Евгения Днепровская
Конспект логопедического занятия «Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
3 класс (Специальный коррекционный класс для детей с легкой умственной отсталостью)
Тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.
Лексическая тема: Морское путешествие.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
Грамматическая тема: Правописание безударных гласных в корнях слов.
Цель: Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Задачи:
Образовательные:
-Закреплять знания учащихся о гласных и согласных звуках.
-Учить давать характеристику гласным и согласным звукам.
-Закреплять знания учащихся о правописании слов с безударными гласными в корне слова.
Коррекционные:
- Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука.
-Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.
-Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
-Развивать диафрагмальное дыхание. -Развивать орфографическую зоркость.
-Развивать умения составлять словосочетания. -Развивать умения работать с деформированными предложениями.
-Расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия : «Путешествие»
. -Развивать конструктивную деятельность.
-Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки, слуховую и зрительную память, внимание, мыслительные процессы.
-Развивать общую и мелкую моторику рук.
-Развитие межполушарного взаимодействия и координации, формирование содружественных движений двумя руками, когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения.
Воспитательные:
-Развивать навык самоконтроля.
-Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Оборудование: Магнитная доска, стеклянный сосуд с запиской, текст записки, карта, демонстрационные картинки с изображением корабля и героев занятия, фигурки – игрушки, разрезная картинка «Корабль», карточки с заданиями для индивидуальной работы, карточки с зашифрованными именами, магнитные буквы, ёмкость с водой, ящик с песком, полоски для игры с песком, шарики Су-Джок.
Содержание занятия
I. Организационный момент.
Приветствие. 1. Развитие фонематического анализа, синтеза.
-Здравствуйте!
-Сядет тот, в чьём полном имени после Р – Г.
-Сядет тот, в чьём полном имени 5 звуков.
-Сядет тот, в чьём полном имени между К и Н – О.
-Сядет тот, в чьём полном имени перед Х – И.
Упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.
1. Массаж волосистой части головы: левая рука работает с правой частью головы, а правая с левой. Начать с поглаживания, затем – растирание, т. е. более интенсивные поглаживания, затем – разминание, т. е. сдвигание кожи, закончить опять поглаживанием.
2. Массаж ушей: оттянуть вниз мочки ушных раковин; - потянуть вверх верхушки ушей; - взявшись за середину ушей, оттянуть их вперед, назад и в стороны.
3. Массаж щек: указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» сходящиеся и расходящиеся круги по контуру щек.
4. Массаж лба и подбородка: указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения выполнять в противоположных направлениях.
5. Массаж век: указательными и средними пальцами обеих рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза открыты). Движения от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.
6. Массаж носа: подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на следующие точки: - на переносице на уровне внутренних углов глаз, - на середине носовой кости, - у края носовой кости (над ноздрей, - под ноздрей (чтобы сила надавливания была достаточной, локти следует развести в стороны, руки параллельны полу).
7. Массаж нижней челюсти: открыть рот и совершать резкие движения влево-вправо.
2. Сообщение логопедической темы. Развитие фонематического анализа, синтеза.
1) Сегодня я по почте получила загадочный… Отгадайте.
-Я вам буду говорить разные слова. Подобрав к схеме нужное слово, вы узнаете, что это за предмет.
А) -Сначала Б, потом У, потом КЬ, потом Е, потом Т.
-Подходит по количеству звуков?
Б)- Сначала ПЬ, потом И, потом СЬ, потом М, потом О.
В) – Сначала С, потом О, потом С, потом У, потом Д. (В руках логопеда– стеклянный сосуд).
2)-Ребята, отгадайте, что находится в сосуде?
-Запомните первые буквы названий предметов, которые изображены на карточке. (У каждого учащегося – карточка с зашифрованным словом)
-Я достала из сосуда записку и размножила для вас. Записка размыта водой, сохранились не все слова.)
Текст записки:
Случилась б … да. Яхта ут … нула. П … могите. Капитан Вр … нгель.
-Кто автор записки? Из какого произведения этот герой? (Выставляется изображение капитана Врунгеля).
-Выручим капитана Врунгеля?
II. Основная часть.
1. Сначала определим того, кто устроил это кораблекрушение? Найдите способ прочитать имя противника капитана Врунгеля.
На доске:
п Ф и Л р И а Н т Т
(Выставляется изображение - пират Флинт).
2. В этом нелёгком пути нам нужен помощник. Определите его имя.
О А Л И
О З К С
Х Т С М
-Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из 4-х букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву.
Сложите из выделенных букв слово. (Выставляется изображение помощника – матрос Лом).
3. Развитие высших психических процессов.
-Надо определить место кораблекрушения. Определите направление пути.
4. Упражнение «Кинезиологические карточки».
А теперь попробуйте выполнить движения обеими руками с одновременной обводкой силуэтов рыбок и проговариванием скороговорки.
5. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности. (Логопед выставляет ёмкость с водой)
-Мы прибыли на место кораблекрушения. Достали со дна морского обломки яхты. Необходимо починить её, сложить разрезную картинку. (Учащиеся складывают разрезную картинку яхты).
