Галия Саттарова
Викторина «Широка страна моя родная» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Широка страна моя родная».Непрерывная образовательная деятельность воспитателя совместно с детьми подготовительной группы.
Технологии:Здоровье-сберегающие технологии; использование народного фольклора; коллажирование; использование мнемотехники; дидактические игры.
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно изобразительная деятельность», «Чтение художественной литературы».
Публикация «Викторина „Широка страна моя родная“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Цель: продолжать формировать представления детей о России, о государственных символах, о её природных зонах, о народах, живущих на территории России.
Задачи:I.Образовательные:
1)закреплять знания детей о таких природных зонах России, как Крайний Север, тундра, тайга, леса средней полосы;
2)закреплять знания детей о птицах, животных, распространённых в данных природных зонах;
3)закреплять знания детей о государственных символах страны;
4)закреплять представления детей о народах нашей Родины; уметь сравнивать, находить отличия в национальных костюмах, жилищах, музыке русского народа и народов Севера,
5)уметь доказывать свое суждение, расшифровывать закодированное стихотворение о флаге России (мнемотехника, составлять коллаж;
6)закреплять знания детей о таких природных явлениях, как северное сияние, радуга;
7)узнавать, произносить звуки и буквы, соединять буквы и читать, полученное слово.
II.Развивающие:
1)Развивать навыки свободного общения с взрослыми и со сверстниками;
2)развивать кругозор, логическое мышление, творческое воображение, внимание, память, наблюдательность;
3)развивать мелкую моторику пальцев рук;
4)развивать связную речь детей.
III.Воспитательные:
1)Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, толерантность к людям разных национальностей;
2)Продолжать воспитывать дружелюбие друг к другу, отвечать полными предложения, не перебивая друг друга.
Оборудование:магнитная доска, буквы (Р, О, С, С, И, Я, чемоданчик- карта России, волшебный ящик, картинки с животными севера, тундры, лесов средней полосы, объёмные жилища (чум, изба, разрезные картинки (национальные костюмы: русский, костюм чукчей,картины с изображением природных зон России – Крайний Север, Тундра, Леса средней полосы – для коллажа, 6 конвертов с вопросами, флаги на подставке (Россия, Мальта, Австрия, Киргизия, Казахстан, Белоруссия., 6 цветов гофрированной бумаги (розовый, красный, синий, голубой, зелёный, фиолетовый) - для показа северного сияния, 7 цветных прямоугольников для демонстрации радуги, прямоугольники, белого и зелёного цветов, зашифрованное стихотворение о флаге России (мнемотехника, детские работы (радуга - - акварель и восковые мелки, северное сияние - обрывная аппликация, чум, изба, клей, клеёнка, тряпочки, поднос для коллажа, в книжном уголке – книги (стихи, загадки, сказки, рассказы о животных, о птицах, природе, пословицы о Родине, энциклопедии, Красная Книга).
Предварительная работа:знакомство с картой, глобусом; флагом России и других государств; беседы, рассказы, рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий: животные, птицы (внешний вид, повадки); природные зоны (Крайний Север, Тундра, Тайга, леса средней полосы, природные явления; знакомства с Красной Книгой, с различными энциклопедиями; беседы и рассказы о народах России (быт, одежда, жилища, профессии, культура (ненцы, чукчи, русские и другие).
Чтение художественной литературы:•Ненецкие и чукотские сказки: «Хозяин ветров», «Кукушка», «Айога», «Почему у белых медведей нос чёрный?»
•Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Дружба зверей», «Рукавичка», «Лисичка – сестричка и серый волк» и другие.
•Загадки о животных и птицах.
•Рассказы о животных, птицах, о народах России.
•Знакомство с Красной Книгой и Энциклопедиями (чтение отрывков из статей).
•Рассказы: «На командорских островах», «Животные наших лесов» и другие рассказы о природе.
•Пословицы и поговорки о Родине.
Художественно – изобразительная деятельность:1. Рисование: «Кит» - акварель, «Радуга»- акварель и восковые мелки.
2. Конструирование – объёмное (лепка из пластилина и работа с фольгой – чум).
3. Аппликация (обрывная): «Северное сияние».
