Приложение МААМ

Конспект мастер-класса в ДШИ «Лепка глиняной свистульки «Куржупка» (1 фото)

Александр Баловнев
Конспект мастер-класса в ДШИ «Лепка глиняной свистульки «Куржупка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект мастер-класса в ДШИ «Лепка глиняной свистульки «Куржупка»

Направление – декоративно-прикладное творчество

Занятие для класса дополнительного образования. Количество детей– 10-12 человек.

Состав группы: учащиеся среднеобразовательных учреждений 1-7 класса, ранее не занимавшиеся в направлении «лепка из глины». Данный МК – ознакомительный. Это первая работа детей с глиной, знакомство с материалом, техниками, приемами работы.

Публикация «Конспект мастер-класса в ДШИ „Лепка глиняной свистульки „Куржупка“» размещена в разделах

Занятие длится 1 час, но в результате ученик получает готовую работу. Такая форма позволяет проводить урок в форме выездного мастер-класса, для презентации программы и курса лепки из глины.

Цель:

- Познакомить учеников с новым для них материалом – глиной. Ее свойствами, особенностями работы, инструментами.

Задачи:

- Рассказать о том, где и как добывается глина.

- Почему этот материал так важен, где применяется. Что делают из глины.

- Как работают с глиной : инструменты, техники.

- Почему занятия с глиной так важны для детей и взрослых.

- Создать готовое изделие из глины.

Сценарий МК.

Используемые материалы: глина, стеки, доски для лепки, вода в стаканчиках, ткань (х. б. полотенца, одноразовые фартуки

Техника и аппаратура: компьютер, проектор, экран (презентация о глине).

На занятии используется объяснительно-иллюстративный метод подачи материала. Учитель рассказывает и показывает ученикам глину, способы работы с ней, инструменты и т. д.

В ходе урока учитель ведет диалог с учеником, в ходе которого школьник сам озвучивает многие знания, полученные в ходе практики: особенности глины, скорость ее высыхания, что происходит, когда она взаимодействует с водой. Тем самым применяются и элементы исследовательского метода обучения.

Этапы урока:

1. Приветствие и вступление – 10 минут

- Приветственное слово учителя

- Краткий рассказ о глине, ее свойствах, применении

- Диалог с учениками: что же делают из глины, как она применяется в быту

- Рассказ о технике безопасности при работе с глиной

(Ученики сидят за столами, на которых лежит дощечка для лепки, на ней ткань, на ткани глина. На каждую пару учеников – стакан с водой. У каждого ученика свой стек, скалка и губка) (рис. 1)

Учитель: Здравствуй ребята. Сегодня мы с вами будем изучать новый для вас материал – глину. Кто-нибудь из вас знает, что такое глина и для чего она применяется?

Ученики: называют предметы, которые делают из глины – посуда, игрушки, кирпичи.

Учитель: да, все правильно. Глина это материал, из которого можно сделать много разных и главное полезных вещей. От строительных материалов до красивых изящных чашечек. Так как добывается глина? Оказывается, что бы добыть глину нужно вырыть большой карьер, яму в земле, из которой с помощью специальной техники (экскаваторов) добывают глину, которая залегает в земле пластами. Глина, которая лежит у вас на столе уже, готова к работе. Она мягкая и пластичная, как пластилин. Этим два материала похожи. Но глина – природный материал, а пластилин искусственный. Оба материала помогают нам с вами не только создавать красивые предметы, но и отдыхать и даже учиться. Оказывается, наши с вами пальчики тесно связаны с головным мозгом, и чем больше вы работаете руками, особенно с мелкими предметами (конструктором, бисером, бусинами, глиной) тем активнее работает наш с вами мозг, тем больше он запоминает, тем умнее мы с вами становимся. Вот почему так важно заниматься творчеством. А для кого-то творчество становится работой. Человек, который учился профессионально работать с глиной, называется мастером. Мастером-гончаром, человеком который создает посуду, или мастером по керамике.

