АННА БОСЕНКО
Конспект комплексного занятия «Широка страна моя родная» с использованием элементов технологии моделирования (подг. группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия с использованием элементов технологии моделирования (подг. группа
b]Конспект комплексного занятия «Широка страна моя родная»
по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
с использованием элементов технологии моделирования [/b]
Цель: Формирование у детей целостного представления о природных зонах России.
Задачи:
• Закрепить знания детей о климатических зонах России, расширить представления о животном и растительном мире в этих зонах.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Широка страна моя родная“ с использованием элементов технологии моделирования (подг, группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• Формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины.
• Развивать любознательность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
• Воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к родной природе, интерес и стремление изучать природу.
• Активизировать речь детей, расширять словарный запас.
Форма проведения занятия: путешествие
Тип занятия: обобщение и закрепление изученного материала
Демонстрационный материал: карта «Природные зоны России», карта «Животный и растительный мир Земли», наглядное пособие «Цветик-семицветик», плакаты с изображением природы природных зон России, модель «Этажи леса», раздаточный материал : карточки с изображением животных и растений России, геометрические головоломки «Танграм», карточки-схемы к ним ; опорные схемы (мнемотаблицы) для описания природных зон, условные обозначения природных зон, презентации: «Широка страна моя родная», «Природные зоны России»(для проведения занятия, стен. газета «Природа России».
Предварительная работа: участие в проекте «Природные зоны России», беседы о природных зонах России, просмотр презентаций и видео по данной теме, чтение художественных произведений о природе России, проведение опытов, дидактические и подвижные игры, рассматривание иллюстраций с изображением животных и растений природных зон, составление описательных рассказов о природных зонах
Дети входят в музыкальный зал под звуки песни Г. Струве «Моя Россия»
Воспитатель:
Россия…как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа!
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют
Одним широким словом – Русь!
Презентация «Широка страна моя родная»
Воспитатель: Ребята, ни одна в мире страна не имеет такой богатой природы, как Россия. Как вы думаете, почему?
Дети: Наша страна самая большая в мире.
Воспитатель: Её границы протянулись от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря; от Балтийского моря до Тихого океана. Мы с вами все россияне. Давайте, сегодня мы совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами! А поможет нам в этом чудесный цветок, как вы думаете какой (цветик - семицветик)
Презентация: «Природные зоны России»
Для этого нужно сказать волшебные слова: - Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг, обойди вокруг земли быть по – моему вели…Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе!
Слайд: Видео «Арктика»
Ребёнок:
А вы знаете, что где-то
Круглый год – зимой и летом –
Океан укрыт от света
Толстым белым слоем льда?
Там стоит ужасный холод,
Пароходы там не ходят,
Лишь большие ледоколы
Добираются туда.
Воспитатель:- Ребята, вы наверняка, много знаете о зоне арктических пустынь, расскажите о ней. А поможет вам в этом наш чудесный цветок (на обороте лепестка – мнемотаблица)
Дети, используя опорную схему- мнемотаблицу, рассказывают о климатических условиях природной зоны, о её растительном и животном мире, особенностях приспособления животных и растений к определённой природной зоне.
Воспитатель: - Посмотрите ребята, на стене расположена карта природных зон России.
-Выберите из представленных обозначений природных зон, зону Арктических пустынь, и разместите его на карте. (Дети прикрепляют символы природных зон на соответствующие места на карте).
- Обратите внимание каким цветом обозначена Арктика (синим- почему? цвет холода)
Игра «Назови Арктическое слово»
(Воспитатель кидает «кусочек льда»- кубик, дети говорят слова, связанные с Арктикой)
Воспитатель:- Ну а теперь продолжим наше путешествие. Давайте скажем волшебные слова… - Посмотрите ребята, где же мы оказались? (В зоне тундр)
Слайд (Видео «В тундре»)
Ребёнок:
А на Севере, друзья,
Где тайга кончается,
Есть полярные края –
Тундрой называются.
Мох и ягель – там и тут,
Мошки да комарики…
А деревья в ней растут –
Маленькие-маленькие.
Скачут зайцы через них –
Зайцы здоровенные,
В небесах горят огни
Необыкновенные.
Воспитатель: - Ребята, вы наверняка, много знаете о тундре, расскажите о ней. А поможет вам в этом наш чудесный цветок (на обороте лепестка – мнемотаблица) (Дети рассказывают о природной зоне тундр).
Воспитатель: - Выберите из представленных обозначений природных зон, ТУНДРУ, и разместите его на карте. (Дети прикрепляют символы природных зон на соответствующие места на карте).- Обратите внимание, каким цветом обозначена ТУНДРА (розовым – почему? это цвет ягеля)
- Ребята, скажите чего же много в тундре (Болот, почему? Вечная мерзлота, не даёт воде впитываться)
Подвижная игра «Болото»(
Дети передвигаются по «кочкам»)
Воспитатель:- Ну а теперь продолжим наше путешествие. Давайте скажем волшебные слова… - Посмотрите ребята, где же мы оказались? (В природной зоне -тайга)
Слайд (Видео «Тайга»)
Ребёнок:
Тайга – наш дом
Лесной наш дом,
Уютный и родной.
