Лысенко Ирина Николаевна
Конспект комплексного занятия «Гости с гор» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия «Гости с гор»
Программные задачи: познакомить детей культурой народов Северного Кавказа, закрепить знания о культуре народов Кубани: пословицы; воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа.
Ход занятия:
Воспитатель: У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна? (РОССИЯ)
Публикация «Конспект комплексного занятия „Гости с гор“ в старшей группе» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Но есть еще у человека и малая родина. Это край, район, город или село, где он родился и вырос.
Кто назовет мне адрес своей малой родины? (КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД КРОПОТКИН)
Как иначе называют Краснодарский край? (КУБАНЬ)
Ребята, наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные, но во многом мы похожи: все радуемся новым знакомствам, рассказываем интересные сказки, готовим различные национальные блюда, воспеваем свой родной край, где родились и живем.
Девочка:
Край наш кубанский, как сказочный дом
Всем нам уютно и радостно в нем.
Мальчик:
Все в нашем доме мы делаем вместе:
Сказки читаем, поем одни песни,
Любим лепить, рисовать и играть
Музыку слушать и танцевать!
Воспитатель: Ребята, мы многое узнали об обычаях, традициях, быте народа Кубани. А сегодня мы познакомимся с культурой наших ближайших соседей – народов Северного Кавказа. Давайте посмотрим на карту. На Юге края, выходя за его границы, протянулась мощная горная гряда. Это – Кавказские горы. Здесь живут горские народы: осетины, ингушы, дагестанцы, черкесы, кабардинцы, карачаевцы, и всего более 50-ти национальностей.
Сегодня мы отправимся в гости к горским народам. Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я.
Дети берутся за руки и двигаются змейкой за проводником – воспитателем:
Эти горы далеко,
К ним добраться нелегко:
Через горы и овраги
(Ходьба на цыпочках)
Через камни и коряги
(Прыжки на двух ногах)
Под еловыми кустами
(В полуприсяде)
Да сосновыми мостами
(Приставным шагом)
Вот и горы впереди –
Выходи и погляди!
Воспитатель: Мы находимся в горах Северного Кавказа. Давайте присядем, отдохнём. А вот и местные жители! (выходят мальчик и девочка в национальных костюмах)
Мальчик: Ассалам алейкум!
Девочка: Мир вам!
Воспитатель: Здравствуйте, Мы, жители Кубани, очень хотим узнать побольше о жизни, культуре и обычаях Северного Кавказа. Будьте нашими экскурсоводами!
Ребё нок:
Цепью вздымаясь, уходят за тучи
Снежные шапки и горные кручи
В их глубине изумруд и топаз –
Это у нас! Это у нас!
Воспитатель: Природа этих мест красива, но сурова. Каменистая почва скудна. Для того чтобы вырастить хотя бы немного пшеницы и овощей, необходимо расчистить поле от камней и щебня, поднять из речных долин плодородную землю, позаботиться о поливе
Мальчик: Когда созревал урожай, мы с сестрой пели песенку и звали дождь на наши поля (читает стихи)
Гром, греми по горам
Подними тарарам
Бурдюки развяжи
Над полосками ржи
Чтобы стебель был высок
Золотился колосок
Чтобы всем хватало
Хлеба и хенкала
Воспитатель: Хенкал – это кушанье из муки, а хлеб у нас похож на тонкую лепешку и называется «лаваш». Хлеба у горцев всегда не хватало, и относились к нему очень бережно.
Мальчик: Мой дедушка часто говорит: без хлеба и медом сыт не будешь!
Воспитатель: Давайте вспомним, что говорили о хлебе казаки: «Без солнца нет света, без труда нет хлеба», «Горькая работа, да сладок хлеб», «В закромах зерно – на душе тепло»
Девочка: Предлагаю поиграть в любимую игру ребятишек Дагестана, которая называется «Лаваш»
Воспитатель: Становитесь парами, игрок без пары – лаваш. (Игроки становятся попарно друг за другом на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Это лаваш)
Лаваш начинает диалог:
- Пеку, пеку лаваш!
- Лаваш готов? (Задняя пара)
- Готов!
