Ольга Подузова
Конспект «Кому нужны деревья в лесу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование понятия о том, что дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым. Приносить большую пользу для человека.
Задачи:
Обучающие:
обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;
Развивающие:
развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;
развивать умения проводить опыты
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе;
Материалы и оборудование:
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
мультимедийная презентация, карточки с изображением деревьев, резиновые игрушки диких животных, макеты деревьев, пластиковые стаканчики с водой, скрепка, деревянный брусок, загадки, стихи о лесе.
Интеграция образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня наша очередная экскурсия в мини- музей «Эко система «Лес»» и мы свами отправимся в путешествие, а куда отгадайте?
1. Организационный момент:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем.
Дети: лес
Воспитатель:
Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы. Лес — настоящие легкие нашей планеты: он помогает дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ.
Лесные деревья и кустарники выделяют особые оздоровительные вещества — фитонциды. Легко дышится в хвойных лесах, но и горьковатый запах белых кистей цветущей черемухи, и смолистый запах лопающихся почек осины — все это фитонциды, убивающие микроорганизмы. Плоды, цветы, листья, ветки и корни — источник пищи для животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов, сильных ветров. Леса сберегают воду и почву. Летом смягчают жару, зимой — холод.
Воспитатель: Ребята, природа существует независимо от человека.
Природа еще бывает живой и неживой. И прежде чем отправиться в путешествие, мы должны это знать.
Скажите, что мы отнесем к живой природе?
Дети: К живой природе мы отнесем птиц, животных, насекомых, рыб.
Воспитатель: Почему вы их отнесли к живой природе?
Дети: Потому что они рождаются, питаются, дышат, размножаются, двигаются, умирают.
Воспитатель: Вы ответили правильно, но это еще не все, что относится к живой природе. Есть такие представители природы, которые не умеют двигаться, всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются из маленького семечка, растут, едят, пьют, вырастают очень большие и приносят нам с вами огромную пользу.
Вы догадались, о чем я говорю?
Дети: Вы говорите о деревьях
Воспитатель: Правильно, я говорю о деревьях. Но не только деревья мы относим к живой природе, а и все растения тоже.
Что относиться к неживой природе?
Дети: камень, песок, земля
Воспитатель: А какие деревья вы знаете?
Дети: берёза, дуб, осина, ёлка
Воспитатель:
(Работа с макетом Ель)
Ель – это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий день в еловом лесу прохладно и темно. (Показ дерева макета ели)
Белоснежная береза - Многие части берё зы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры, березовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока. (Показ дерева макета березы)
Дуб - Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. Посев желудей является основным способом восстановления дубовых лесов. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. (Показ дерева- макета дуба)
Сосна – удивительное дерево. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Сосны вечнозеленые, хвойные, богатые смолой деревья. (Показ дерева макета сосны)
Вопросы к детям:
• Ребята, а что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами)
• Какие части растений расположены под землей, над землей?
• Что нужно для роста растений?
• Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?
(Ответы детей)
Воспитатель: Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия. Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом.
Подскажите, какие обитатели леса живут на деревьях? (Белка, бурундук, сова, насекомые, гусеница, жук)
Воспитатель: Насекомые, птицы, и мелкие животные
А под деревьями? (заяц, ёжик, муравьи, насекомые,)
(Дети показывают кому нужны деревья, на макете «Ель»)
Воспитатель: Все верно.
3. Физминутка:
А мы по лесу гуляли,
И лисичку повстречали.
Под кустом она сидит –
Видно, зайку сторожит.
А мы по лесу гуляли,
И зайчонка повстречали.
Зайка скачет по дорожке,
Быстрые у зайки ножки.
А мы по лесу гуляли,
Ёжика мы повстречали
По дорожке он идет,
На спине грибок несет.
А мы по лесу гуляли,
Белочку мы повстречали.
Белка кушает без спешки,
Зубками грызет орешки.
А мы по лесу гуляли,
И медведя повстречали.
Мишка по лесу шагает,
Ребятишек он пугает.
Мы от страха задрожали,
И от мишки убежали.
(Просмотр презентации о лесных обитателях)
Воспитатель:
Ребята мы уже с вами говорили, что люди используют древесину хотите поэкпериментировать?
Готовую древесину используют благодаря их свойствам.
А какие свойства древесины мы выясним с помощью опытов?
4. Экспериментирование
Воспитатель, предлагает детям пройти в лабораторию.
Опыты:
Подвиньте к себе емкости с водой. Возьмите скрепку и опустите ее в воду. Что с ней стало? (Утонула). Почему? (Тяжелая).
А теперь возьмите деревянный кубик и опустите в воду. Что стало с кубиком? (он плавает, не тонет).
Это первое свойство – дерево не тонет.
Люди использовали это свойство при строительстве кораблей, лодок, сплавляли бревна по воде.
Второй эксперимент проведу я. У меня в руке лучина из дерева. Попробуем ее зажечь. Что произошло? (Она горит).
Это второе свойство. Люди заметили, что при горении дерево дает тепло и стали использовать древесину для отопления.
- Что ж давайте экспериментировать дальше. Возьмите в руки пенопласт. Попробуйте отломить кусочек. Что произошло? (легко ломается).
А теперь возьмите деревянный брусок. Попробуйте отломить кусочек (не ломается).
Как вы думаете если из пенопласта сделать стол, каким он будет? (легко сломается).
А из чего получится прочный стол? (из дерева).
Правильно! Это очередное свойство древесины. Она плотная и прочная. Древесина – не тонет;
- горит, давая свет и тепло;
- твердая, прочная;
- подвергается обработке.
Воспитатель:
Проходите в мини- музей, присаживайтесь.
5. Рефлексия:
Ребята, что нового вы узнали на экскурсии- путешествии?
Кому нужны деревья в лесу?
Воспитатель: Мне сегодня тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были очень активными, внимательными. Я думаю, что вы будите беречь природу, заботится о птицах и животных.