Пушкарева Анна
Конспект коррекционно-развивающей деятельности
▼ Скачать +Заказ
ЗАДАЧИ:
• образовательные задачи: закреплять умение детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных, научить детей образовывать прилагательные от существительных;
• развивающие задачи: развить правильное и четкое произношение звуков, слов, развить мелкую, и общую моторику, развить связную речь, внимание, мышление;
Публикация «Конспект коррекционно-развивающей деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
• коррекционные задачи : 1 подгруппа - продолжать учить слухо-произносительной дифференциации звуков [с] - [ш], совершенствовать фонематическое восприятие; 2 подгруппа - продолжать формировать навыки фонематического анализа и фонематических представлений; продолжать формировать фонематический синтез слогов, слов;
• воспитательные задачи: воспитывать навыки самоконтроля, самооценки и взаимопомощь.
Оборудование:
• демонстрационный материал: деревянная "речекошечка" с отверстиями для фишек «живые звуки», колокольчики для определения звонкости-глухости звуков, доска для демонстрационного материала, изображение положения язычка во время произношения звуков [с], [ш]; предметная картинка, где дует ветер; изображение Мишки, изображение Лисы, поезда и вагонов для Лисы и Мишки, мультимедийное оборудование;
• раздаточный материал: фишки "живые звуки", полоски для определения места звука в слове, предметные картинки животных, в названиях которых есть звуки [с], [ш]; конверты с большими разрезными картинками.
Предварительная работа: аппликация изображения положения язычка во время произношения звуков [с], [ш], аппликация вязаных частей Мишки, пришивание пайеток и бисера, создание объёмного рисунка Лисы методом торцевания; подбор слов с определённым звуком в игре "Кто в домике живёт", определение первого и последнего звука в словах, составление слов с помощью звуковых обозначений из выделенных звуков в игре "Включи телевизор", подбор слов, отличающихся друг от друга одним звуком в игре "Найди пару".
Конспект
1. Организационный момент.
Логопед. Ах, какой сегодня чудесный день! В небе светит солнышко. Давайте поздороваемся с солнышком!
Дети. Здравствуй солнышко!
(Дети здороваются с солнышком, поднимают руки вверх.)
Логопед. Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, что нужно всем дружно сказать?
Дети. Здравствуйте!
Логопед. Давайте ещё поздороваемся со сказочными героями, с Лисой и Мишкой.
(Дети здороваются со сказочными героями Лисой и Мишкой, которые изображены на экране.)
Дети. Здравствуйте Лиса и Мишка.
Логопед. Сегодня мы с Лисой и Мишкой будем путешествовать в страну шипящих и свистящих звуков, где будем играть в игры и помогать нашим героям.
• СЛАЙД 2
2. Логопед. Лиса и Мишка пропустили урок в лесной школе и обратились к вам за помощью. Поможем нашим героям?
Дети. Да!
Логопед. Хорошо! Молодцы ребята!
• СЛАЙД 3
Логопед. Что на картинке.
Дети. На картинке шапка.
Логопед. Назови первый звук в слове шапка.
Дети. Первый звук [ш].
Логопед: "Посмотри на изображение, как ты считаешь, где язычок: вверху или внизу, когда произносим звук [ш].
Дети. Язычок вверху.
Логопед. Правильно. Какой дует ветер, когда мы произносим звук [ш]?
Дети. Дует теплый ветерок ш-ш-ш.
• СЛАЙД 4
Логопед. Что на картинке? Назови первый звук в слове шарф.
Дети. Первый звук [ш].
Логопед. Правильно. Дует, какой ветерок?
Дети. Дует теплый ветерок ш-ш-ш.
• СЛАЙД 5
Логопед. Посмотри внимательно на следующую картинку. Что это? Назови последний звук в слове автобус.
Дети. Звук [с].
Логопед. Правильно. Где находится язычок?
Дети. Язычок внизу.
Логопед. Какой дует ветер?
Дети. Дует холодный ветер с-с-с.
• СЛАЙД 6
Логопед. Посмотрите, это же речекошечка! Нам нужно рассказать про звуки.
Дети. Звук [ш] - согласный, твердый, глухой. Звук [с] - согласный, твердый, глухой.
(Дети с помощью демонстрационного материала, где изображена "Речекошечка" со звуковыми обозначениями, рассказывают про звуки.)
• СЛАЙД 7
3. Физкультминутка: "Медвежата в чаще жили"
Логопед. А сейчас мы ненадолго отправляемся в лес. (Музыкальное сопровождение.)
Дети имитируют игры медвежат.
