МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия «Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры»

Евгения Днепровская
Конспект логопедического занятия «Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры»

Конспект логопедического занятия

3 класс (Специальный коррекционный класс для детей с легкой умственной отсталостью)

Тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.

Лексическая тема: Морское путешествие.

Грамматическая тема: Правописание безударных гласных в корнях слов.

Цель: Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

-Закреплять знания учащихся о гласных и согласных звуках.

-Учить давать характеристику гласным и согласным звукам.

-Закреплять знания учащихся о правописании слов с безударными гласными в корне слова.

Коррекционные:

- Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука.

-Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.

-Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

-Развивать диафрагмальное дыхание. -Развивать орфографическую зоркость.

-Развивать умения составлять словосочетания. -Развивать умения работать с деформированными предложениями.

-Расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия: «Путешествие»

. -Развивать конструктивную деятельность.

-Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки, слуховую и зрительную память, внимание, мыслительные процессы.

-Развивать общую и мелкую моторику рук.

-Развитие межполушарного взаимодействия и координации, формирование содружественных движений двумя руками, когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения.

Воспитательные:

-Развивать навык самоконтроля.

-Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Оборудование: Магнитная доска, стеклянный сосуд с запиской, текст записки, карта, демонстрационные картинки с изображением корабля и героев занятия, фигурки – игрушки, разрезная картинка «Корабль», карточки с заданиями для индивидуальной работы, карточки с зашифрованными именами, магнитные буквы, ёмкость с водой, ящик с песком, полоски для игры с песком, шарики Су-Джок.

Содержание занятия

I. Организационный момент.

Приветствие. 1. Развитие фонематического анализа, синтеза.

-Здравствуйте!

-Сядет тот, в чьём полном имени после Р – Г.

-Сядет тот, в чьём полном имени 5 звуков.

-Сядет тот, в чьём полном имени между К и Н – О.

-Сядет тот, в чьём полном имени перед Х – И.

Упражнения, стимулирующие мозговую деятельность.

1. Массаж волосистой части головы: левая рука работает с правой частью головы, а правая с левой. Начать с поглаживания, затем – растирание, т. е. более интенсивные поглаживания, затем – разминание, т. е. сдвигание кожи, закончить опять поглаживанием.

2. Массаж ушей: оттянуть вниз мочки ушных раковин; - потянуть вверх верхушки ушей; - взявшись за середину ушей, оттянуть их вперед, назад и в стороны.

3. Массаж щек: указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» сходящиеся и расходящиеся круги по контуру щек.

4. Массаж лба и подбородка: указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения выполнять в противоположных направлениях.

5. Массаж век: указательными и средними пальцами обеих рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза открыты). Движения от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.

6. Массаж носа: подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на следующие точки: - на переносице на уровне внутренних углов глаз, - на середине носовой кости, - у края носовой кости (над ноздрей, - под ноздрей (чтобы сила надавливания была достаточной, локти следует развести в стороны, руки параллельны полу).

7. Массаж нижней челюсти: открыть рот и совершать резкие движения влево-вправо.

2. Сообщение логопедической темы. Развитие фонематического анализа, синтеза.

1) Сегодня я по почте получила загадочный… Отгадайте.

-Я вам буду говорить разные слова. Подобрав к схеме нужное слово, вы узнаете, что это за предмет.

А) -Сначала Б, потом У, потом КЬ, потом Е, потом Т.

-Подходит по количеству звуков?

Б)- Сначала ПЬ, потом И, потом СЬ, потом М, потом О.

В) – Сначала С, потом О, потом С, потом У, потом Д. (В руках логопеда– стеклянный сосуд).

2)-Ребята, отгадайте, что находится в сосуде?

-Запомните первые буквы названий предметов, которые изображены на карточке. (У каждого учащегося – карточка с зашифрованным словом)

-Я достала из сосуда записку и размножила для вас. Записка размыта водой, сохранились не все слова.)

Текст записки:

Случилась б … да. Яхта ут … нула. П … могите. Капитан Вр … нгель.

-Кто автор записки? Из какого произведения этот герой? (Выставляется изображение капитана Врунгеля).

-Выручим капитана Врунгеля?

II. Основная часть.

1. Сначала определим того, кто устроил это кораблекрушение? Найдите способ прочитать имя противника капитана Врунгеля.

На доске:

п Ф и Л р И а Н т Т

(Выставляется изображение - пират Флинт).

2. В этом нелёгком пути нам нужен помощник. Определите его имя.

О А Л И

О З К С

Х Т С М

-Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из 4-х букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву.

Сложите из выделенных букв слово. (Выставляется изображение помощника – матрос Лом).

3. Развитие высших психических процессов.

-Надо определить место кораблекрушения. Определите направление пути.

4. Упражнение «Кинезиологические карточки».

А теперь попробуйте выполнить движения обеими руками с одновременной обводкой силуэтов рыбок и проговариванием скороговорки.

5. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности. (Логопед выставляет ёмкость с водой)

-Мы прибыли на место кораблекрушения. Достали со дна морского обломки яхты. Необходимо починить её, сложить разрезную картинку. (Учащиеся складывают разрезную картинку яхты).

(На доске - изображение яхты. Учащиеся осуществляют проверку выполненной работы).

-Капитан Врунгель решает отправиться на встречу с пиратом и поговорить с ним.

6. Грамматическая арифметика.

На доске – схема слова:. + …. = ….

-Но яхта не начнёт движение, пока мы не определим предмет, который утащил в своё убежище осьминог. (В ёмкости с водой – фигурка осьминога, под ним находится якорь).

-1 слог – местоимение, употребляемое тогда, когда человек говорит о себе (Я).

2 слог – детская болезнь (Корь). В итоге, должно получиться слово, которое обозначает металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна (Якорь).

7. Нейроупражнения с шариками Су-джок

На звук Ш катайте шарик правой рукой, на звук Ж левой. Далее катаем шарик между ладоней, если звук Ш то сверху правая рука, если Ж – то левая.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

(перекладывать шарик из руки в руку)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке

(сжимать, разжимать шарик в кулаке)

8. Развитие умения составлять словосочетания + динамическая пауза.

-Чтобы море успокоилось, назовём слова-признаки о море. На каждое слово – прыжок через волну.

9. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов.

-В бушующем море плавали 4 дельфина. Они вынесли на поверхность моря 4 слова. Вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

На доске – слова:

УД … ВИТЕЛЬНОЕ БЛ … СТЯЩЕ ПР … ЛЕСТНОЕ

С … ЛЁНОЕ

10. «Рыбалка». Звуковые дорожки.

(В ёмкости с водой – резиновые фигурки: осьминог, дельфин, морская черепаха, морская звезда, акула, касатка). У каждого ученика – звуковая линейка.

-Капитан Врунгель и помощник Лом проголодались. Определите, кто из морских обитателей попался им на удочку во время рыбалки?

-Какой 1-й звук в слове «КРЫЛО»?

-Какой 2-й звук в слове «МАЧТА»?

-Какой 3-й звук в слове «ШТУРВАЛ»?

-Какой звук находится между А и У в слове «ПАЛУБА»?

-Какой звук находится после П в слове «ПАРУС»?

-Сложите из выставленных букв слово.

-Сколько букв, звуков в слове «АКУЛА?

-Назовите гласные, согласные звуки.

-Дать характеристику согласным звукам. 10. Развитие оперативной речеслуховой памяти + развитие логического мышления.

-Пока помощник Лом готовит обед из АКУЛЫ, выполним следующее задание.

-Вспомните слова, которые я вам называла в этом задании? Какое слово лишнее из этого списка и почему?

-Какой предмет из списка слов есть и на самолёте и на корабле?

11. Развитие оперативной речеслуховой памяти + развитие логического мышления.

-Пока помощник Лом готовит обед из АКУЛЫ, выполним следующее задание.

-Вспомните слова, которые я вам называла в этом задании? Какое слово лишнее из этого списка и почему?

-Какой предмет из списка слов есть и на самолёте и на корабле?

12. Упражнение "Кораблик"

Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги.

Снова руки на колени,

А теперь немного лени.

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко.

13. Закрепление фонематического анализа.

-Мы должны отгадать то, что обозначено крестиком на карте.

Задание: Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву.

1. ОСЛИК, ДОМ, РОТ

2. САД, БУСЫ, ПЁС

-Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.

3. ИЛ, ИРИС, РИС

4. ВОЛ, ВЕКО, КОВЁР

-Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.

5. СОМ, РОТ, КИНО

6. РАК, РОТ, ТОРТ

7. КОТ, СУК, ЛУК

-Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.

8. ЛАК, АРКА, АИСТ 9. ЩИ, ЩЕКА, ЩАВЕЛЬ

-Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево. Соедините все слоги, прочитайте слово.

14. Игра «Найди, что спрятано».

-Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

(Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение картинки).

15. Совершенствование графических умений и навыков + развитие зрительного восприятия.

- А вот и пират Флинт. Он охраняет свой клад. Пират Флинт не хочет просто так отдать нам своё богатство. Предлагает нам «Морской бой». Победивший получит приз.

16. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов.

-Откроем сундук и посмотрим, что там находится.

На доске – слова

Ц … ПОЧКА К … ЛЬЦО Ж … МЧУЖИНА СЕР …БРО С … РЁЖКИ

-Вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Проверка.

17. Работа с деформированными пословицами.

-Капитан Врунгель и помощник Лом решили помочь пирату встать на правильный путь жизни.

-Были у капитана карточки с пословицами. Но Лом перепутал начало и конец предложений. Помогите вставить пропущенные буквы, собрать пословицы и объяснить их смысл.

ЖИЗНЬ ДАНА В Б … ДУ ПОПАСТЬ Л … ГКО В … РОВАТЬ НА ДОБРЫЕ

Д … ЛА УКРАСТЬ Т … ЖЕЛО ОТВ …

ЧАСТЬ III.

Итог занятия. Оценка деятельности учащихся.

Публикации по теме:

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?»Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Цель: развивать фонематический слух детей; развивать навыки детей различать.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры»
Опубликовано: 9 августа 2024 в 06:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Днепровская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД