Наталья Тюнеева
Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Северная Берегиня»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
мастер-класса для родителей
по изготовлению народной тряпичной куклы
(в рамках проекта по патриотическому воспитанию)
«Северная Берегиня»
Подготовила:
Воспитатель I квалификационной категории
Тюнеева Наталья Васильевна
Цель: Создать благоприятные условия для совместной деятельности детей и родителей в рамках проекта по патриотическому воспитанию «Создание мини-музея в детском саду».
Задачи:
Публикация «Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы „Северная Берегиня“» размещена в разделах
- Кукла Берегиня
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народы севера
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2023
1. Учить родителей изготавливать своими руками тряпичную куклу.
2. Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол.
3. Вызвать интерес к данному виду творчества, желание родителей применять его в совместной деятельности с детьми.
4. Закрепить понятие о музее и его роли в жизни людей у воспитанников подготовительной группы.
5. Закрепить знания детей о народной кукле и ее назначении.
6. Знакомить с основными техническими приёмами изготовления народной куклы «Северная Берегиня»
7. Познакомить детей с профессией экскурсовода и дать возможность им побыть в роли экскурсовода.
8. Воспитывать интерес к культуре своего народа у детей и родителей.
9. Воспитывать гордость за изделия, созданные своими руками.
10. Воспитывать уважение к народным традициям и народным промыслам.
11. Развивать связную речь, пополнять словарный запас у детей.
12. Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
13. Устанавливать более тесные и доброжелательные взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями, основанные на взаимном уважении.
Материал: экспонаты-куклы мини-музея «Куколки из сундучка», иллюстрации с изображением быта древних славян, заготовки для изготовления куклы по количеству участников (лоскуты разного цвета 8 см х 20 см - 7 штук, лоскут красного цвета для платка 15 см х 15 см - 1 штука, лоскут белого цвета для головы 4 см х 30 см - одна штука, две нитки красного цвета длинной 50 см, народные костюмы для детей-экскурсоводов, выставка литературы по изготовлению народной тряпичной куклы.
Ход мероприятия:
Воспитатель встречает родителей на пороге музея «Быт русского народа», который организован в помещении детского сада.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Сегодня у нас необычная встреча. Мы с ребятами приглашаем вас в наш маленький мини-музей народной куклы «Куколки из сундучка». Некоторые из вас помогали нам в создании этого музея и вот теперь мы хотим показать вам, что же у нас получилось, а заодно и познакомить с традиционной народной куклой.
Воспитатель приглашает родителей войти. Рассаживает их вокруг стола, где уже разложены заготовки для изготовления куклы на каждого участника. Дети-экскурсоводы сидят отдельно от родителей, рядом с воспитателем и держат в руках экспонаты. Рядом с воспитателем стоит доска, на которой закреплены иллюстрации с изображением быта древних славян, а на столе стоит сундучок с куклами.
Воспитатель:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер
Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о культурном прошлом своих предков. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа, принял и полюбил историю и культуру своей нации.
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. В русских семьях к куклам относились бережно, передавались по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, а потом они переходили к детям.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребёнок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, её создаёт человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Народная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Существует большое количество народных тряпичных кукол. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Мы в нашей группе собрали (и продолжаем собирать) целую коллекцию кукол. И сейчас наши ребята-экскурсоводы представят вам экспонаты мини-музея народной куклы «Куколки из сундучка».
Ребёнок 1:
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берём этих кукол в руки –
Оживают истории звуки.
Дети-экскурсоводы встают по очереди. Затем поочереди рассказывают про куклу, что держат в руках.
Ребёнок 1: Эта кукла называется Пеленашка. По внешнему виду Пеленашка напоминает ребенка, которого туго спеленали и уложили спать. B древние времена люди верили,что кукла Пеленашка защищала малыша от болезней. Для создания куклы бралась ткань c одежды матери или отца. Считалось, что таким образом кукла получала силу родителей на защиту ребенка.
Ребёнок 2: Эта кукла называется Десятиручка. Она помощница в хозяйстве. Народная кукла имеет 10 ручек, благодаря которым любое дело будет выполнено в срок и качественно. Куколку дарили молодой хозяйке во время свадьбы, чтобы все у неё спорилось и времени хватало на все дела.
