Светлана Быкова
Конспект логопедического занятия «Зимушка-Зима» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием мнемотехники
Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказа по образцу с опорой на картинки и мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима».
2. Совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам.
3. Упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «Какая», «Какой».
4. Упражнять в подборе слов-родственников.
5. Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Зимушка-Зима“ в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие:
1. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.
2. Развивать диалогическую речь, речевой слух.
3. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.
4. Развивать мелкую моторику при написании цифр по точкам (индекса)
5. Развивать артикуляцию, мимику, общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
Оборудование:
• Картинки «Времена года»;
• картинки с изображением зимних сюжетов: деревья голые и укрытые снегом; дети одеты в шубы, комбинезоны, шапки, шарфы, сапоги, валенки, варежки; синички и снегири клюют зерна на кормушке, дети и взрослые катаются на коньках по льду, лепят снеговика и играют в снежки,
дети катаются на санках;
• мнемотаблица «Снежная куча»;
• мнемодорожки пословиц :
Зима не лето, в шубу одета.
Зимой солнце светит, да не греет.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Готовь сани – летом, а телегу - зимой.
Береги нос в большой мороз.
• мяч
• конверт с письмом
• конверт и бумага для письма
• образец написания индекса
• карандаши
Предварительная работа:
• Лексико-грамматическая работа по теме «Зима»;
• Составление рассказов по образцу и с опорой на картинки;
• Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики;
• Разучивание координации речи с движением «Зимние забавы», «Снеговик»; гимнастики для глаз «Елка»;
• Работа с мнемотаблицами по теме «Зима»;
• Работа с мнемодорожками по пословицам по теме «Зима».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие”
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Ход занятия:
Деятельность логопеда Деятельность детей и желательные ответы детей
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Проходите, садитесь на стульчики. Сегодня наш старичок-лесовичок снова загадал нам свои загадки…
(На ковролине 4 картинки с изображением времен года, где лишней оказывается зима.)
Посмотрите на картинки, что лишнее?
Почему?
Сегодня мы с Вами будем говорить о зиме.
II.Основная часть.
1. Введение в тему.
Ой, посмотрите, нам пришло письмо.
(Показывает конверт)
Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Унати. Давайте прочитаем:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Унати - это имя обозначает - любознательный, почемучка. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите мне о ней. Ваш друг Унати.
2. Развитие артикуляторной моторики.
Ну, что, расскажем Унате о зиме?
Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.
Сказка: жил-был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром, потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно. (язычок тянется к носу, к подбородку, к левой щеке, к правой щеке). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать – с двери, с крыши (упражнение «Маляр», «Вкусное варенье»). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка», скушал бублик и лег отдыхать (упражнение «Накажи непослушный язычок»).
3. Беседа о зиме.
- Ну, вот, наш язычок тоже готов рассказывать о зиме.
-Ребята, а что такое зима?
- А сколько у зимы месяцев?
- Какой первый месяц зимы?
- А последний?
- Какой второй зимний месяц?
- Назови приметы зимы, вам для подсказки выставляю дорожки со схемами, которые мы уже разбирали.
- Какая погода бывает зимой?
- Как живут звери зимой?
- А птицы?
- Чем мы можем помочь птицам?
- За что мы любим зиму?
4. Координация речи с движением «Зимние забавы»
Давайте покажем Унати, как мы на улице зимой развлекаемся. Помните стихотворение «Зимние забавы»? Проговаривайте слова и выполняйте движения вместе со мной:
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках,
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали
И домой мы побежали.
5. Игра с мячом.
Набегались, садитесь, поиграем в мячик и расскажем Унате, что если днем идет снег, то день называется снежным.
Логопед кидает мяч и начинает фразу, ребенок продолжает и возвращает мяч.
Если мороз –
Если ветер –
Если холод –
Если солнце –
Если идет дождь –
Если снег идет в декабре -
В январе идет снег -
В феврале –
6. Слова-родственники.
- У нас в русском языке есть слова-родственники. Посмотрите на картинку “Снежная куча”. Эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”
Я думаю, что вы сможете мне их назвать:
• Есть слово ласковое, маленькое -
• Есть слово длинное (как будто из двух слов) -
• Есть слово красивое, слово признак -
• Есть слово - человек, сказочный персонаж –.
• Есть слово – фигура, вылепленная из снега –
• Есть слово лёгкая, пушистая –
• Есть слово – цветок –
• Есть слово - птица -
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их и рассказать Унате какие слова-родственники есть у слова «снег».
(Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
А еще расскажите Унате, какие слова-родственники есть у слова «зима»
Про что можно сказать «зимний»
-«зимняя»
-«зимнее»
6. Передача мяча.
- А какая бывает зима? Давайте расскажем Унате и поможет нам в этом волшебный мячик. Я беру мячик, называю одно слово, какая может быть зима и передаю его дальше, ты называешь – передаешь мяч следующему. Например, зима снежная
- А какой снег?
