Фаина Колесникова
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
непосредственно образовательной деятельности
по формированию лексико-грамматических представлений
и развитию связной речи
ДОУ: МБДОУ детский сад комбинированного вида №21 поселка Октябрьского МО Ленинградский район.
Группа: старшая (возраст 6 -7 лет) для детей с ТНР.
Тема: «Прогулка по спортивному комплексу».
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное»
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Наше тело».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Закреплять представления о теле человека. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Наше тело»;
Совершенствовать грамматический строй речи: закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными и причастиями, совершенствовать навыки составления сложноподчиненных предложений с придаточными причины;
Автоматизировать поставленные звуки.
Совершенствовать умение объяснять значение выражений с переносным значением.
Коррекционно – развивающие:
Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, мышление, память.
Коррекционно – воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества в игре, доброжелательности, инициативности.
Лексический минимум:
Существительные: голова: лоб, глаза, ресницы, брови, уши, рот, нос, губы, зубы, язык, лицо, щёки, волосы; туловище: грудь, спина, живот; руки: локоть, плечо, ладонь, палец, кулак, ноготь, ноги, колени, пятка, ступни.
Прилагательные: худой, полный, кудрявый, большой, чистый,
маленький, грязный, красивый, здоровый.
Глаголы: нюхать, слушать, смотреть, кусать, жевать, говорить, поднимать, опускать.
Оборудование для педагога:
Мультимедийное оборудование, магнитная доска - 1 шт., план-схема «Спорткомплекс», флэшка «Мерсибо», фотографии чемпионов, предметные картинки по теме «Наше тело», «подарочные абонементы» - 5 шт.
Предварительная работа:
Беседа о спорте, здоровом образе жизни; экскурсия с родителями в спортивный или тренажерный зал.
Прогнозируемые результаты:
Дети умеют строить связные высказывания о человеке в соответствии с лексическим минимумом по данной теме, владеют навыками мыслительной деятельности, включаются в поисковую деятельность при решении проблемной ситуации, у них сформированы элементарные навыки самоконтроля и самооценки.
Ход занятия:
I.Мотивационно-побудительный этап (3 мин.).
Логопед: Здравствуйте, ребята, рада вас видеть! Встаньте, как вам удобно. Внимание! Внимание! Открывается спортивный комплекс! У вас есть желание его посетить? Готовы?
Логопед: В спортивном комплексе много людей и можно потеряться, поэтому давайте рассмотрим друг друга повнимательнее.
Упражнение «Скажи одним словом»
У Евы длинные волосы, она длинноволосая.
У Захара голубые глаза, он голубоглазый.
У Ульяны светлые волосы, она светловолосая.
У Вики карие глаза, она кареглазая.
У Арины зелёные глаза, она зеленоглазая.
II.Расширение имеющихся представлений (17-20 мин).
Логопед: В спортивном комплексе очень много интересных мест. Куда бы вы хотели пойти?
Дети: В гимнастический зал, на теннисный корт, в тренажерный зал, в кино, и т. д.
Логопед: Отлично! Надеюсь, вам будет интересно! В спортивном комплексе есть схема. Рассмотрим? (см. приложение 1)
Дети рассматривают схему, называя, что на ней изображено.
Логопед: Вы догадались, куда мы сначала пойдем? (детская игровая комната)
1) Игра «Отвечай, не зевай»
Логопед: Кто заметил мяч на стуле? Мы можем поиграть с мячом? Предложите место, где мы будем играть? Я буду бросать вам мяч, и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно. Согласны? Думаю, у нас получится игра!
Логопед: Скажи, сколько у тебя ушей? Ребёнок: Два уха.
Логопед: Сколько у тебя глаз? Ребёнок: Два глаза.
Логопед: Сколько у тебя языков? Ребёнок: Один язык.
Логопед: Сколько у тебя носов? Ребёнок: Один нос.
Логопед: Сколько у тебя животов? Ребёнок: Один живот.
Логопед: Сколько у тебя рук? Ребёнок: Две руки.
Логопед: Сколько у тебя ног? Ребёнок: Две ноги.
Логопед: Покажите правую руку, левое ухо, правую ногу.
Логопед: Для чего люди ходят в спорткомплекс?
Дети: Заниматься спортом, чтобы быть здоровыми.
Логопед: У вас хорошо получается!
2) Игра «Скажи наоборот»
Логопед: А сейчас давайте рассмотрим «Стену чемпионов».
Логопед: Этот чемпион слабый? Дети: сильный.
Логопед: Этот чемпион худой? Дети: толстый.
Логопед: Этот чемпион лысый? Дети: кучерявый.
Логопед: Этот чемпион низкий? Дети: высокий.
Логопед: Этот чемпион старый? Дети: молодой.
Логопед: Этот чемпион сутулый? Дети: стройный.
Логопед: Этот чемпион сердитый? Дети: радостный.
Логопед: Как вы хорошо справились с заданием! Здорово!
3) Игра «В кинотеатре»
Логопед: Куда же мы отправимся сейчас? Посмотрите на схему. (кинотеатр)
Логопед: Берите стулья и садитесь!
Компьютерная игра «Комариная школа» (на флэш «Мерсибо»).
Игра «Один - много» (слайды)
Логопед: Назовите картинки по образцу: глаз-глаза, нос-носы.
Дети называют: ухо-уши, нога-ноги, рот-рты, лоб-лбы, локоть-локти и т. д.
4) Физическая разминка
Логопед: А сейчас мы отправляемся в гимнастический зал для разминки. (Дети проговаривают слова и выполняют движения по тексту).
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле ножки.
Оля ягодки берёт
По две, по три штучки,
А для этого нужны
Нашей Оле ручки.
Оля ядрышки грызёт-
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Оле зубки.
Оля смотрит на кота,
На картинки сказки,
А для этого нужны
Нашей Оле глазки.
5) Игра «Объяснялки».
Логопед: Внимание, внимание в нашем спортивном комплексе только сегодня есть подарочные абонементы. Они достанутся тому, кто объяснит значение выражения.
Логопед: О ком так говорят: «У него золотые руки»? Ребенок: Так говорят о человеке, который хорошо умеет что-то мастерить руками. За что он не возьмется, у него все получается.
Логопед: Отлично! Получите Ваш абонемент.
Логопед: О ком так говорят: «У него острый глаз»? Ребенок: Так говорят о человеке, у которого очень хорошее зрение, он видит далеко и точно, например меткий стрелок.
Логопед: Отлично! Получите Ваш абонемент.
Логопед: О ком так говорят: «У него золотая голова»? Ребенок: Так говорят об умном человеке. Так можно сказать о шахматистах.
Логопед: Отлично! Получите Ваш абонемент.
Логопед: О ком так говорят: «Он нос повесил»? Ребенок: Так говорят о человеке, который потерпел неудачу, огорчился, расстроился.
Логопед: Отлично! Получите Ваш абонемент.
Логопед: О ком так говорят: «Он задирает нос»? Ребенок: Так говорят о человеке, который хвастается.
Логопед: Отлично! Получите Ваш абонемент.
III. Рефлексивно-коррегирующий этап (2 - 3 мин)
Логопед: Внимание! Спорткомплекс закрывается! Мне понравилась наша прогулка в спортивном комплексе! Вам было интересно? Что понравилось? Какие трудности?
С кем бы вы хотели посетить спортивный комплекс в следующий раз?