Татьяна Алёнина
Конспект логопедического занятия для детей 5 лет с ОНР Тема: «На солнечной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для детей 5 лет с ОНР
Тема : «На солнечной полянке»
Подготовила: учитель-логопед Лавриненко Т. В.
Цель: развитие навыка употребления различных грамматических
категорий на основе лексической темы «Насекомые».
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять и обобщать знания детей о насекомых;
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей 5 лет с ОНР Тема: „На солнечной полянке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять в речи названия насекомых, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;
- совершенствование грамматического строя речи (формировать глагольный словарь и словарь признаков, навыки словообразования, согласование прилагательных с существительными в форме именительного, винительного падежей единственного числа, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе).
Коррекционно-развивающие задачи:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;
- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование:
Зеркала, салфетки, мяч, полянка, макеты цветов, насекомые, цветная бумага, клей, бабочки, предметные картинки с изображением насекомых, игра «Четвертый лишний», магнитная доска, музыка природы.
Ход занятия:
I Организационный этап
Логопед :
Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Летом ярко светит солнышко. Рады яркому солнышку все : и люди, и птицы, и животные, насекомые. Назовите насекомых, каких вы знаете?
Как приятно сейчас оказаться на солнечной полянке. Сегодня мы приглашаем вас на такую солнечную волшебную полянку. Хотите познакомиться с её жителями?
II Основной этап
(Дети шагают под музыку за логопедом.)
Итак, в путь!
Солнечным погожим днём. (Ходьба широким и мелким шагом)
Мы на полянку все идём.
Через кустики и кочки, (Ходьба с высоким подниманием коленей)
Через ветки и пенёчки.
По тропинке побежим, (Лёгкий бег)
До полянки добежим.
Отдохнуть пора, дружок
Мы присядем на пенёк. (Садятся)
Логопед :
Скажу вам по секрету, что жители полянки очень маленького роста и часто прячутся в траве. Вы хотите подружиться с насекомыми? Чтобы с ними подружиться, надо в крошек превратиться.
Давайте скажем такие слова: «Эй, полянка, раз, два, три – в малышей нас преврати!». Теперь мы стали крошками и можем подружиться с разными насекомыми.
Давайте подойдём поближе к полянке.
- Ребята, какие насекомые живут на этой полянке? (Жуки, бабочки, пчёлы).
А теперь давайте скажем полным ответом.
- Каких насекомых вы видите? (Я вижу бабочек; я вижу жуков).
- Скажите, что общего у всех насекомых? (У них есть 6 ног, у многих крылья, усики, хоботки для сбора нектара).
Логопед : Давайте изобразим насекомых.
Подойдём к столику, присядем на стульчики и выполним упражнения для язычка.
Артикуляционная гимнастика
• «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта
. • «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу, по часовой и против часовой стрелки.
• «Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
• «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.
Логопед : Вы хотите поиграть в игру?
Игра «Комары и жуки»
Дети делятся на две группы: первая изображают комариков, а вторая жуков. Первая группа, услышав звук «З» летает по залу до тех пор, пока не прозвучит звук «Ж» - тогда комарики замирают, а летать начинают жуки. (Смена звуковых сигналов повторяется 3- 4 раза).
Логопед : Комары и жуки устали нам нужно правильно подышать.
Дыхательная гимнастика
• «Комарик». Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».
• «Жук». Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
Хорошо на полянке. Столько насекомых увидели. А каких насекомых можно увидеть у нас дома? (Тараканы, мухи).
Логопед : Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете насекомых и умеете ли отличать от других животных.
Игра «Четвертый лишний»
Выставляются картинки.
Муха, муравей, голубь, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, щука.
Комар, пчела, бабочка, лиса и т. д.
Упражнения на координацию речи с движениями
Логопед : Мы с вами находимся на солнечной полянке. И сейчас покажем, что насекомые делают на полянке.
Игра «Насекомые над полянкой»
- Жу-жу-жу, -жужжит пчела: - Я лечу издалека.
(Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.)
- Зу-зу-зу, - комар пищит, укусить скорей спешит.
(Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперёд.)
- Уф-уф-уф, - как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повёз.
(Ритмично притопывают ногами.)
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу, я любого разбужу».
(Ритмично хлопают в ладоши.)
Лексико-грамматические упражнения, игры
Логопед : Молодцы! Насекомых изобразили. А знаете ли вы как они передвигаются?
«Кто как передвигается?»
Дети становятся в круг. Логопед читает предложения, а дети заканчивают их, изображая движения насекомых:
-машут руками как крылышками (летает насекомое,
-перебирают пальчиками (ползает насекомое,
- прыгают (прыгает насекомое).
Гусеница ползает, а кузнечик. (прыгает).
Паук ползает, а стрекоза. (летает).
Муравей ползает, а бабочка. (порхает).
Комар летает, а червяк. (ползает).
Бабочка порхает, а муха. (летает).
Шмель летает, а муравей. (ползает).
Кузнечик прыгает, а оса. (летает).
Божья коровка летает, а клоп. (ползает).
Логопед : Молодцы! А что еще делают насекомые?
“Подбери слово” игра с мячом.
Подбор глаголов к слову «насекомые» (летают, порхают, жужжат, вредят, кусают, жалят, надоедают, помогают, переносят, трудятся, вылезают, трудятся, засыпают, просыпаются и т. д.).
“Подбери признак” игра с мячом.
Подбор признаков, образование относительных прилагательных.
муравей (какой) – трудолюбивый, сильный
муха (какая) – надоедливая, черная, маленькая
бабочка (какая) – красивая, пестрая
комар (какой) – маленький,
кузнечик (какой) – большой, зеленый, длинноногий
" Назови ласково"
(Договаривание слова с соответствующими окончаниями во фразах, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе).
Логопед. Я буду произносить фразы, а вы их договаривать. Только одно условие, называем насекомых ласково.
Бабочки желтень:, муравей чернень:, божья коровка краснень:, кузнечики зеленень:, жук синень:, бабочка белень. Молодцы!
Логопед : Давайте с вами выясним, насекомые приносят вред или пользу?
«Полезны или вредны»
Чем полезны насекомые?
Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных.
Чем насекомые вредны?
Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.
Логопед : Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе!
Аппликация
Логопед : Ребята отгадайте загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Логопед : Посмотрите, к нам прилетели бабочки. Видимо они попали под дождик и у них стерлись пестрые узоры на крылышках. Давайте поможем им, украсим крылышки. Но прежде потренируем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращают мизинцем)
Прячьтесь!
(Руки за спину)
А теперь приступим к заданию.
(Дети под музыку украшают крылышки бабочкам.)
Логопед : Какие красивые бабочки! Давайте покажем их гостям.
А теперь осторожно посадим их на полянку.
Влетает бабочка и угощает детей конфетами.
III Итог.
Логопед : Ребята, вам понравилась волшебная полянка? Кого встретили? (дети отвечают).
Пора превращаться снова в девочек и мальчиков. Давайте скажем: «Раз, два, три – полянка, рост нам возврати!».
- Мне очень понравилось, какими вы сегодня были дружными, старательными. Мы подружились насекомыми. Они, хоть и маленькие, но нужны в природе. Давайте дадим себе слово не обижать шестиногих друзей.
На волшебной полянке сегодня побывали, её жителей узнали.
В группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.