- Смотри, не сгори!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и стать перед лавашем. Тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, игрок, оставшийся без пары, становится лавашем (игра повторяется 3 раза)
Воспитатель: Спасибо за игру, а теперь беритесь за руки, мы отправляемся выше в горы (речевка повторяется)
Здесь расположены пастбища, на которых пасутся стада овец. Стадо называется здесь «отара», а пастух – «чабан»
Мальчик:
Жил пастух годами старый
По горам водил отару
А на пастбище высоко
Человеку одиноко
Девочка:
Ни барашек, ни овечка
Не промолвит ни словечка
Кручи гор молчат угрюмо…
Яйрума, шигарума
Воспитатель: Ребята, давайте присядем на луг и послушаем музыку гор (звучит музыкальный фрагмент произведения «Одинокий пастух»)
Что вы представили ребята, слушая эту музыку
( ответы детей: пастух пасет овец и играет на свирели, вокруг высокие синие горы, солнце освещает снег на вершинах. Музыка очень красивая и немного печальная)
Дополнительные вопросы: Какое настроение у пастуха? Какая музыка – веселая или печальная? Как вы думаете, почему музыка печальная?
Мальчик: А наши ребятишки очень любят игру «Пастух и стадо». Это очень веселая игра
Воспитатель: Мы тоже хотим в нее поиграть. Сначала выберем пастуха считалочкой
Ребенок:
Кто, пастух, кричит тебе: бе, бе, бе
На овец наводит страх
Волк в горах
Кто прогонит волка вон?
Это он!
Воспитатель: Пастуху мы завяжем глаза, а остальные ребята – овцы, находятся в овчарне
(выбирается пастух, остальные игроки – овцы. Пастуху завязывают глаза, он становится недалеко от овчарни и произносит: «Овечки, овечки, вот и я пришел». Овцы поочередно подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне сделать шагов?». Пастух называет какое либо число в пределах 10, овцы отсчитывают соответствующее число шагов и останавливаются. Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где мое стадо?». Овцы отзываются: «Бе, бе, бе». Пастух начинает искать овец, которые стоят неподвижно, когда пастух дотрагивается до кого-то рукой, он говорит: «Овечка, овечка, где ты?». Овца отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен назвать имя ребенка. Если он угадал, овечка уходит в овчарню, если ошибся, все овцы блеют, а пойманная овечка спрашивают: «Сколько шагов?» и уходит от пастуха, игра продолжается до тех пор, пока большинство овец не будет поймано.)
Воспитатель: Спасибо за игру. Вставайте. Теперь мы отправимся в горское селение. ( Речевка: А селенье далеко… и «Вот и домик впереди, постучись и заходи»)
Давайте постучимся в этот дом. (Из дома выходит женщина в национальном костюме)
Женщина: Асса лам алей кум! Мир вам, дорогие гости
Воспитатель: Здравствуйте! Мы хотели бы узнать, как строили дома в горах
Женщина: Присаживайтесь, гости. Раньше народы гор строили жилище из дикого камня без окон, на дощатой плоской крыше – земля. Крыша могла служить и огородом, и двором для домика, расположенного выше
Воспитатель: Зачем нужно было разбивать огород на крыше? Ведь это очень не удобно
Женщина: Давайте спросим у ребят, может они догадаются.
Ребенок: Если посадить овощи на горе, то дождь может смыть со склона и землю и урожай
Женщина: Правильно. Поэтому грядки у нас расположены на ступеньках – террасах или на крыше. Такое жилище называлось «Глхатун».
Воспитатель: На какое слово в русском языке оно похоже? (Хата)
Женщина: Дома располагались недалеко друг от друга, вблизи от источника воды, иногда дома соединялись между собой тайными ходами. Как вы думаете для чего?
(Для того чтобы в случае опасности можно было спрятаться, объединиться и дать отпор врагу.)
Женщина: Самым тяжёлым наказанием для провинившегося было изгнание из селения.
«Родину, как и родителей на чужбине не найдёшь»,- говорят у нас.
Воспитатель: А что говорили казаки о родной земле и родимом доме?
(«Родная земля и в горсти мила», «Человек без Родины, что соловей без песни»)
Воспитатель: Селения всегда располагались вблизи от источника воды.
Ребё нок:
Под камнем, весёлый и чистый,
Кипел родничок,
Он пеной сверкал серебристой,
Он пел, как сверчок.
