами пальчики тесно связаны с головным мозгом, и чем больше вы работаете руками, особенно с мелкими предметами (конструктором, бисером, бусинами, глиной) тем активнее работает наш с вами мозг, тем больше он запоминает, тем умнее мы с вами становимся. Вот почему так важно заниматься творчеством. А для кого-то творчество становится работой. Человек, который учился профессионально работать с глиной, называется мастером. Мастером-гончаром, человеком который создает посуду, или мастером по керамике.
Из глины делают и кирпичи для строительства, и игрушки, и посуду. Но тут самое важное помнить, что глина при высыхании становится ломкой, хотя и твердой. Вот почему глину обжигают, что бы сохранить ее форму, сделать ее более прочной. Температура обжига разная, и в зависимости от того, как, где и сколько обжигается глина – и результат бывает разный.
А еще глина очень маркая. Т. е. оставляет следы и на ваших рука и на вышей одежде. Вот почему прежде чем начать работу мы закатаем рукава одежды, если они у вас длинные, и наденем фартуки.
2. Рассказ о материалах и техниках – 5 минут
- Ученикам разрешается трогать и мять глину, у них есть возможность рассказать о своих ощущениях от нее.
- Рассказ об инструментах: доска для лепки, ткань, губка, стеки, скалка, вода
- Первые попытки слепить основные элементы
Учитель: а вот теперь я разрешаю вам не просто потрогать глину, но даже помять ее, разделить на части, в общем – начать изучать новый материал. Расскажите, какая глина на ощупь? Нравится ли вам с ней работать?
Ученики рассказывают, что глина прилипает к рукам, плохо отчищается, похожа на пластилин и т. д.
Учитель: Давайте попробуем слепить из глины самые простые элементы, вы их уже пробовали лепить раньше из пластилина. Это шарики – раскатываем глину между пальцами или между ладонями круговыми движениями. Колбаски – раскатываем кусочек глины между ладонями или на столе параллельно поверхности. Капельки – раскатываем шарик ребрами ладони, так что часть его утончается.
Рядом с вами лежат самые разные инструменты для лепки. Самый крупный – скалка. Он поможет нам раскатать большой кусок глины в плоский блин. Есть стеки – они помогают отрезать ровные кусочки глины. Есть вода, с ее помощью мы не только замазываем ошибки на поверхности глины, но и склеиваем разные части будущей фигурки. Важно помнить, что брать воду надо по чуть-чуть, совсем капельку, иначе глина превратиться в грязь.
Лепим мы не на столах, а на специальных дощечках для лепки, они легкие и пластиковые. Что бы раскатать глину, надо взять кусочек, положить ее между двумя слоями ткани и начать раскатывать. Попробуем?
3. Начало практической работы – 40 минут
- Повторение за учителем основных элементов для создания основы будущей работы.
- Самостоятельное украшение готовой работы в зависимости от фантазии и полученных знаний.
Учитель:
Приступим к нашей работе. Скатаем из глины шарик. Положим его на ладонь и надавливая большим пальцем превратим его в блин, стараясь, что бы по всей поверхности он был одинаковой толщины.
Затем, держа указательный палец по середине складываем блин по полам, формируем «пельмень» пустой внутри.
С помощью влажной губки хорошо протрем края нашего изделия, что бы они стали ровными. Губка должна быть именно влажной и хорошо отжатой.
Теперь приступим к формированию мордочки нашей птички. Сплющиваем один из концов пельменя формируем голову и клюв птички. Затем формируем из противоположного конца пельменя цилиндр, и уже после этого с помощью стека прокалываем свисток.
Мы с вами любим и умеем фантазировать, применять обычные вроде бы предметы в работе с глиной. Вот например старые фломастеры. С их помощью мы сейчас придадим нашей куржупке глаза, крылья, лапки.
4. Завершение урока – 5 минут
- Подведение итогов. Ученики могут высказать свое мнение, понравлюсь им лепить или нет. Какие элементы были сложными, какие легкими.
- Рассматриваем работы друг друга.
- Уборка: вылить воду, протереть столы, промыть стеки и скалки.
- Рассказ учителя о способах сушки глины.
Учитель: ну что ж, вот наш урок и подошел к концу. Понравилось ли вам лепить?
Ученики: высказывают свое мнение.
Учитель: Теперь надо запомнить как мы будем сушить глину. Так как у нас глина не проходит обжиг, то сушка будет по особым правилам. Во-первых, не на солнце и не на открытом тепле, т. е. не на батарее, иначе изделие потрескается. На первые сутки изделие будет накрыто влажной тканью, а затем уже без нее. Через два дня глину можно будет даже раскрасить.
А теперь приступим к уборке.
В финале урока учитель показывает уже готовые изделия, что бы ученики представляли к чему им стоит стремиться.
Итоги урока. Подобные уроки всегда вызывают неизменный восторг у школьников. Возможность создать свою поделку, поработать с новым материалом и размять пальцы всегда привлекает ребенка. Урок всегда проходит в дружеской, творческой обстановке, ученики обмениваются идеями, советуют друг другу как лучше украсить персонажа и помогают, если что-то не получается.
Для урока специально выбраны простые варианты изделия, что бы ребята могли покинуть занятие с готовым изделием, высушить его дома или вернуться и раскрасить на следующем занятии.
Главным итогом ознакомительного урока становится интерес ребенка к занятиям по лепке из глины, желание заниматься дальше и заинтересованность в новом виде творчества.
Систематическое посещение уроков по лепке из глины позволит ребенку развиться в творческую личность, с богатой фантазией и пониманием мира прекрасного.