4. Слушание сказок на CD. «Снежная Королева»,
5. Просмотр сказок на DVD. «12 месяцев»,
6. Гимн России, русские народные песни, музыка народов Севера, звучание народных инструментов - магнитофон.
7. Заполнение страниц в тетрадках по экологии и развитию речи.
Дидактические игры. •Разрезные картинки «Собери национальный костюм»;
•«Узнай костюм» - по фрагменту одежды.
•«Найди флаг России среди других флагов».
•«Расшифруй стихотворение» - мнемотехника.
•«Отгадай загадки, найди отгадки».
•«Кто, где живёт?» - (лиса – в норе).
•«Назови ласково».
•«Ответь и найди» - жилища (чум, изба).
•«Кто, где живёт и на каком языке говорит?» (в России живут россияне, говорят на русском языке; чукчи говорят на чукотском языке; ненцы – на ненецком).
•«Исправь предложения» - (у крота хорошее зрение, он любит солнце; В тундре много растительности и растут высокие деревья).
Словарная работа: природные зоны, Крайний Север, тундра, тайга, хвойные и смешанные леса, Красная Книга, Энциклопедии, чум, кухлянка, керкер, парка, унты, торбасы, оленеводы, охотники, рыболовы, полярная ночь, полярный день, северное сияние, нарты, карликовые деревья, ягель, лемминг, песец, северный олень; кокошник, сарафан, рубаха, пояс, кафтан, сапоги, валенки, сани, радуга, изба, приспособление животных (модели: линька, смена окраски, подкожный слой жира, густая шерсть, густое оперение) и др.
Постановка проблемных вопросов:•Почему полярная сова охотится и днём и ночью?
•Почему сова летает бесшумно?
•Как ориентируется крот, если он плохо видит?
•Зачем кроту гладкая шерсть?
•Почему лоси не живут на севере, в тундре?
•Зачем северному оленю широкие копыта?
•Для чего в чуме отверстие посередине?
•Почему народы севера используют разборные жилища?
•Как животные приспособились к суровым условиям севера?
•Почему в тундре нет высоких деревьев?
•Зачем тупикам толстый клюв? и другие.
Экспериментирование. •Свойства воды.
•Свойства снега, льда.
•Лось и северный олень (узкие и широкие копыта: 2 крышки, груз, пластилин, 4 фломастера, 4 карандаша.)
Используемая литература:1. Программа «Детство».
2.«Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду», под редакцией Л. А. Кондрыкинской, Т. И. «Сфера», Москва, 2011г.
3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России», старшая, средняя, подготовительная группа, М., 2011г.
4. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, С-Пб., «Детство-Пресс», 2011г.
5. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
6. Энциклопедии, Красная Книга, русские народные сказки, чукотские и ненецкие сказки, стихи, рассказы, загадки о животных, птицах, природных явлениях, о природе, людях разных национальностей.
7. Информационно-деловое оснащение ДОУ: «Наша Родина-Россия».
8. С. Вохринцева: «Обитатели Арктики и Антарктики», «Дикие животные», «Зима», «Национальные костюмы народов России», «Символы стран» - серия окружающий мир.
9. Наглядно-демонстрационный материал.
10. Интернет-ресурсы (сайты для воспитателей: Maam.ru., «Планета Детства», Дошколёнок. py., Социальная сеть работников образования nsportal.ru., Воспитателям ру., Мой детский сад.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
IОрганизационный момент.
[/i]Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (Дети строятся у входа в группу).
Дети: Здравствуйте, дорогие гости.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках необычный чемоданчик. Что на нём изображено? (Показ чемоданчика).
Дети: Это карта нашей Родины.
Воспитатель: Правильно. Территория нашей Родины очень велика, чтобы проехать на поезде нам понадобится целая неделя, 7 дней, а пролететь на самолёте потребуется целый день. Когда на западе утро, на востоке-уже вечер. Я предлагаю вам поучаствовать в викторине. Тема нашей викторины: «Широка страна моя родная», а о каких природных зонах будем сегодня говорить, подскажет наш чемоданчик. Давайте его откроем и заглянем внутрь (Открываем чемоданчик, достаём два прямоугольника, зелёного и белого цветов).
Воспитатель: Посмотрите, тут два прямоугольника. Назовите цвет и какую природную зону они обозначают?
