Приложение МААМ

Конспект логопедического занятия «Что мы знаем о воде»

Елена Демина
Конспект логопедического занятия «Что мы знаем о воде»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Цель: Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. ( Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку). Развивать умение детей во время рассказывания о воде использовать художественное слово.

Задачи: Создавать условия, необходимые для того, чтобы дети седьмого года жизни могли «шагнуть» за пределы уже освоенных знаний о воде и начать интересоваться экспериментальной деятельностью с водой.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Что мы знаем о воде“» размещена в разделах

Продолжать знакомить детей со свойствами и состояниями воды (жидкость - не имеет запаха, цвета, имеет температуру и т. д.).

Познакомить с явлением кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха и вреден всем.

Воспитывать бережное отношение к воде, природе.

Активизация словаря: глобус, реки, моря, океаны, круговорот воды в природе, кислый дождь, вода соленая, вода пресная, порт.

Материалы: Глобус, картинки об использовании воду человеком, схема круговороты воды в природе, схема и картинки о состояниях воды, рассказ «Что такое кислый дождь» В. Танисийчука.

Раздаточный материал: пластиковые стаканы, камешки, ложки, краски, кисти, листы белой бумаги, соль, лимон, сахар, лед, камешки, теплая, холодная вода.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Педагог обращает внимание детей на глобус

Педагог: Что это?

Ответы детей: Глобус.

Педагог: Глобус-это уменьшенная модель земли, на которой мы живем (земного шара). Если мы внимательно посмотрим на глобус, то увидим, что изображение на нем имеет несколько цветов. Каким цветом на глобусе изображена вода?

Дети: На глобусе вода изображена синим цветом.

Педагог: Везде ли одинаково обозначена вода? (Ответы.) В чем различие?

Предположительные ответы детей: Тонкими синими линиями обозначены реки, маленькими пятнами - моря, озера, большими - океаны.

Педагог: Ребята, а кто знает загадку о воде?

Даша М.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю капает опять.

Педагог: А хотите ли вы узнать, как образуются в природе реки, моря? Об этом нам расскажет Лиза П.

«Прошел в лесу дождь, его капельки собрались вместе и превратились в ручеек. По дороге встретилось еще много капелек - друзей и ручеек превратился в реку, по берегам которой раскинулись пастбища и выросли деревушки. Река становилась все шире, и по ней уже ходят пароходы, выросли высокие мосты и фабричные трубы, и вот уже виден порт. Теперь берег реки уже можно разглядеть только в бинокль - река превратилась в море».

Педагог: Кто мне скажет, чем отличается вода в реках и озерах от воды в морях и океанах?

Дети: В реках и озерах вода пресная и пригодная для пить, а в морях и океанах соленая, мы ее не пьем.

Педагог: Кому нужна вода?

Дети: растениям. (Дима О.)

У тропинки около калитки

Ждут-пождут Наташу маргаритки. -

Принеси, Наташа, нам напиться.

Хороша холодная водица!

И Анютин темненький глазок

Тоже просит: «Дай глотну разок!»

В. Трутнев

Дети: животным. (Митя М.)

Как над заводью зеленой поднялась звезда.

Пил из заводи лосенок - вкусная вода!

И река волной звенела только для него,

И звезда не пожалела света своего!

И была лосиха рада, стоя под сосной.

Вольно веяло прохладой с заводи речной.

А. Прокофьев

Дети: человеку. (Тимур Г.)

Без чего не можем мама

Ни готовить, ни стирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,-

Жить нельзя нам без воды.

Педагог: Какую воду использует человек? Как он ее использует? [Дети

рассматривают картинки и рассказывают, как человек использует воду.)

Вывод: «Напоить всех - важная задача, так как все пьют воду: и животные, и люди, и поля, и леса».

Физкультминутка

С неба капелька упала, кап.

И другая пробежала, кап.

Мы на небо посмотрели,

Капельки:кап-кап - запели.

Намочили ножки, мы их вытираем,

Посмотрите, ручки мокрыми стали.