Медвежата в чаще жили (шагают на месте,
Головой своей крутили (поворот головы направо - налево 2 раза) :
Вот так, вот так (носок-пятка,
Еще эдак еще так (пятка- носок,
Медвежата мед искали (правую руку ко лбу,
Дружно дерево качали (наклоны туловища вправо-влево,
Логопед. Какой звук слышится в слове медвежата?
Дети. Звук [ж].
Логопед. Какой звук слышится в слове мишка?
Дети. Звук [ш].
Логопед. Звуки одинаково или по-разному звучат?
Дети. По-разному звучат. Звуки разные.
• СЛАЙД 8
4. Логопед. Давайте вернемся из леса на поезде.
Дети. Чух-чух-чух! Мы приехали!
(Дети присаживаются за столы.)
Логопед. Но поезд, в котором мы приехали оказывается не простой. В нем различные вагоны.
• СЛАЙД 9
Логопед. В первом вагоне едет Мишка и пассажиры, в названиях которых есть звук [ш]. Во втором вагоне едет Лиса и пассажиры, в названии которых слышится звук [с]. У вас на столе есть картинки с животными, вам нужно будет сказать, кто у вас и с кем поедет. Если вы справитесь, то поезд снова отправится в лес!
(Дети берут картинки, находящиеся на столе: кошка, слон, собака, петушок, сова, лягушка.)
Логопед. Алина, у тебя кто?
Дети. У меня сова.
Логопед. С кем поедет сова?
Дети. Сова поедет с Лисой.
Логопед. Правильно. Почему?
Дети. Потому что в слове сова слышится звук [с].
Логопед. У тебя кто?
Дети. У меня кошка.
Логопед. С кем поедет кошка?
Дети. Кошка поедет с Мишкой.
Логопед. Правильно. Почему?
Дети. Потому что в слове кошка слышится звук [ш].
Логопед. У тебя кто?
Дети. У меня петушок.
Логопед. С кем поедет петушок?
Дети. Петушок поедет с Мишкой.
Логопед. Правильно. Почему?
Дети. Потому что в слове петушок слышится звук [ш].
Логопед. У тебя кто?
Дети. У меня собака.
Логопед. С кем поедет собака?
Дети. Собака поедет с Лисой.
Логопед. Правильно. Почему?
Дети. Потому что в слове собака слышится звук [с].
• СЛАЙД 10
Логопед. Молодцы! Ребята, поезд отправляется в лес! (Музыкальное сопровождение.)
• СЛАЙД 11
Гимнастика для глаз "Солнышко".
(Дети наблюдают за изображением на мультимедийном экране.)
Речь логопеда.
В небе солнышко катится
Словно желтый мячик,
То за тучку спрячется,
То по елкам скачет,
Погуляло, покружилось
И за тучку закатилось.
• СЛАЙД 12
Логопед. Ребята, обратите внимание, у вас на столе находятся полоски. Возьмите их, разложите их правильно. Что мы определяем с помощью полосок?
Дети. Место звука в слове.
Логопед. Посмотрите внимательно, кто на картинке? Определите, где слышится звук [ш] в слове "кошка" в начале, в середине или в конце слова. Возьмите звуковое обозначение и положите его на полоску.
(Дети кладут фишку на соответствующий квадратик, определяя место звука в слове.)
Дети. Звук [ш] слышится в середине слова.
• СЛАЙД 13
Логопед. Где находится звук [с] в слове "слон" в начале, в середине или в конце слова? Положите звуковое обозначение.
Дети. Звук [с] находится в начале слова.
Логопед. Молодцы! А сейчас все вместе ручками покажем слона, повторяя стихотворение.
Дети и логопед выполняют пальчиковую гимнастику "Слон" :
Очень много силы в нём (сжать кулаки и изобразить силача,
Ростом он почти, что с дом (пальчиковая игра "крыша",
У него огромный нос (приложить два кулака один за другим к носу,
Будто он лет двести рос.
• СЛАЙД 14
Логопед. Где слышится звук [ш] в слове "лягушка" в начале, в середине или в конце слова? Положите звуковое обозначение.
Дети. В середине слова.
• СЛАЙД 15
Логопед. Речекошечка так обрадовалась, что вы справились с заданием. А я приглашаю вас на подушечки. Давайте сядем поудобнее.
(Дети присаживаются на подушки.)
Логопед. Давайте вспомним слова со слогом ША. А какие ты знаешь слова со слогом СА? Кто ещё знает слова со слогом ША?
Дети. Шапка, крыша, шар, лошадка, шахматы, оса, самокат, сани.
Логопед. Речекошечка по-секрету мне сказала слоги и одно слово. Давайте выложим их с помощью звуковых фишек, которые у вас на столе.
Логопед. Выложите слог ША. Возьмите звуковые обозначения.