Дети: Зелёный прямоугольник обозначает зону лесов. Белый прямоугольник – это Крайний Север и тундра.
IIОсновная часть.
Воспитатель: Давайте пройдём к стульям. Посмотрите на столе конверты с вопросами. Если вы правильно, дружно будете отвечать на вопросы, то в конце викторины вас ждут призы (Дети садятся, на столе по кругу лежат 6 конвертов).
Конверт №1Воспитатель: Для того чтобы узнать, что находится в волшебном ящике, вам надо рассказать закодированное стихотворение, назвать о чём в нём говорится (Показ листа с закодированным стихотворением).
Дети: Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
Воспитатель: Молодцы. О чём это стихотворение?
Дети: Это стихотворение о флаге России.
Воспитатель: Правильно, флаг – государственный символ страны. Давайте, заглянем в волшебный ящик (В волшебном ящике 6 флагов на подставке).
Дидактическая игра «Найди флаг среди других»
Воспитатель: посмотрите, здесь на подставке несколько флагов. Найдите флаг России.
Воспитатель: Назовите цвета флага и их расположение, начиная сверху (Показ флагов на подставке).
Дети: У Российского флага 3 горизонтальные полосы: сверху – белая, посередине – синяя, снизу – красная полосы (Показ флага России).
Воспитатель: Давайте оставим флаг России, а остальные уберём, ведь сегодня будем путешествовать по России. Где и когда можем увидеть Российский флаг? (Флаг России на подставке в центре стола).
Дети: отвечают
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите в конверте ещё что – то лежит, Что это (показ буквы?
Дети: Это буква «с».
Воспитатель: Давайте её отложим в сторону, может, она нам ещё пригодится.
Переходим к конверту №2Воспитатель: Внимание, вопрос! Перед вами разрезные картинки, вам надо их сложить, назвать к каким народам принадлежат данные костюмы и где эти народы живут? Собирать костюмы будете по 3 человека на мольберт (В конверте 2 файла с разрезными картинками).
Дети собирают костюмы.
Дети: Мы собрали национальный костюм чукчей. Они живут на Крайнем Севере и в тундре (чукотский национальный костюм).
Дети: У нас собран русский национальный костюм.
Воспитатель: В конверте что-то осталось, назовите букву (Показ буквы «о).
Дети: Это буква «о» (букву положить на стол).
Переходим к конверту №3Воспитатель: Правильно ответив на вопросы, вы узнаете, что находится в волшебном ящике.
1)Это шалаш, в виде конуса, покрытый оленьими шкурами, посередине, под отверстием помещается очаг.
Воспитатель: Что это?
Дети: Это чум.
2) Как называется деревянный бревенчатый дом в сельской местности России?
Дети: Это изба.
Воспитатель: Давайте заглянем в волшебный ящик (Достать избу и чум из волшебного ящика).
Воспитатель: Кто использует чум? Для чего он им служит? Где живут эти народы?
Дети: В чумах живут чукчи и ненцы. Эти народы живут на Севере.
Воспитатель: Кто живёт в избах?
Дети: В избах живут народы средней полосы
Воспитатель: В конверте ещё какая-то буква, назовите букву.
Дети: Это буква «с» (откладывают букву в сторону).
Воспитатель: Поставите чум и избу под национальные костюмы на полку мольберта.
Дети: выполняют.
Воспитатель: Молодцы.
конверт №4Воспитатель: При помощи разноцветных бумаг (гофрированная бумага, изобразите и назовите природное явление, которое встречается зимой только на Севере. (Достать из конверта 6 листов бумаги: розовый, красный, синий, голубой, фиолетовый, зелёный.)
Дети: Встают, держась за руки, в руках полосы бумаги, делают волну.
Воспитатель: Что вы изобразили?
Дети: Мы показали Северное Сияние, которое можно увидеть только на севере.
Воспитатель: Внутри конверта ещё какие-то цветные прямоугольники. Назовите цвета (Показ 7 прямоугольников).
Дети: называют цвета.
Воспитатель: Какое природное явление зашифровано с помощью этих прямоугольников?
Дети: Это природное явление называется радуга.
Воспитатель: Покажите это природное явление. Расположите правильно цвета, начиная с верхнего. Вспомните считалочку, которая поможет назвать цвета по порядку.
Дети: Встают в ряд, каждый держит по прямоугольнику на вытянутых руках, у одного из детей 2 прямоугольника и называют считалку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Воспитатель: Давайте Северное Сияние и Радугу, которые вы делали, прикрепим на магнитную доску, под национальные костюмы (Вынуть из конверта детские работы).
Воспитатель: В конверте ещё какая-то буква. Назовите её.
Дети: Это буква «я».
Воспитатель: Отложим и эту букву в сторону.
Переходим к вопросам конверта №5Воспитатель: Кто знает, что это за знак?
Дети: Это скрипичный ключ (Достать из конверта скрипичный ключ).
Воспитатель: Правильно. Значит, пришло время задать вам музыкальные вопросы и немного отдохнуть. Послушайте фрагмент музыки и скажите, какой народ может танцевать под эту музыку?
Физкультминутка.
Трек№3 (музыка народов Севера)
Дети: Это музыка народов Севера.
Воспитатель: Правильно. Покажите нам чукотский танец.
Дети: Встают на ковёр, показывают разные танцевальные движения под музыку.
Воспитатель: Прослушайте ещё один фрагмент музыки. Какой народ может танцевать под эту музыку? Трек №1 (валенки)
Дети: Это русский танец.
Воспитатель: Покажите, как можно танцевать под эту песню.
Дети танцуют
Молодцы. Вот мы и отдохнули. Тут в конверте ещё буква. Назовите её.
Дети: Буква «и»
Дети: Это буква «и».
Воспитатель: Молодцы, положим и эту букву к остальным.
Воспитатель: Давайте подойдем к столам (на одном столе - клей, тряпочки, на всех детей; на 2 подносах. На другом столе - картинки для коллажа и 2 листа с природными зонами).
Остался конверт под №6.Воспитатель: Внимание, вопрос: С помощью картинок составьте коллаж. Посмотрите, какая природная зона здесь изображена? (Показ природной зоны: Крайний Север и Тундра).
Дети: Здесь мы видим Крайний Север и Тундру.
Воспитатель: Какая природная зона на другом листе? (Показ зоны лесов).
Дети: Это леса.
Воспитатель: Вам надо правильно расположить животных по природным зонам, наклеить их.
Дети: Наклеивают картинки с изображением животных.
Воспитатель: Пройдёмте к стульям и проверим, всё ли вы правильно сделали. Назовите тех животных, которые встречаются и на Севере и в лесах?
Дети: Полярный волк - волк, полярная сова - сова, белый медведь - медведь, северный олень - пятнистый олень.)
Воспитатель: Чем эти животные отличаются друг от друга?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Какие животные встречаются только на севере?
Дети: На севере встречаются северный олень, песец, лемминг, тупики, кайры, моржи, тюлени, морские котики. (Показывают картинки).
Воспитатель: Какие животные живут только в лесах и не живут на севере?
Дети: В лесах живут: кроты, белки, дятлы, рыси, тигры, олени, лоси, зайцы (Показывают животных на картинках).
Воспитатель: Почему на Севере живут северные олени, а лоси не могут жить на севере?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Молодцы! В конверте ещё какая-то буква (Показ «р»).
Дети: Это буква «р».
Воспитатель: Каждый возьмите по букве и попробуйте сложить слово. Прочитайте, какое у вас получилось слово.
Дети берут буквы и магниты: выкладывают слово.
Дети: У нас получилось слово Россия.
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы сложили слово. Посмотрите на чемоданчик, проверьте, наверху чемоданчика тоже написано слово «РОССИЯ».
IV. Итог непрерывной образовательной деятельностиВоспитатель: Ребята, расскажите, что мы сегодня делали? В каких природных зонах побывали?
Дети: рассказывают.
Воспитатель: Мы сегодня отвечали на вопросы викторины, побывали на Крайнем Севере и в тундре, в лесах, расшифровали стихотворение, находили флаг России среди других флагов, складывали разрезные картинки, показали северное сияние и радугу, создали коллаж. Вы дружно и правильно отвечали на вопросы и заслужили награды
Воспитатель: Наша викторина подошла к концу. Вручение медалей.
Воспитатель: Давайте скажем до свидания нашим гостям.
Дети: До свидания!