Мы плечами поведем и все капельки стряхнем.

2. Сюрпризный момент.

(Звучит музыка. Под музыку появляется персонаж из мультфильма Капитошка.) Воспитатель: Кто-то спешит к нам в гости. Кто ты?

Капитошка: Капитошка.

Педагог: Дети, а вы знаете кто такой Капитошка?

Дети: Капитошка - та капелька воды, которая выпала из дождя.

Педагог: Присаживайся с нами, Капитошка, мы как раз разговариваем о воде.

Капитошка: Но что же в воде может быть необычного кроме того, что в ней можно купаться, плавать и пить ее.

Педагог: Не только, сегодня мы с детьми вспомним какими свойствами обладает вода.

3. Экспериментальная деятельность.

ОПЫТ №1

П: Возьмем ложку и наберем в нее из кружки воду, а затем выльем назад в кружку. Что происходит с водой?

Д: Вода течет, льется, капает.

П: ЗНАЧИТ ВОДА - ЖИДКОСТЬ. ПОВТОРИТЕ

ОПЫТ №2

П: Давайте определим, есть ли у воды вкус. Попробуйте воду из кружки.

Д: ВКУСА У ВОДЫ НЕТ.

П: Правильно, но вкус мы можем изменить, добавив в стаканы сахар, соль или лимон. Воспитатель добавляет у себя в стаканы сахар, соль, лимон, дает попробовать детям воду на вкус и спрашивает, какая стала вода. (Соленая, кислая, сладкая.)

К: Знаете, ребята, как весело заглядывать в лицо человеку, который попробовал кислой воды, у него лицо становится похоже на лимон.

ОПЫТ №3

П: Ребята, а какого цвета вода?

К: Белая.

П: Разве вода белого цвета? Возьмите лист бумаги и сравните ее цветом воды. Какая вода?

Д: БЕЗ ЦВЕТА

П: Правильно, вода БЕСЦВЕТНАЯ. Повторите. Понюхаем воду. Есть ли у нее запах?

Д: ЗАПАХА У ВОДЫ НЕТ

ОПЫТ №4

П: Перед вами камешки, какие они? (Ответы детей.)

Давайте с камешками поиграем в прятки, попробуем их спрятать в стакан с водой. Удалось их спрятать или нет? Почему?

Д: ПОТОМУ ЧТО ВОДА ПРЗРАЧНАЯ

К: А я знаю, как спрятать камешек. А вы догадались? Сейчас закрасим воду краской и спрячем камешек. Спрятался он? Почему?

Д: ПОТОМУ ЧТО ВОДА СТАЛА МУТНОЙ, ОНА ИЗМЕНИЛА СВОЙ ЦВЕТ В: Вода имеет температуру.

К: Как это? Разве вода может заболеть?

ОПЫТ №5

П: У меня два стакана с водой. Потрогаем в этом стакане воду. Какая она? (Холодная.) А в другом? (Теплая.)

А если вскипятить воду в чайнике, какая будет вода? (Горячая.)

А как воду сделать теплой?

Что произойдет если воду заморозить? (Она превратится в лед.)

ВЫВОД: Вода может находиться в разных состояниях.

Воспитатель показывает картинки с разными состояниями воды. Дети называют состояния воды.

Затем педагог рассматривает схему круговорота воды в природе и рассказывает, как он происходит.

Динамическая минутка с Капитошкой.

Педагог: Чистая пресная вода - это большая ценность, поэтому ее надо беречь, экономить, следить, чтобы кран в водопроводе был закрыт

4. Чтение художественной литературы и обсуждение экологической проблемы

Экология в картинках.

Что такое кислый дождь?

Время, в которое мы живем, - особенное. Никогда раньше не были люди такими могучими, как сейчас. Они посылают ракеты на Луну и на Марс, перегораживают реки, устраивают искусственные моря и во всех концах земли возводят заводы, электростанции, города. Нередко эти стройки сильно влияют на природу, меняют ее. А ведь главное правило экологии говорит: В ПРИРОДЕ ВСЕ СВЯЗАНО ДРУГ С ДРУГОМ. И всюду, где люди о нем думают, природа сама напоминает им это правило.