Из глины делают и кирпичи для строительства, и игрушки, и посуду. Но тут самое важное помнить, что глина при высыхании становится ломкой, хотя и твердой. Вот почему глину обжигают, что бы сохранить ее форму, сделать ее более прочной. Температура обжига разная, и в зависимости от того, как, где и сколько обжигается глина – и результат бывает разный.

А еще глина очень маркая. Т. е. оставляет следы и на ваших рука и на вышей одежде. Вот почему прежде чем начать работу мы закатаем рукава одежды, если они у вас длинные, и наденем фартуки.

2. Рассказ о материалах и техниках – 5 минут

- Ученикам разрешается трогать и мять глину, у них есть возможность рассказать о своих ощущениях от нее.

- Рассказ об инструментах: доска для лепки, ткань, губка, стеки, скалка, вода

- Первые попытки слепить основные элементы

Учитель: а вот теперь я разрешаю вам не просто потрогать глину, но даже помять ее, разделить на части, в общем – начать изучать новый материал. Расскажите, какая глина на ощупь? Нравится ли вам с ней работать?

Ученики рассказывают, что глина прилипает к рукам, плохо отчищается, похожа на пластилин и т. д.

Учитель: Давайте попробуем слепить из глины самые простые элементы, вы их уже пробовали лепить раньше из пластилина. Это шарики – раскатываем глину между пальцами или между ладонями круговыми движениями. Колбаски – раскатываем кусочек глины между ладонями или на столе параллельно поверхности. Капельки – раскатываем шарик ребрами ладони, так что часть его утончается.

Рядом с вами лежат самые разные инструменты для лепки. Самый крупный – скалка. Он поможет нам раскатать большой кусок глины в плоский блин. Есть стеки – они помогают отрезать ровные кусочки глины. Есть вода, с ее помощью мы не только замазываем ошибки на поверхности глины, но и склеиваем разные части будущей фигурки. Важно помнить, что брать воду надо по чуть-чуть, совсем капельку, иначе глина превратиться в грязь.

Лепим мы не на столах, а на специальных дощечках для лепки, они легкие и пластиковые. Что бы раскатать глину, надо взять кусочек, положить ее между двумя слоями ткани и начать раскатывать. Попробуем?

3. Начало практической работы – 40 минут

- Повторение за учителем основных элементов для создания основы будущей работы.

- Самостоятельное украшение готовой работы в зависимости от фантазии и полученных знаний.

Учитель:

Приступим к нашей работе. Скатаем из глины шарик. Положим его на ладонь и надавливая большим пальцем превратим его в блин, стараясь, что бы по всей поверхности он был одинаковой толщины.

Затем, держа указательный палец по середине складываем блин по полам, формируем «пельмень» пустой внутри.

С помощью влажной губки хорошо протрем края нашего изделия, что бы они стали ровными. Губка должна быть именно влажной и хорошо отжатой.

Теперь приступим к формированию мордочки нашей птички. Сплющиваем один из концов пельменя формируем голову и клюв птички. Затем формируем из противоположного конца пельменя цилиндр, и уже после этого с помощью стека прокалываем свисток.

Мы с вами любим и умеем фантазировать, применять обычные вроде бы предметы в работе с глиной. Вот например старые фломастеры. С их помощью мы сейчас придадим нашей куржупке глаза, крылья, лапки.

4. Завершение урока – 5 минут

- Подведение итогов. Ученики могут высказать свое мнение, понравлюсь им лепить или нет. Какие элементы были сложными, какие легкими.

- Рассматриваем работы друг друга.

- Уборка: вылить воду, протереть столы, промыть стеки и скалки.

- Рассказ учителя о способах сушки глины.

Учитель: ну что ж, вот наш урок и подошел к концу. Понравилось ли вам лепить?

Ученики: высказывают свое мнение.

