Ольга Тыртышникова
Конспект комплексного занятия «С какой ветки детки? Рисование дымковской барышни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия
для подготовительной группы
Тема: «С какой ветки детки.
Рисование дымковской Барышни»
Цели: Образоват. : формировать желание наблюдать за растениями; обобщить представления детей о деревьях, об условиях жизни, закрепить знания о семенах, о приспособлении деревьев к распространению; учить быть наблюдательными, создавать декоративную композицию, передавать характерные особенности дымковской росписи, как определенного вида декоративного искусства; (обр. обл. «Познание»)
Публикация «Конспект комплексного занятия „С какой ветки детки? Рисование дымковской барышни“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Развив. : развивать познавательную активность детей; экологическое мышление, мелкую моторику, воображение; закреплять умение рисовать простым карандашом и закрашивать красками; (обр. обл. «Худ. творчество»)
Воспит. : воспитывать бережное отношение к живой природе; художественно- эстетического восприятия дымковской игрушки.
Ход занятия:
Орг. момент:Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в лес по заснеженной дорожке. И чтобы путешествие доставило нам радость, и мы не заблудились, нам нужно быть очень дружными. Давайте, возьмем друг другу за руки и крепко прижмем ладошку к ладошке.
Мы ладошку к ладошке сложим
И друг другу дружить предложим
Будем петь, заниматься играть
Чтобы добрыми, умными стать.
Дети, взявшись за руки, идут по дорожке в лес.
А вот мы и в лесу на опушке. Здесь живет Старичок-листовичок, который следит за порядком в своем лесу. А еще он приготовил для вас интересные задания.
Беседа. Но сначала посмотрите, что принес с собой Старичок-листовичок (веточку) А что находится на ней? А разве могут ли все эти детки жить на одной ветке? Сегодня мы с вами в этом и разберемся.
Отгадайте загадку:
«Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стою высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч». (Дуб).
А почему говорится в загадке «Я из крошки бочки вылез»(потому что желудь похож на маленький бочонок)
У. - Про это дерево говорят "могучий", "развесистый", "величавый". Что это за дерево?
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит закаленный:
- Кора у дуба вся в глубоких морщинах. А на ветвях листочки висят. Ветви у дуба корявые.
- Хотите узнать, почему они корявые?
- Дерево светолюбивое, поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение.
- Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, как растения тянутся к свету?
- Бабушка в ящиках выращивает рассаду помидор. Эти ящики она ставит на подоконники. Маленькие растения тянутся к свету и сильно наклоняются к окну, а бабушке приходится каждый раз поворачивать ящики другой стороной.
А какие плоды растут на этом дереве (желуди)А как вы думаете, что такое желуди (семена дуба).
А теперь послушайте следующую загадку, которую вам приготовил С-Л.
«Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». (сосна)
Сосна верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. У нас в городе есть сосновый бор. Высадили эти сосны много –много лет назад умные и трудолюбивые люди, и теперь мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами сосновой хвои, можем шишки собрать для поделок. Кто из вас был в сосновом бору? Что вы там делали? (Ответы детей). А как вы вели себя там в гостях у природы, расскажите Старичку-Л. (не шумели, не мусорили, ничего не ломали).
Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить», «кто с дерева кору снимает, тот его убивает».
А еще говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух?
Сучки рогатые, плоды крылатые
А листы ладошкой. С длинной ножкой
- Как называется это дерево? (Клен)
Кто попробует составить рассказ о клене?
- Чем клен отличается от других деревьев? (Листьями, которые напоминают раскрытую ладонь руки)
- Какую пользу приносит клен людям?
Клен очень красив и дает много тени в жаркую погоду. Из древесины клена делают мебель, музыкальные инструменты (балалайки, гитары, скрипки, лыжи, и другие предметы. Весной пчелы собирают нектар с цветов клена, чтобы получить мед. Некоторые виды клена используют для получения кленового сиропа и сахара.
Физ. мин.
Вы хотели бы почувствовать себя кленом?
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу.
Это клены в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу,
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем.
Крылья мы сложим назад.
Затем показать детям крылышки клена.
- Что это?
Дети: крылатки, они растут на клене»
- Где мы на прогулке находим эти крылатки?
Ответы детей (на клене, под кленом, на площадке, на клумбе, на огороде)
А как крылатки попали на клумбу, на огород?
- Их ветер туда унес.
Предложить детям подбросить крылатку вверх и полюбоваться, как она опускается, красиво кружась в воздухе. А теперь посмотрите как на землю опускается крылатка, а как желудь. Почему желудь быстрее падает?
- А зачем ветер разносит крылатки?
- Чтобы выросли новые деревья – клены.
- Да, в гнездах крылаток находятся семена. Если их посеять, то у них быстро вырастают новые молодые деревца.
- Какие опасности подстерегают растение?
Ответы детей.
- На них могут наступить и растоптать.
- Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли.
- Человек может повредить дерево, если будет резать его ножом.
- животные могут съесть – коза или лось в лесу.
- Гусеницы, жуки могут повредить.
- Если долго не будет дождя – дерево засохнет.
Важно не только посадить, но и вырастить хорошее, здоровое дерево.
Мини-итог. Надо беречь, зеленых друзей. Ведь быть другом дерева – значит быть другом людей, не только живущих но и тех, которые будут жить после нас.
- Правильно, ребята, вы отгадали все загадки, а как их можно назвать одним словом о чем мы сегодня говорили? /Деревья/.
Как вы думаете, что общего у всех этих деревьев, которые вы видите на иллюстрациях. / Строение: корни, ствол, ветки/.
А чем они отличаются друг от друга? /У одних деревьев - листочки, у других — иголки/.
Вы совершенно правы, а как вы думаете, все ли деревья сбрасывают листву осенью? /Нет, ель и сосна не сбрасывают/.
- Ребята, оказывается, все деревья условно можно разделить на: лиственные деревья, у которых листочки, например, береза, рябина, каштан и др. хвойные деревья, у которых вместо листочков иголки, например: ель, сосна, кедр.
Итог. Так могут ли все детки жить на одной ветке? Почему? Чем отличаются деревья друг от друга? Что общего? А где могут расти все эти деревья?
Ребята, но мы с вами оказались не в простом лесу, а в волшебном лесу. Как вы думаете, кого мы можем встретить в этом лесу?
Вот неподалёку от нашей опушки стоит деревушка. Давайте посмотрим кто в ней живет?
Кто важно ходит возле деревенского домика? (петушок)
А кто пасется на лугу? (козлики)
Посмотрите повнимательнее, кого вы видите на околице этой волшебного села? (барышни водят хоровод)
Расскажите, во что они одеты? Какие цвета использовались?
А кто знает, элементы какой росписи здесь присутствуют?
В нашем волшебном лесу находится село, которое называется Дымково. Как вы думаете, почему оно так называется? Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки,а чтобы глина быстрее сохла мастера свои поделки высушивали в печи. Много их наделают за долгую зиму А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.
Ребята, давайте рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами украшены они, назовите их (круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок). Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.
Дети рассаживаются за столы.
Пальчиковая гимнастика.
У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни, она очень красивая, но к сожалению сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения). От того, что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?
Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень – подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты.
Дети самостоятельно выполняют работу.
Анализ работ:
• Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
• Что тебе больше всего здесь понравилось?
• Что особенного в этой работе?
• Чем отличается от других эта работа?
Молодцы, ребята, все очень постарались. Чтобы нашей барыни не было скучно, давайте выстроим всех ее подруг в хоровод.