Здесь звери радостно живут
Под ёлкой и сосной.
Здесь заяц, белка, бурундук
В согласии живут,
И на полянке поутру
Гимн солнышку поют.
Здесь кедр и дуб
В глуши стоят,
Женьшень растет года.
И тигр идёт своей тропой,
Не тронет никогда.
Воспитатель - Ребята, вы наверняка, много знаете о зоне тайги, расскажите о ней. А поможет вам в этом наш чудесный цветок (на обороте лепестка – мнемотаблица) (Дети рассказывают о зоне хвойных лесов).
Воспитатель: - Выберете из представленных обозначений природных зон, ТАЙГУ и разместите его на карте. (Дети прикрепляют символы природных зон на соответствующие места на карте).- Обратите внимание, каким цветом обозначена ТАЙГА. (Тёмно- зелёным, цвет хвойных деревьев)
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
(Разместить животных на плоскостной модели ярусов леса, согласно места их обитания в лесу)
Воспитатель:- Ну а теперь продолжим наше путешествие. Давайте скажем волшебные слова… -Посмотрите ребята, где же мы оказались? (В зоне широколиственных лесов)
Слайд (Видео «Леса России»)
Ребёнок:
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Воспитатель
:- Ребята, вы наверняка, много знаете о зоне лесов, расскажите о ней. А поможет вам в этом наш чудесный цветок (на обороте лепестка – мнемотаблица). (Дети рассказывают о зоне широколиственных лесов).
Воспитатель
: - Выберите из представленных обозначений природных зон, зону широколиственных лесов, и разместите его на карте. (Дети прикрепляют символы природных зон на соответствующие места на карте)
-Обратите внимание, каким цветом обозначена эта зона. (Светло- зелёным, цвет листвы широколиственных деревьев)
Игра «С какого дерева листок?»
(Дети по плодам и листьям лиственных деревьев угадывают растение)
Воспитатель
:- Ну а теперь продолжим наше путешествие. Давайте скажем волшебные слова… - Посмотрите ребята, где же мы оказались? (В зоне степей)
Слайд (Видео «Степь»)
Ребёнок:
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь- полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это (степь).
Воспитатель
- Ребята, вы наверняка, много знаете о зоне степей, расскажите о ней. А поможет вам в этом наш чудесный цветок (на обороте лепестка – мнемотаблица) (Дети рассказывают о природной зоне степей).
Воспитатель
: - Выберите из представленных обозначений природных зон, зону степей, и разместите его на карте. (Дети прикрепляют символы природных зон на соответствующие места на карте).- Обратите внимание, каким цветом обозначена эта зона. (Жёлтым, цвет высохшей травы)
Дидактическая игра «Лиса и заяц» (Работа с головоломкой «Танграм»)
Воспитатель
: — А сейчас на нашем пути встретятся вместе непримиримые враги — заяц и лиса. Как это случится, вы узнаете, если выложите изображения лисы и зайца, используя геометрическую головоломку «Танграм».
Дети выкладывают изображения лисы и зайца. Причем на одном столе у детей – изображение зайца, у другого – изображение лисы. Воспитатель задает детям вопросы: из каких фигур состоит заяц, из каких изображение лисы, из скольких фигур состоит изображение лисы, зайца.
Воспитатель
:- Ну а теперь продолжим наше путешествие. Давайте скажем волшебные слова… - Посмотрите ребята, где же мы оказались? (В зоне ПУСТЫНЬ)
Слайд (Видео «Жизнь в пустыне»)
Ребёнок:
Бродить для вас настал черед
Над морем золотистым.
Но не вода в нём, а песок
Танцует с ветром быстрым.
Вода и зелень – дефицит
В засушливой пустыне.
Лишь кактус на жаре стоит
И саксаул с полынью.
Верблюд, тушканчик и койот
Зовут пустыню домом,
Шакал, гиена, скорпион
И суслик, всем знакомый…
Воспитатель
:- Ребята, вы наверняка, много знаете о зоне пустынь, расскажите о ней. А поможет вам в этом наш чудесный цветок (на обороте лепестка – мнемотаблица) (Дети рассказывают о пустыне).
Воспитатель
: - Выберете из представленных обозначений природных зон, зону пустынь, и разместите его на карте. (Дети прикрепляют символы природных зон на соответствующие места на карте).- Обратите внимание, каким цветом обозначена эта зона. (Светло- коричневым, цвет песка)
Дидактическая игра «Рассели животных и растения»
(Дети располагают карточки с изображением животных и растений в соответствии с местом их обитания - природной зоной)
Дидактическая игра «Пищевые цепочки»
(Дети размещают карточки с изображением животных и растений, представленных в предыдущей игре, в соответствии с их местом в пищевой цепи)
Воспитатель
: Ребята посмотрите на нашем цветочке остался всего лишь один лепесток, используем его, чтобы отправиться домой.
-Итак, давайте вспомним какие природные зоны нашей страны мы сегодня посетили. (Природные зоны: Арктика, тундра, тайга, широколиственные леса, степь, пустыня)
- Ну а сейчас, вас ожидает ещё один сюрприз: вы получите подарки в память о нашем проекте, раскраски: «Дикие животные»
Дети выходят из зала под музыку.