Учитель: Теперь надо запомнить как мы будем сушить глину. Так как у нас глина не проходит обжиг, то сушка будет по особым правилам. Во-первых, не на солнце и не на открытом тепле, т. е. не на батарее, иначе изделие потрескается. На первые сутки изделие будет накрыто влажной тканью, а затем уже без нее. Через два дня глину можно будет даже раскрасить.

А теперь приступим к уборке.

В финале урока учитель показывает уже готовые изделия, что бы ученики представляли к чему им стоит стремиться.

Итоги урока. Подобные уроки всегда вызывают неизменный восторг у школьников. Возможность создать свою поделку, поработать с новым материалом и размять пальцы всегда привлекает ребенка. Урок всегда проходит в дружеской, творческой обстановке, ученики обмениваются идеями, советуют друг другу как лучше украсить персонажа и помогают, если что-то не получается.

Для урока специально выбраны простые варианты изделия, что бы ребята могли покинуть занятие с готовым изделием, высушить его дома или вернуться и раскрасить на следующем занятии.

Главным итогом ознакомительного урока становится интерес ребенка к занятиям по лепке из глины, желание заниматься дальше и заинтересованность в новом виде творчества.

Систематическое посещение уроков по лепке из глины позволит ребенку развиться в творческую личность, с богатой фантазией и пониманием мира прекрасного.

Публикации по теме:

Конспект занятия «История глиняной посуды» «История глиняной посуды» Цель: Рассказать детям об истории глиняной посуды, (керамике, учить их обследуя вещи из керамики, выделять её.

Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистулькиФотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все.

НОД по рисованию «Роспись глиняной посуды»НОД по рисованию «Роспись глиняной посуды» Подготовила Скоромных А. Г. Цель: пробудить интерес к отечественной культуре через знакомство с народными промыслами. Задачи: развивать.

Проект по ознакомлению с русскими народными игрушками «Бабушкины игрушки» (матрешки, ложки, неваляшки, свистульки)Проект по ознакомлению с русскими народными игрушками «Бабушкины игрушки» (матрешки, ложки, неваляшки, свистульки) Фотоотчёт по проекту «Бабушкины игрушки». В прошлом учебном году мы работали над проектом «Бабушкины игрушки». Работа проводилась с октября.

Конспект мастер-класса «Бабушкины куклы»Конспект мастер-класса «Бабушкины куклы» «Бабушкины куклы» Цель: Знакомство с народными ремеслами и развитие познавательного интереса к русским народным обычаям и традициям.

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик»Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НОДпо художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы на тему: "Роспись дымковской глиняной игрушки "Козлика"".

Мастер-класс «Роспись глиняной посуды для оформления патриотического уголка в группе»Мастер-класс «Роспись глиняной посуды для оформления патриотического уголка в группе» Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Я продолжаю рассказывать и показывать вам, как я пополняю патриотический уголок.

Конспект мастер-класса с родителями «Мы изучаем ПДД»Конспект мастер-класса с родителями «Мы изучаем ПДД» Цель: - учить детей быть внимательными на дороге и соблюдать правила дорожного движения; - побудить родителей задуматься о том, что соблюдение.

Мастер-класс. «Свистульки из вербы».Мастер-класс. «Свистульки из вербы». «Свистульки из вербы».Вербное воскресенье– весенний праздник, отличают его перед Пасхой. В этот праздник было принято устраивать вербные.

Знакомство с филимоновской свистулькой. Роспись филимоновской свистульки «Рыбка» и «Олень» с детьми среднего возрастаЗнакомство с филимоновской свистулькой. Роспись филимоновской свистульки «Рыбка» и «Олень» с детьми среднего возраста Продолжая знакомить детей средней группы с народными промыслами,мы остановились на Филимоновской свистульке. Цель:Продолжать знакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса в ДШИ «Лепка глиняной свистульки «Куржупка»
Опубликовано: 10 января 2023 в 22:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса в ДШИ «Лепка глиняной свистульки «Куржупка»» (включая файлы) размещена пользователем Александр Баловнев (УИ 2724840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД