Ольга Гусева
Конспект круглого стола на тему «Русские народные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Русские народные инструменты
Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас приветствовать в нашем уютном зале. За окнами весна, солнце, поют птицы. Хочет веселиться и петь. Мы, в свою очередь, я и мои воспитанники, хотели поделиться хорошим настроением с вами, с нашими гостями и поэтому прогласили вас к нам на концерт. Не просто концерт, а концерт русской народной музыки.
Прежде чем начнется концерт я хотела бы показать и рассказать вам о русских народных инструментах.
Публикация «Конспект круглого стола на тему „Русские народные инструменты“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круглый стол для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2013
- Скажите пожалуйста, а почему инструменты называются русскими народными?
Дети думают.
Потому что их изготовляли русские мастера и играл на этих инструментах простой народ.
- Скажите пожалуйста, может быть кто-то из вас знает какие инструменты относятся к русским народным?
Ответы присутствующих: гармошка,балалайка.
- Совершенно верно. Но есть еще инструменты, которые вы не назвали и о которых вам будет интересно узнать.
Была березовая чурка (слайд №2)
Валялась, где дрова лежат
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее,не одно,а два.
Два чуда-две чудесных ложки!
Округлых,звонких,расписных!
Чечетку,даже без гармошки,
Я отплясывал под них! (Л. Логинов)
Как вы уже догадались, речь идет о деревянных ложках. В игровой комплект ложет могут входить 2,3 или 4 ложки среднего размера о одна большей величины. От того, что размеры ложек разные,возникает впечатление чередования звуков по высоте.
Прежде чем начнется рассказ о следующем инструменте отгадайте загадку.
У нее есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под нее плясать
И по - русски приседать.
Ответ детей: "Балалайка". (слайд 3)
Балалайка-струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус и длинный гриф,на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство,и большие,и маленькие. Название "балалайка"-народное,вероятно данное инструменту в подражание бренчанию,"балаканью" струн во время игры. "Балакать","балагурить" на народном наречии значит болтать,пустозвонить.
(слайд 4 бубен)
Бубен-ударный инструмент неопределенной высоты звука. Деревянный обруч,затянутый с одной стороны кожей;в отверстиях обруча парами свободно парами прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточныи славянам с древнейших времен. Особенно щироко они применялись в ратном деле у скоморохов. Бубен ратный представлял собой котел с натянутой кожаной мембраной.
(слайд 5 трещетка)
Трещетка-русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более,разделенных узкими планочками и нанизанных на ремешок.
(слайд 6 гармоники)
Гармоники-общее название гармошки и баяна-они родственники. Изобретена была в Германии,но в России преобразовалась, словно заново родилась и получила новые имена. Быстро распространилась по всему свету. В Россию в начале привозили как сувениры. Однажды на ярмарке в Нижнем Новгороде тульский оружейник Сизов услышал необычайный инструмент, купил его, дома разобрал и сделал похожий. Позже стали делать гармонии и в других городах. В каждой губернии делали свои гармонии, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские, саратовские, тальянка и другие. Инструмент очень полюбился, особенно в деревнях. Меха -та часть, что сдувается и раздувается, из картона, кожи и жестких рамок. Звук получается от движения воздуха. Инструмент и носить легко и играть на ходу можно.
(слайд 7 баян)
Баян-усовершенствованная гармонь,звук мощнее,интереснее.
Баян-потомок удалой гармошки.
Назван так в честь русского певца.
И сыплют дробью русские сапожки
Под чистый звук баяна-молодца.
(слайд 8 аккордеон)
Звучит синьор аккордеон,
Далекий брат органа он.
Он носит клавиши и кнопки,
И нрав его совсем не робкий.
То свои складки раздвигает,
То снова быстро их сдвигает.
И мириады звуков новых
Пространства наполняются снова.
Певучи звуки,громогласны,
Они торжественны,прекрасны.
То скрипки,то виолончели,
То слышатся в них флейты трели.
Прекрасен в мастерстве своем,
Звучит оркестр целый в нем.
Аккордеон-как волшебство,
Все звуки собраны в него.
Сейчас этот необыкновенный инструмент вы не только увидите, но и услышите.
Д. Кабалевский «Маленькая полечка» в исполнении учащегося ДМШ №2.
- Дорогие друзья, скажите пожалуйста, кто сочиняет музыку?
Ответы.
- А народ какую музыку сочиняет?
Ответы.
- Давайте вспомним, какие народные песни мы уже знаем?
- Ответы.
Ведущий: «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями. Народ сочинял песни и для детей. Одна из таких песен прозвучит сейчас».
Слайд № 10
Детская песенка «Веселые гуси» в исполнении учащегося ДМШ №2.
Прямо у калитки,
Красная накидка.
Языками пламя
Трогаем руками.
Ягодки-калинки
Шапочки, корзинки,
Чудо – огонечки
В зелени листочков.
Ягоды с кислинкой
Нравятся Маринке.
Кушать по-немножечку,
Любит их Сережка.
Мы гостеприимны
Пирожки с калинкой,
Гостю предлагаем
К ягодному чаю.
- О какой ягоде шла речь?
Ответы.
Слайд № 11
Рус. нар. песня «Калинка» в исполнении ансамбля.
Трудно найти дом в России, в котором не отыскался бы парень, умеющий играть на балалайке перед девушками. Чаще всего балалайка сопровождала русские плясовые песни. Она звучала не только в деревне, но и в городе.
Что – то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят из моды вышли
Песни русской старины.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!
Балалайка, балалайка,
Ты не смолкнешь никогда!
Ну, кленовая, поддай-ка!
Растревожь меня в конец,
Баловная балалайка,
Деревянный бубенец! (И. Кобзев)
Слайд №12
Песня «Ах ты моя балалайка» в исполнении вокальной группы старшей группы.
Отшумели вьюги и морозы,
Отступила снежная метель,
И стоят притихшие березы,
Радостно приветствуя апрель.
Вновь набухнут почки на деревьях,
Пробуждаясь раннею весной.
И березки – белые царевны,
Нас пленяют нежной красотой.
Сладким щедрым соком нас одарит,
Им по пояс низко поклонюсь.
В мае без вниманья не оставят,
Щедростью березок восхищусь.
Слайд №13
С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березой? А русский лес без светлой березовой рощи? А русскую баню без березового веника? Но все эти образы, связанные с березой, возникают у нас сегодня. Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. Невозможно представить нашу Родину без березовых рощ. Пол страны украсила белоствольная красавица. Береза – воистину крестьянское дерево. Оно напоминает ситцевой платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубашку, курочку – рябу, кряжистые стволы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжелую работу.
Слайд №14
Наши предки могли не только работать, но и веселиться. Устраивали ярмарки, пели песни, водили хороводы – все это устраивалось, когда хозяйственные и полевые работы были еще не в разгаре.
Реки, озера, луга, березовые рощи – вот места для народных гуляний и хороводов. В хороводе была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Русские хоровод доступны всем возрастам.
Русский народный хоровод «Не шей мне мама красный сарафан» исполняют дети старшей группы ансамбль «Березка».
- А сейчас я бы хотела гостям загадать загадку.
И баяны, и гармошки.
Есть трещотки, дудки, бубны.
Даже расписные ложки.
Все играют звонко, дружно
Слушать их не надоест.
Отгадать, ребята, нужно
Что это? (это оркестр).
Слайд № 15
«Русские народные наигрыши» исполняет оркестр русских народных инструментов.
- На этом наша встреча, посвященная русской народной музыке, подошла к концу.
Всем участникам встречи – призы на память.