Ребёнок 3: Эта кукла называется Крупеничка. Это кукла-мешочек. Может кто-то догадается что у неё в мешочке?
Ответы родителей. Потом ребёнок подносит куклу к гостям и
даёт потрогать, а те пытаются отгадать, что у неё внутри.
«Крупеничка» – это тряпичная кукла символ сытости и достатка в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили. Весной куклу разбирали, зерно использовали, а осенью изготавливали новую куклу, заполняя ее зерном нового урожая. Обычно Крупеничку наполняли гречихой, которая символизировала сытость и богатство. Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме.
Ребёнок 4: Этот экспонат называется Кукла в сарафане. Древние игрушки были не только забавой, но и первыми учителями для детей. С их помощью девочки учились рукоделию: шить, вязать, мастерить. Чем наряднее кукла и чем больше у неё «приданного», тем больше почёта и уважения её хозяйке. Ведь все наряды она сделала своими руками.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
Все встают в кружок. Воспитатель показывает движения, а дети и родители повторяют. Второй раз делают это быстрее. Движения сопровождаются игрой музыкального руководителя на балалайке.
Игра «Две сороки-тараторки»
Болтали две сороки, (хлопать в ладоши, а затем ладонями хлопать по коленям
Сороки-белобоки, чередовать движения)
Про то, про сё, про Якова, (выставляется правая рука ладонью вверх, затем левая)
Про Якова, про всякого, (правая рука поворачивается тыльной стороной вверх, затем левая)
Про дым из трубы, (руки поднимаются вверх и ладони вращаются пальчиками вверх)
Про забор у избы, (ладони соединяются друг с другом, пальцы скрещиваются)
Про лужу у дороги, (запястья соединяются, а ладони раскрываются, образуя миску)
Про Шавку на пороге, (ладонь накрывает другую и раздвигаются как рот у собаки)
Болтали до вечера, (хлопать в ладоши, а затем ладонями хлопать по коленям
Ведь делать было нечего! чередовать движения, на последнее слово развести руками, пожав плечами)
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие ещё куколки есть в нашем маленьком музее.
Ребёнок 5: Эта кукла называется Мартеничка. Это куколки из ниток. Голубая куколка символизирует зиму, красная - весну. Использовались для привлечения весны и для защиты. Куколок создают 1 марта. Мартенички дарятся родным как пожелание добра и здоровья. Вплетаются в косы и вешаются на одежду для защиты. Таких куколок развешивают нa плодовых деревьях как символ плодородия.
Ребёнок 6: Эта кукла называется Кувадка. Для изготовления кувадок используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Подвешивают этих куколок над колыбелью, как погремушки. Люди верили, что эта куколка защищает малыша.
Ребёнок 7: Эта кукла называется Кукла-Бабочка. Куклу-Бабочку подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Наши прабабушки и прадедушки верили, что кукла Бабочка оберегает сон и спокойствие ребенка. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Куклу-бабочку можно повесить в оконную нишу, дверной проем. Из нескольких бабочек получится красивый хоровод.
Ребёнок 8: Эта кукла называется Барыня с косой. Эта кукла показывает отношения в семье. Кукла является символом самой «старшей» женщины в семье, которая за все отвечала и распределяла обязанности. «Старшая» она не потому что самая «старая», а потому что самая «главная». «Старшую» женщину слушались и уважали все члены семьи, прислушивались к её советам. Ещё её называли «Барыня-Ладушка», потому что она отвечала за лад в семье.
Воспитатель: Вот какая замечательная коллекция у нас получилась. Спасибо ребята. А теперь я предлагаю вам вместе со своими родителями сделать народную куклу.
Дети проходят к столу и садятся вместе со своими родителями.
Воспитатель: Мы с вами будем изготавливать куклу-оберег «Северная Берегиня». Вот она.
В старину такие куклы считались добрыми талисманами дома. Берегиня - это символ женского начала. По народным поверьям Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой, нельзя рисовать лицо. Считалось, что эта кукла отвечала за безопасность всех живущих в доме людей и приносила благополучие. Помещали такую куколку где-нибудь в северный уголок избы. По форме кукла напоминает метёлочку и трещотку. Метёлочкой выметали весь негатив из дома. Для изготовления куклы брали лоскуты от старой одежды каждого родственника, проживающего в доме - так объединялись духовные силы всех домочадцев.
Далее воспитатель рассматривает, из каких частей состоит кукла. Какие заготовки для какой части и показывает последовательность изготовления. Родители с помощью детей выполняют действия за воспитателем.
В процессе работы музыкальный руководитель предлагает спеть русскую народную песню «Во кузнице»
Процесс изготовления куклы «Северная Берегиня»
Для работы понадобится следующий материал (по количеству участников):
7 лоскутков ткани разного цвета размером 8 х 20 см (для тела куклы);
1 лоскут белой ткани 4 х 30 см (голова куклы);
1 лоскут ткани красного цвета 15 х 15 см (платок и руки);
нитки красного цвета 2 штуки по 50 см;
ножницы, чтобы обрезать остаток нити.
Порядок изготовления:
1. Разноцветные лоскутки ткани складываем по всей длине пополам, затем оба края загибаем к середине. Пальчиком прижимаем. Таким образом складываем все 7 отрезков ткани одинакового размера. Получатся полоски в 4 слоя, шириной 2 см.
2. Полоску белой ткани складываем пополам - получается полоска шириной 2 см. Затем белую полоску скручиваем - получается валик.
3. Полоски цветной ткани складываем одну на другую, выравниваем края, затем сгибаем пополам весь пучок. В центр пучка вставляем валик из белой ткани.
4. Перехватываем полоски под валиком красной ниткой, формируя тем самым голову куклы. Туловище и голова куклы готовы.
5. Из лоскутка красного цвета размером 15 х 15 см формируем руки и платок. Сгибаем два противоположных уголка по 1 см во внутреннюю сторону платка. По бокам от уголка сгибаем ещё по 0,5 см с обеих сторон вовнутрь. Складываем платок по диагонали, завёрнутый уголок завязываем ниткой. Так же завязываем вторую сторону платка.
6. Получается платок в форме треугольника, два уголка которого перевязаны нитками, – это будут руки куколки. Надеваем платок на голову куклы и привязываем его нитками.
Воспитатель: Посмотрите, какие вы молодцы. Какие замечательные куколки у нас получились. Теперь у каждого из вас в семье есть своя Берегиня. Тряпичных кукол у наших предков было великое множество. Мастерить их, рассказывая ребёнку о жизни в старину, очень интересно. Попробуйте дома сделать других кукол. На этом мы с вами прощаемся.
Использованная литература:
1. Бондаренко, Т. В. Куклы своими руками. Материалы, выкройки, технология изготовления / Т. В. Бондаренко ; [худож. Л. Б. Обух ; фото А. А. Берилло]. – Москва: Полиграфиздат ; Ярославль : Академия развития, 2009. – 223, [1] с., [8] л. цв. Фото : ил. ; 23 см. – (Умелые руки).
2. Мудрагель, Лидия. Куклы из текстиля и трикотажа : история, коллекционирование, изготовление / Лидия Мудрагель. – Санкт-Петербург [и др. ], 2014. – 127, [1] с. : цв. ил. ; 26 см. – (Ручная работа).
3. Скляренко, Оксана. Народные куклы своими руками. Забавы и обереги / Оксана Скляренко. – Москва [и др. ] : Санкт-Петербург, 2015. – 62, [2] с. : цв. ил. ; 26 см. – (Вы и ваш ребенок).
4. Столярова, А. М. 34 куклы : куклы для детей и взрослых : сшитые и связанные / Алла Столярова ; худож. Н. Ильенко ; фото В. Филиппов. – Москва : Культура и традиции, 2004. – 151, [1] с. : ил., цв. ил. ; 27 см.
5. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду».
6. И. А. Лыкова «Куколки из сундучка: рукотворные игрушки»
7. Ю. Моргуновская «Обережные народные куклы».
8. О. Миронова «Народная кукла».
9. Т. Денисова «Народные куклы-обереги».
10. О. Скляренко «Народные куклы своими руками. Забавы и обереги».
11. И. А. Лыкова «Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками».
12. И. Лыкова «Мои куколки. Мастерим игрушки из лоскутков»