Дети выкладывают и читают слог ША.
Логопед. Посмотрите, у вас так же получилось, как и у меня.
(Логопед выкладывает слог ША с помощью звуковых обозначений и отверстий в "Речекошечке").
Логопед. Выложите слог ШАШ, возьмите звуковое обозначение [ш], [а], [ш].
Дети выкладывают и читают слог ШАШ.
Логопед. Задание усложняется, выложите слог УШУ.
Дети выкладывают и читают слог УШУ.
Логопед. Задание опять усложняется. Выложите слово "ОСА" с помощью звуковых обозначений.
Дети выкладывают и читают слово "ОСА".
Логопед. Ребята, посмотрите, у вас такое же слово получилось?
Дети. Да!
(Дети убирают звуковые обозначения"живые звуки").
• СЛАЙД 16
5. Логопед. Посмотрите, кто это такая? (Указывая на изображение на экране.)
Дети. Это Баба-Яга.
Логопед. Мне сообщили, что пока мы с вами читали слоги, поезд в котором ехали Лиса и Мишка захватила Баба-Яга и перепутала все звуки в словах. Поедем выручать звуки?
Дети. Да! Поедем!
(Дети идут за логопедом, изображая поезд, становятся в круг. Музыкальное сопровождение, приход персонажа Бабы-Яги).
Баба-Яга. Да, это я - Баба-Яга! Я к вам спешила, да все звуки перепутала! Если вы справитесь с такой игрой, я отдам вам звуки, а если нет, то я вас съем.
Логопед. Что нужно делать"
Баба-Яга. Внимательно меня слушать и исправить слово в предложении. Слушайте меня!
Баба-Яга. Кошка ловит миску.
Дети. Кошка ловит мышку.
Баба-Яга. Мама моет мышку.
Дети. Мама моет миску.
Баба-Яга. На виду у детворы, крысу красят маляры.
Дети. На виду у детворы крышу красят маляры.
Баба-Яга. Пожарный носит кашку.
Дети. Пожарный носит каску.
Баба-Яга. Саша ела каску.
Дети. Саша ела кашку.
• СЛАЙД 17
Дети. Мы справились с твоим заданием, Баба-Яга!
Логопед. Ребята, давайте поиграем в слова. Я назову слово, а вы к нему придумаете новое. Слово "ласка". А Баба-Яга какая?
Дети. Баба-Яга ласковая.
Логопед. Слово "добро". А Баба-Яга какая?
Дети. Баба-Яга ласковая.
Логопед. Слово "смелость". А Баба-Яга какая?
Дети. Баба-Яга смелая.
Логопед. Слово "труд". А Баба-Яга какая?
Дети. Баба-Яга трудолюбивая.
Логопед. Слово "ум". А Баба-Яга какая?
Дети. Баба-Яга умная.
Логопед. Слово "веселье". А Баба-Яга какая?
Дети. Баба-Яга веселая.
Баба-Яга. Мне так понравилось, я возвращаю вам звуки, и дарю такие конверты, они не простые, нужно собрать картинку и сказать, кто получился и какой звук слышится в слове.
• СЛАЙД 18
( Дети на полу собирают разрезные картинки с изображениями: лисы с лисятами, мишки с медвежонком. Если возникают трудности логопед и персонаж Бабы-Яги помогают.)
Баба-яга. Кто у тебя получился на картинке?
Дети. У меня лиса с лисятами. У меня мишка с медвежатами.
Баба-Яга. Какой звук слышится в слове "лиса"?
Дети. В слове "лиса"слышится звук [с].
Баба-Яга. Какой звук слышится в слове "мишка"?
Дети. В слове "мишка" слышится звук [ш].
Баба-Яга. Я стала такой доброй и умной. Спасибо, вам мои детишечки! До свидания! (Персонаж Бабы-Яги уходит.)
6. Рефлексия.
Логопед. С кем мы сегодня путешествовали в страну звуков [с] - [ш]?
Дети. Мы путешествовали с Лисой и Мишкой.
Логопед. Мы сегодня с вами так много играли. что вам понравилось больше всего?
Дети. Мне понравилась "Речекошечка". Мне понравились фишки.
Логопед. Что мы делали с помощью звуковых фишек?
Дети. Составляли слоги.
Логопед. А какое слово мы составляли с помощью звуковых фишек?
Дети. Составляли слово "оса".
Логопед. Кто ещё приходил к нам в гости?
Дети. К нам приходила Баба-Яга.
Логопед. Мы помогли Бабе-Яге стать доброй. А ещё какой?
Дети. Ласковой, трудолюбивой, веселой, умной, смелой.
Логопед. На этом наше путешествие закончилось.