- А что зимой делают люди?
- А птицы?
7. Пословицы о зиме.
Ребята, давайте вспомним пословицы о зиме. Ведь Унате точно их не знает и ему будет очень интересно.
Предлагаю вам дорожки со схемами – кто первый узнает и вспомнит пословицу – поднимает руку.
8. Гимнастика для глаз «Елка»
Глазки ваши устали – надо им передохнуть. Вспомним стихотворение «Елка»
Какое главное правило?
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
9. Рассказ о зиме по опорным картинкам.
Давай теперь подробно и по порядку расскажем Унате о зиме. А помогут нам картинки – они будут подсказывать. Послушайте внимательно. Логопед дает образец рассказа с одновременным показом на картинки.
Наступила холодная, морозная зима. Выпал первый белый пушистый снег. Деревья стояли голые, а теперь они укрыты снегом, будто одеялом. Люди одеваются теплее – мальчики и девочки одеты в шубы, шапки, шарфы, сапоги, варежки. Птичкам очень холодно и голодно – ведь корм под снегом, но дети сделали кормушку и насыпали им зернышек и теперь синички и снегири клюют зерна. Зимой много развлечений. Мальчики катаются на коньках по замерзшему пруду. А один из них упал – наверное, еще плохо умеет кататься. Другие дети катаются на санках и лепят снеговика. Детям очень весело зимой!
10. Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки.
Кто хочет рассказать Унате о зиме?
Тебе помогут маленькие картинки. Не забывай, что Уната ничего не знает о зиме и ему всегда надо говорить, какая зима, какой снег…
Кто еще хочет добавить?
Кто теперь расскажет?
О чем забыл рассказать?
11. Координация речи с движением
Вы немножечко устали, давай поиграем и «Слепим снеговика»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза,
шляпа,
нос,
метла.
Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика.
12. Продолжение составление рассказов с опорой на картинки.
Расскажите еще раз о зиме, а я запишу ваш рассказ, чтоб отправить его Унате.
Кто начнет?
Молодцы, я все записала.
13. Оформление письма.
Рассказ о зиме я записала. Вот конверт, давай я подпишу адрес, а ты аккуратно напишешь индекс. Вот образец написания цифр, а вот их порядок в индексе. По этим точкам пишите, как показано в образце. Каждый пишет одну цифру. Будь внимательным и аккуратным, не выходите за границы, и не перепутайте порядок.
Молодцы! Теперь письмо можно отправить Унате.
III. Итог занятия.
Ну что, ребята, как вы думаете, смогли ли мы объяснить Унати, что такое зима? А что нам помогло это сделать? А что бы вы хотели узнать у него?
Молодцы, вы сегодня хорошо занимались.
Помогли Унате много узнать о зиме.
До свидания. Дети здороваются
Выбирают картинку, обосновывают свои ответы (Зима.
Остальные картинки – это осень)
Дети выполняют движения артикуляторной гимнастики
Ответы детей
Три месяца.
Декабрь
Февраль
Январь
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Изображают ходьбу на лыжах
Изображают бег на коньках
«Падают»
Встают, «лепят снежок»
Катят воображаемый комок.
«Падают»
Бегут на месте.
Морозный
Ветреный
Холодный
Солнечный
Дождливый
Декабрьский снег
Январский снег
Февральский снег
снежок
снегопад
снежный (ком)
снегурочка
снеговик
снежинка
подснежник
снегирь.
Зимний, зимушка, зимовье, зимник, зимующие, зимовать, зимуют….
День, лес, сад
Погода, пора, стужа, дорога
Небо, солнце, утро
Морозная, холодная, пушистая и т. д.
Гуляют, катаются на санках, на лыжах, коньках, лепят снеговика….
Ищут корм, клюют, прилетают на кормушку ….
Дети рассматривают мнемодорожки и называют пословицы:
Зима не лето, в шубу одета.
Зимой солнце светит, да не греет.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Готовь сани – летом, а телегу - зимой.
Береги нос в большой мороз.
Двигаются глаза, а голова и тело не двигаются.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза)
Дети по очереди составляют рассказы или часть рассказа, другие продолжают. (логопед помогает наводящими вопросами или указанием на картинку)
Идет, изображая, что катит перед собой снежок.
Останавливается, «рисует» двумя руками ком.
«Рисует снеговика из трех кругов разного размера.
Показывает руками на лице улыбку.
Показывает глаза,
прикрывает голову ладошкой, показывает нос,
встает прямо, держа воображаемую метлу.
Медленно приседает
Пожимает плечами, разводит руки.
Дети рассказывают с опорой на картинки.
Дети подписывают индекс на конверте.
О зиме.
Рассказывали Унате, что такое «Зима»
До свидания.
.