(На доске - изображение яхты. Учащиеся осуществляют проверку выполненной работы).
-Капитан Врунгель решает отправиться на встречу с пиратом и поговорить с ним.
6. Грамматическая арифметика.
На доске – схема слова :. + …. = ….
-Но яхта не начнёт движение, пока мы не определим предмет, который утащил в своё убежище осьминог. (В ёмкости с водой – фигурка осьминога, под ним находится якорь).
-1 слог – местоимение, употребляемое тогда, когда человек говорит о себе (Я).
2 слог – детская болезнь (Корь). В итоге, должно получиться слово, которое обозначает металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна (Якорь).
7. Нейроупражнения с шариками Су-джок
На звук Ш катайте шарик правой рукой, на звук Ж левой. Далее катаем шарик между ладоней, если звук Ш то сверху правая рука, если Ж – то левая.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
(перекладывать шарик из руки в руку)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке
(сжимать, разжимать шарик в кулаке)
8. Развитие умения составлять словосочетания + динамическая пауза.
-Чтобы море успокоилось, назовём слова-признаки о море. На каждое слово – прыжок через волну.
9. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов.
-В бушующем море плавали 4 дельфина. Они вынесли на поверхность моря 4 слова. Вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
На доске – слова :
УД … ВИТЕЛЬНОЕ БЛ … СТЯЩЕ ПР … ЛЕСТНОЕ
С … ЛЁНОЕ
10. «Рыбалка». Звуковые дорожки.
(В ёмкости с водой – резиновые фигурки: осьминог, дельфин, морская черепаха, морская звезда, акула, касатка). У каждого ученика – звуковая линейка.
-Капитан Врунгель и помощник Лом проголодались. Определите, кто из морских обитателей попался им на удочку во время рыбалки?
-Какой 1-й звук в слове «КРЫЛО»?
-Какой 2-й звук в слове «МАЧТА»?
-Какой 3-й звук в слове «ШТУРВАЛ»?
-Какой звук находится между А и У в слове «ПАЛУБА»?
-Какой звук находится после П в слове «ПАРУС»?
-Сложите из выставленных букв слово.
-Сколько букв, звуков в слове «АКУЛА?
-Назовите гласные, согласные звуки.
-Дать характеристику согласным звукам. 10. Развитие оперативной речеслуховой памяти + развитие логического мышления.
-Пока помощник Лом готовит обед из АКУЛЫ, выполним следующее задание.
-Вспомните слова, которые я вам называла в этом задании? Какое слово лишнее из этого списка и почему?
-Какой предмет из списка слов есть и на самолёте и на корабле?
11. Развитие оперативной речеслуховой памяти + развитие логического мышления.
-Пока помощник Лом готовит обед из АКУЛЫ, выполним следующее задание.
-Вспомните слова, которые я вам называла в этом задании? Какое слово лишнее из этого списка и почему?
-Какой предмет из списка слов есть и на самолёте и на корабле?
12. Упражнение "Кораблик"
Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги.
Снова руки на колени,
А теперь немного лени.
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко.
13. Закрепление фонематического анализа.
-Мы должны отгадать то, что обозначено крестиком на карте.
Задание: Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву.
1. ОСЛИК, ДОМ, РОТ
2. САД, БУСЫ, ПЁС
-Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.
3. ИЛ, ИРИС, РИС
4. ВОЛ, ВЕКО, КОВЁР
-Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.
5. СОМ, РОТ, КИНО
6. РАК, РОТ, ТОРТ
7. КОТ, СУК, ЛУК
-Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.
8. ЛАК, АРКА, АИСТ 9. ЩИ, ЩЕКА, ЩАВЕЛЬ
-Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево. Соедините все слоги, прочитайте слово.
14. Игра «Найди, что спрятано».
-Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
(Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение картинки).
15. Совершенствование графических умений и навыков + развитие зрительного восприятия.
- А вот и пират Флинт. Он охраняет свой клад. Пират Флинт не хочет просто так отдать нам своё богатство. Предлагает нам «Морской бой». Победивший получит приз.
16. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов.
-Откроем сундук и посмотрим, что там находится.
На доске – слова
Ц … ПОЧКА К … ЛЬЦО Ж … МЧУЖИНА СЕР …БРО С … РЁЖКИ
-Вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Проверка.
17. Работа с деформированными пословицами.
-Капитан Врунгель и помощник Лом решили помочь пирату встать на правильный путь жизни.
-Были у капитана карточки с пословицами. Но Лом перепутал начало и конец предложений. Помогите вставить пропущенные буквы, собрать пословицы и объяснить их смысл.
ЖИЗНЬ ДАНА В Б … ДУ ПОПАСТЬ Л … ГКО В … РОВАТЬ НА ДОБРЫЕ
Д … ЛА УКРАСТЬ Т … ЖЕЛО ОТВ …
ЧАСТЬ III.
Итог занятия. Оценка деятельности учащихся.