Ирина Коткова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Ранняя весна. Приметы весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия
в подготовительной группе комбинированной направленности
на тему:
«Ранняя весна. Приметы весны»
Учитель-логопед Коткова И. А.
МБОУ ЦО №58 «Поколение будущего»
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о ранней весне и основных весенних явлениях в природе. Расширение и активизация словаря детей по данной теме (первоцвет, проталины, набухание, капель, таяние, почка, ледоход, подснежник, крокус, медуница, весенний, хрупкий, ветреный, нежный, золотистый, таять, капать, набухать, радоваться, распускаться, оттаивать, Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка чтения слов, составления предложения по заданному слову и схемы к нему. Развитие навыка восприятия и воспроизведения предложений с различной интонацией. Формирование и развитие навыка восприятия и воспроизведения логического ударения в предложении. Развитие навыка самоомассажа.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Ранняя весна, Приметы весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, общей и тонкой моторики. Развитие памяти, мышления, воображения. Развитие навыка классификации, обобщения. Развитие навыка штрихования. Развитие координации движения и умения расслабляться.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности. Воспитание у детей чувства любви и бережного отношения к природе. Воспитание умения работать в команде.
Оборудование: Запись пьесы П. Чайковского «Подснежник» в видео клипе, проектор с доской. Маркерные доски, маркеры для составления звуковой схемы слов, схемы предложений. Буквы для составления слова «весна», картинки из серии «Времена года» Н. В. Нищевой. Атрибут-солнышко (большой желтый мячик Су-Джок); коробка с листочками, на которых написаны слова; шапочки снеговичков, маленькие мячики Су-Джок, рисунки цветов для штриховки, карандаши, символы
? !. для определения интонации предложения.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение и разучивание стихов о весне, рассказов о весне, разучивание пальчиковых упражнений «Утенок», работа в тетради Нищевой Н. В. по теме весна, разгадывание кроссвордов.
Ход занятия
Подготовительный этап.
Организационный момент.
Логопед: Сейчас звучала пьеса Чайковского «Подснежник». Опишите мне подснежник. Какой он?
Дети: Нежный, хрупкий, изящный, с узкими зелёными листочками и прекрасным белоснежным цветком.
Логопед: Приметой какого времени года является появление подснежника?
Дети: это примета ранней весны
У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам?
Дети: Солнышко.
Логопед. Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (Дети: о весне)
Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…
- Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит, кто что пожелает.
(Логопед передаёт атрибут - солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, цветы, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д. Садятся на стульчики.
Основной этап
1. Упражнение «Найди весну».
Логопед: ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: весна, лето, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете?
Дети: на второй картинке изображена весна (Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа). Это весна, потому что тает снег, побежали ручьи, … прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т. д, на проталинках появилась мать-и-мачеха.
2. Игра «Хлопни в ладоши».
Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
(Логопед просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).
3. Игра «Прудик».
Логопед: ребята, посмотрите какой необыкновенный прудик у меня есть. (На прудике лежат шарики Су-Джок). Скоро лед растает и прилетят к нам, как вы думаете кто?
Дети: утки.
Логопед: правильно утки. Утки - это перелетные птицы. Однако к перелётам их побуждает отнюдь не боязнь холодов, а потребность в водном пространстве. Ведь при нормальных условиях открытой воды в наших широтах зимой практически не остаётся. Но когда они к нам вернутся, утиные семейства поселятся на прудах и будут выводить потомство. А сейчас я предлагаю выполнить упражнения с шариком Су-джок со словами из считалочки «Утенок».
Пальчиковая гимнастика с использованием мячиков Су-Джок.
Раз утенок-самый смелый Катают шарик между указательными пальцами
Два утенок-самый белый Катают шарик между средними пальцами
Три утенок – всех пушистей Катают шарик между безымянными пальцами
А четвертый самый чистый Катают шарик между мизинцами
Пять утенок умней Катают шарик между ладонями
Выходи гулять скорей! Перекладывают из одной ладони в другую
4. Упражнение «Составь предложение».
Логопед: ребята, зима никак не хочет уходить, и она нам оставила вот такую красивую коробочку, а в ней задание для каждого из вас. Необходимо составить предложение из заданных слов. Но зима точно нас покинет, если мы не просто составим предложение, а еще и поменяем его на предложение с другой интонацией. (Дети достают слова, читают их, составляют с ними предложения и меняют интонацию на? или)
Дети: Припекает весеннее солнышко. Припекает весеннее солнышко? На дорожках появились проталинки. На дорожках появились проталинки! Скоро набухнут первые почки. Скоро набухнут первые почки?
Логопед:
Вы составили замечательные предложения. Но мне больше всего понравилось такое: На дорожках появились проталинки. Давайте попробуем составить к нему схему предложения. (Дети на маркерных досках составляют схему предложения). Ребята, а теперь внимательно послушайте, какое слово по-вашему я выделила голосом особенно громко и протяжно? Это слово и будет главным словом в предложении. На дорожках появились проталинки. А если я произнесу так: На дорожках появились проталинки. Какое слово я выделила голосом? А теперь попробуйте сами сделать главным словом слово появились. На схемах мы это слово обозначим двумя палочками.
8. Игра «Снеговички»
Логопед: Ребятки, а теперь мы превратимся в снеговичков. (Раздаются шапочки снеговичков). Мы стояли крепко всю зиму, а теперь припекло солнышко, и мы начали таять. (Дети изображают таяние снеговиков).
9. Игра «Цветочная полянка».
Логопед: Предлагаю вам выполнить ещё одно задание и помочь мне разгадать зашифрованное слово. (Логопед на пруду выкладывает хаотично буквы. Дети собирают слово из них, получается слово весна, далее садятся за столы и цветными маркерами выполняют его звуковую схему к этому слову).
Ответим полными предложениями.
Сколько звуков в слове «весна»? (Дети: 5 звуков).
Произнесите их по порядку.
Дети: [в ], [и], [с], [н], [а]).
Логопед: Сколько гласных звуков в слове «весна»? Назовите их.
Дети: 2 гласных звука: [и], [а].
Сколько согласных звуков? Назовите звуки и дайте им характеристику.
Сколько слогов в слове весна?
На какой слог падает ударение?
11. Штриховка.
Логопед: Ребята, как вы думаете можно ли рвать, мять, уничтожать цветы? Как показано на этой картине (слайд на доске). Давайте мы с вами, наоборот, создадим цветочную полянку. Наши весенние цветы заштрихуем и раскрасим их. (Под маркерными досками дети находят свой цветок). Я думаю, что она получится замечательной и очень красивой. Дети их раскрашивают и развешивают на доске, образуя весеннюю, цветочную поляну). Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась.
Заключительный этап.
Итог занятия
Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии? Какие игры вам больше всего запомнились и понравились.
Дети: «снеговички», «утята». Мы читали слова и составляли с ними схемы предложений.
Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
Оценка работы детей.