Дубы родничок сторожили,
Шли звери сюда,
И люди поблизости жили
В былые года.
Женщина: Носить воду в дом из ближайшего источника было обязанностью женщин. В Дагестане и сейчас отмечают Праздник Воды. Ранним весенним утром девушки в белых шалях отправляются за водой к источнику. Воду обычно носили на голове. Это не так просто. Хотите попробовать это сделать, девочки? (Да). Тогда подходите ко мне. (Женщина раздаёт кувшины и тряпочные круги на голову. Эстафета «ПРОНЕСИ НЕ УРОНИ»)
Женщина: Благодаря этому ежедневному упражнению у горских девушек очень красивая осанка.
Ранним утром девушки идут к источнику. Та, кто умоется сегодня этой водой, станет красавицей. А красавицу обязательно выберет в хороводе джигит, чтобы танцевать вместе с ней «Лезгинку»
ТАНЕЦ
Воспитатель: И в Дагестане, и на Кубани, женщины украшали одежду красивой вышивкой. Красивые узоры ткали в горных селениях Женщины на коврах.
1 ребё нок:
Где узоры для ковра
Ты нашла,
Скажи, сестра?
2 ребё нок:
На лугу полно цветов.
Погляжу - узор готов.
Тур промчался по горе,
След оставил на ковре.
Воспитатель: Предлагаю игру, которая называется «Сложи узор» Нужно из фрагментов сложить кубанский, дагестанский, адыгейский традиционные орнаменты.
Игра «ПРОДОЛЖИ УЗОР»
Женщина: Посмотрите, какие красивые узоры вышивали и ткали прабабушки. Вышивка не только украшала одежду, люди верили, что узоры защитят человека от беды. Узоры украшали рубаху мужчину - воина. Ведь история Кавказа – это история почти непрерывных войн народов, населяющих край. Веками здесь складывался культ коня, оружия, воина – всадника джигита.
(Выезжает мальчик на лошадке – палочке)
1 ребё нок:
Посмотрите мальчик Гач
На коне несётся вскачь.
Чем мальчишка не джигит,
Если так в седле сидит?
2 ребё нок:
Он скачет быстро,
Не зная страха,
Взлетает к тучам его папаха.
Воспитатель:
А уж кто летит вперёд.
Оседлав коня отважно,
Тот назад не повернёт!
Женщина: Образ мужчины – защитника родной земли, обычаев и земли отцов прославлен в народных песнях, сказаниях, пословицах и поговорках. «Конь – крылья джигита» - говорят в горах.
Воспитатель: А какие пословицы складывали о своем верном друге – коне казаки? («Казак без коня – сирота», «Казак без коня, что черкес без кинжала»)
Женщина: Мои сыновья любят играть в скачки джигитов.
Воспитатель: Давайте поиграем вместе. Для этой игры нужно разбиться на пары: конь и всадник. Выходи,. и …., и …. и ….
(Игра «Скачки джигитов». Первый игрок – конь – становиться впереди и вытягивает руки вниз и назад. Второй игрок – джигит – становиться сзади и берет «коня» за руки. По команде всадники двигаются к стенду для метания, бросает мяч, выигрывает пришедший первым.)
Воспитатель: Вот что интересно: народы разные, языки у них разные, а между тем, и традиции, и костюмы у них похожи. Вдумайтесь, ведь это неудивительно. Один народ перенимает мудрость у другого.
Женщина: Яркое доказательство – пословицы, которые восхваляют дружбу, как великую силу. У нас говорят: «Жизнь без друга, что еда соли»
Воспитатель: А как говорят о дружбе на Кубани?
(«Человек без друзей – что дерево без корней», «Для милого друга – и коней из плуга», «Верный друг – лучше сотни слуг»)
Вот видите, как много общего у народов Кубани и горских народов. Мы веками были добрыми соседями, и не зря сложили пословицы о дружбе. «Народное братство – дороже всякого богатства»
1 ребенок: Для хорошего гостя, и ворота настежь
Женщина: Каковы гости, таков и пир! На память о вашем путешествии я приготовила вам корзинку с угощением: наш национальный хлеб – лаваш, сыр из козьего молока – брынза, а еще фрукты. Прошу к столу!
Воспитатель: А наше занятие закончено, спасибо за внимание.