Марина Добролюбова
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р], [р’] «Поможем Шарику и Матроскину построить дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия:
образовательные:
- закрепить артикуляторные и акустические признаки звуков «р» и «рь»;
- закрепить знания детей о назначении строительного транспорта, частях машины;
- закрепить умения детей подбирать слова-антонимы, образовывать существительные родительного падежа единственного числа, множественное число существительных;
коррекционные:
- автоматизировать звуки «р», «рь» в словах и предложениях;
- активизировать словарь по лексической теме «Строительные машины» на основе слов,содержащих данные звуки;
- развивать общую и артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру;
Публикация «Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р], [р’] „Поможем Шарику и Матроскину построить дом“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Военные профессии, техника. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- развивать зрительное внимание, мышление (обобщение, исключение лишнего предмета);
воспитательные:
- вырабатывать самоконтроль за правильностью своей речи;
Возрастная группа: дети 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи групп компенсирующей направленности.
Оборудование: почтовый конверт с письмом из деревни Простоквашино, набор лего-конструктора «Строительные машины» (кран, грузовик, экскаватор, бульдозер, пустой конверт, предметные картинки с изображением транспорта, мяч.
Предварительная работа:
- знакомство со специализированными машинами и их функциями (беседа с рассматриванием строительных машин на предметных, сюжетных картинках);
- сборка машин из набора лего-конструктора «Строительные машины»;
- сюжетно-ролевая игра «На стройке» с использованием машин из лего-констуктора;
- продуктивные виды деятельности по лексической теме «Строительные машины» (рисование,аппликация);
Прогнозируемые результаты занятия:
- дети правильно произносят звуки «р», «рь» в словах и предложениях;
- активизирован словарный запас детей по лексической теме «Строительные машины»;
- дети знают назначение строительного транспорта, называют части машины;
- детей подбирают слова-антонимы, правильно образуют существительные родительного падежа единственного числа, множественное число существительных;
Ход занятия:
Оргмомент
Логопед сообщает детям, что сегодня в наш детский сад пришло письмо:
- Интересно, от кого письмо!
- Кому: Детям группы №6 детского сада №60 города Асбеста, ул. Строителей, 52. Откуда: деревня Простоквашино.
Читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам почтальон Печкин. Шарик и Матроскин затеяли строить новый дом и попросили меня доставить им все необходимые материалы по почте. Привести на велосипеде у меня не получилось. Дядя Федор говорил, что есть какие-то специальные транспортные средства, с помощью которых можно построить дом. Расскажите нам об этом, помогите нам разобраться – какой транспорт нужен. Ждем ответа. Почтальон Печкин».
- Ребята, вы готовы помочь почтальону Печкину? А разве можно на велосипедах перевозить грузы? (нет). А на чем можно перевезти? (на машине) А как называются машины для перевозки грузов? (грузовые)
Логопед демонстрирует детям грузовик из лего-конструктора (предварительно собранный детьми). - Для чего он служит? (Грузовик нужен для перевозки грузов). Что можно перевозить в грузовике? (В грузовике перевозят песок, строительные материалы, бревна, кирпичи,)
- Значит, на какой машине Печкин повезет в Простоквашино строительные материалы? (на грузовой).
- Кто управляет этим транспортным средством? (Грузовиком управляет шофер).
Мимическая гимнастика
- Сейчас мы с вами превратимся в шоферов. Дети держат руки на воображаемом руле. Изобразите внимательного шофера, грустного шофера, веселого шофера.
Артикуляционная гимнастика
Дети выполняют артикуляционные упражнения («лошадка», «грибок», «гармошка»)
Акустико-артикуляционные образы звуков «р», «рь»
- Вы догадались, какие звуки мы сегодня с вами будем повторять? (звуки «р» и «рь»). Давайте вспомним все, что знаем об этих звуках (Кончик языка находится вверху, дрожит; воздушная струя сильная, голосовые связки работают. Звук «р» – согласный, звонкий, твердый. У звука «р» есть братец – звук «рь». Он - согласный, звонкий, мягкий.)
Автоматизация звуков «р» «рь» в словах
Игра «Части грузовика»
- Давайте посмотрим на грузовик и назовем его части (У грузовика есть колеса, кабина, кузов, фары, мотор, руль).
Игра «Называй-ка»
- А какие еще строительные машины вы собрали из лего-конструктора, в названии которых есть звуки «р», «рь»? (экскаватор, кран, бульдозер). Логопед раскладывает перед детьми машины, собранные ими из лего-конструктора. Назовите все эти машины одним словом (транспорт). Для чего нужен этот транспорт? (чтобы построить дом, привести груз на стройку, поднять тяжелый груз,)
Физминутка. Игра «Скажи наоборот» (перекидывание мяча)
тяжелый груз – … легкий груз
высокий кран – … низкий кран
маленькая яма- … большая яма
грузовик повернул налево – … грузовик повернул направо
бульдозер работает тихо- … бульдозер работает громко
грузовик едет медленно – … грузовик едет быстро
Игра «Один-много»
Называние строительных машин в единственном и множественном числе (кран – краны, экскаватор – экскаваторы, грузовик – грузовики, бульдозер – бульдозеры).
Игра «Чего нет?»
Логопед предлагает детям закрыть глаза и убирает одну из машин. Дети открывают глаза и называют, какой машины не стало? (нет грузовика, нет экскаватора,)
Игра «Что лишнее?»
Логопед предлагает детям предметные картинки с изображением транспорта (трамвай, экскаватор, кран, ракета, бульдозер, корабль, грузовик, вертолет).
- Какие транспортные средства не относятся к строительному транспорту? Почему? (трамвай, ракета, корабль, вертолет)
- Ребята, давайте картинки с изображением строительного транспорта вложим в конверт, чтобы Шарик и Матроскин знали, какие специальные транспортные средства им нужны, чтобы привести строительные материалы из города в деревню Простоквашино и построить дом. Логопед вкладывает картинки, запечатывает и подписывает конверт.
Итог занятия.
- Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями и следили за своим произношением. Сегодня я пойду на почту и отправлю письмо в Простоквашино. Шарик и Матроскин будут довольны, когда Печкин доставит им строительные материалы на грузовике, и они начнут строить новый красивый дом.