На севере Европы, за прохладным Балтийским морем, лежит страна Швеция. Там растут дремучие еловые и сосновые леса, а в каменных берегах лежат озера с прозрачной и чистой водой. В этих озерах и реках, которые из них вытекают, водятся вкусные и ценные рыбы - лососи и форели. Шведы очень гордились своими озерами и реками, не давали их загрязнять и замусоривать.

И вдруг стало происходить что-то неладное. Сначала в лесах стали сохнуть ветки деревьев. Одна ветка высохнет, вторая, третья, там, глядишь, верхушка желтеет и сохнет, а потом все дерево умирает. А затем стала болеть в озерах рыба. В чем дело?

Ученые проверили воздух над лесами и воду в озерах, и оказалось, что в облаках над Швецией много серной кислоты - вещества, которое вредно для растений и для животных. Вместе с дождем эта серная кислота проливалась на землю, обжигала ветки и корни деревьев, а потом с ручьями уходила в озера и реки. Ученые так и стали говорить - «кислые дожди».

А как же могла попасть в облака серная кислота?

- С дымом фабрик и заводов, - ответили ученые.

Но в Швеции не так много заводских труб, и дым в них очищается специальными фильтрами. Не могут они наделать столько вреда. В чем же дело? И тогда ученые заметили, что серная кислота появляется в воздухе, когда ветер дует с юга, из-за моря. А там, в других странах, во многих сотнях километров от шведских лесов построили множество заводов. Чтобы не отравлять рядом воздух, над ними ставят огромные трубы, которые выбрасывают дым высоко в небо. Ветер подхватывает его и несет за море. Значит, чтобы в Швеции не высыхали леса и не гибли озера, нужно, чтобы в других странах люди поставили фильтры на трубы своих заводов. Ведь на всю землю у нас одна природа, и, если люди портят е в одном месте, она станет гибнуть и в других.

Да что заводы - теперь даже корабли могут быть опасны для природы.

В. Танасийчук

Вопросы: Что такое кислый дождь? От чего он получается? Кому он вредит? Откуда берется дым в воздухе? Что надо делать, чтобы кислых дождей не было?

Анализ:

К: Как много нового узнал о себе, надо рассказать об этом моим друзьям-капелькам. У меня есть копилка для новых слов. Ребята, сложите в нее по одному слову о свойствах воды, и тогда я уже, давайте, ребята, сложите в нее по одному слову о свойствах воды, и тогда я уже никогда не забуду то, о чем я узнал на вашем занятии.

(Дети говорят в капельку по одному свойству воды.)

Капитошка: А теперь мне, ребята, пора в путь, скоро я встречусь со своими друзьями - капельками и мы потечем к морю, как я там люблю играть. До свидания!

Итог: Дети, сегодня мы с вами много узнали о воде, о ее пользе, свойствах. И я надеюсь, что когда вы пойдете в школу, эти знания вам пригодятся, и вы всегда будете помнить, что природу надо беречь и относиться к ней с любовью, и она ответит нам тем же.

А теперь, закончим наше занятие на веселой ноте, и Оля К. расскажет нам стихотворение:

-Эй, молодчик!

Ты - водопроводчик?

Загляни в квартиру пять:

Стало кухню заливать.

С краном кухонным беда,

Через край бежит вода.

-Кран закрутим, все устроим,

Воду быстро успокоим.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Что мы знаем о воде?» Цель: формировать познавательные способности у дошкольников, интерес детей к экспериментированию в процессе исследовательской деятельности.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Что мы знаем о воде?» Экологическое воспитание «Что мы знаем о воде?» Цель: познакомить детей со свойствами воды; уточнить что вода – важная составляющая всего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Что мы знаем о воде»
Опубликовано: 16 мая 2015 в 21:49
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Что мы знаем о воде»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Демина (УИ 313710) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД