Галина Боброва
Конспект комплексного занятия для детей дошкольного возраста 5–6 лет «Неофициальные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с неофициальной символикой России.
Задачи образовательных областей:
Образовательные:
• Добиться уточнения знаний детей о государственных символах России : Герб, Флаг, Гимн;
• Обеспечить запоминание и узнавание неофициальных символов России : матрешка, береза, ромашка, медведь;
Публикация «Конспект комплексного занятия для детей дошкольного возраста 5–6 лет „Неофициальные символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
• Способствовать развитию умения действовать по собственной инициативе;
• Обеспечить развитие умения переносить известные способы действий в новые условия;
• Способствовать развитию воображения, творческих способностей детей.
• Обогатить словарный запас детей новыми словами : многонациональная, неофициальные, Березень.
Воспитательные:
• Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу;
• Способствовать формированию уважительного отношения к символам России;
• Подвести к мысли, что государственные и неофициальные символы призваны объединять жителей одной страны;
• Пробудить у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну;
• Помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности:
познавательная, игровая, коммуникативная.
Предварительная работа:
чтение произведений русских писателей о Родине, природе; заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций книг, картин, флагов, гербов страны; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; коммуникативные игры.
Оборудование:
Куб, доска интерактивная, подушечки, картинки, влажные салфетки, подставки под кисточки, мольберт, компьютер, нитки разных цветов, клей.
Ход занятия:
(Дети входят в группу и встают полукругом).
Воспитатель:
Здравствуйте!
Ты скажешь человеку, здравствуй!
И улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Что мы желаем человеку, когда говорим: «Здравствуйте»? (здоровья)
Ребята давайте мы с вами пожелаем нашим гостям здоровья и скажем всем вместе «Здравствуйте»
(В это время слышится звук смс видео сообщения).
Воспитатель: ой, ребята, нам кто-то прислал видеописьмо. Давайте же скорее посмотрим его и узнаем кто это.
Олеся:
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Олеся. Я живу в Белоруссии. Это моя Родина. Наша страна имеет свои символы. Я могу вам их показать. Все символы я собрала вот в таком альбоме: здесь есть гимн, герб, флаг. Еще символами нашей страны являются василек, зубр, аист (перелистывает страницы альбома). Ребята, я люблю коллекционировать альбомы с символами разных стран. Ваша страна очень большая и интересная. Не могли бы вы мне сделать такой же альбом и прислать в мою коллекцию. С нетерпением жду вашего ответа. Ваш белорусский друг Олеся.
Воспитатель: От куда пришло видеописьмо? (из Белоруссии)
Воспитатель: Кто его нам прислал? (Олеся)
Воспитатель: Правильно Олеся из Белоруссии. Белорусская девочка.
Воспитатель:
Ребята, о чем просит нас Олеся? (Создать альбом с символами нашей страны).
Воспитатель:
Дети мы сможем его создать? (Да)
Воспитатель:
Вы знаете символы нашей страны? (Флаг, герб, гимн)
(Педагог приглашает детей к интерактивной доске)
Давайте подойдем к интерактивной доске.
Воспитатель:
Посмотрите, на экране (слайде) изображены флаги разных стран. Кто покажет флаг нашей страны? (выходит ребенок, показывает).
Воспитатель:
Молодцы. Ребята, на следующем слайде изображен еще один символ. И это (герб)
(Педагог поворачивается к слайду)
Воспитатель:
Ой, а картинка та с заданием, кто может составить картинку?
Воспитатель:
Молодцы. А какой еще символ России мы не назвали? (гимн)
(включить гимн)
Воспитатель:
Вот ребята мы вспомнили флаг, герб, гимн. Это главные символы нашего государства, государственные официальные символы.
Воспитатель:
Но Олеся нам показывала и другие символы. Кто помнит какие? (зубр, аист, василек)
Воспитатель:
Это тоже символы страны, но они неофициальные, народные.
А в нашей стране есть такие символы, как вы думаете? (затрудняются ответить)
Воспитатель:
А хотите узнать? (Да)
Воспитатель:
Тогда слушайте внимательно и запоминайте.
Я сегодня познакомлю вас с некоторыми неофициальными, народными символами нашей страны, с которыми связана наша Россия. Возьмите свои подушечки проходите вот сюда на коврик.
(Педагог предлагает взять свои подушечки присесть на них)
Воспитатель:
Есть у нашей любимой отчизны,
У России, - начну я рассказ,
Символы отражение жизни
Тех, кто жил задолго до нас
(Педагог предлагает взять свои подушечки присесть на них)
Воспитатель:
Я сегодня принесла волшебный куб, в этом кубе живут не только государственные символы, но и неофициальные, народные символы.
Воспитатель:
И так начинаем знакомиться с неофициальными, народными символами.
Название первого символа прячется в загадке, а картинка в кубе.
Прячется от нас с тобой, одна куколка в другой.
На косыночках горошки, что за куколки? (матрешки)
Воспитатель:
Давайте проверим, есть ли матрешка в моем кубе, если есть, то мы правильно отгадали. (Есть, правильно отгадали).
Матрешка это один из неофициальных, народных символах, который есть у нас в России.
(на доске появляется картинки с чуркой матрешки, а затем постепенно раскрашенные матрешки).
Матрешка родилась более чем 100 лет назад. С начало один мастер сделал ее из дерева. Эта фигурка была безликая, т. е. без лица и не раскрывалась. Тогда другой мастер, художник расписал эту фигурку на русский лад и получилась круглолицая, румяная девушка в цветастом платке и сарафане.
Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? (Добрый, конечно, добрый)
Воспитатель:
Почему вы так считаете? (Потому - что матрешка всегда улыбается. Матрешку любят и взрослые, и дети).
Воспитатель:
Название следующего символа тоже прячется в загадке:
На ней висят, не свесив ножек,
Четыре тысячи сережек,
А белый ствол не от мороза.
Зовут красавицу (береза)
Береза это тоже неофициальный, народный символ нашей России.
Посмотрите на мой волшебный куб и найдите нашу кудрявую березу.
(Педагог показывает куб. Включить видео с березами, и на фоне музыки рассказ воспитателя).
Берез в России много. Они стали частью жизни русского человека: летом укрывает от солнца, а зимой даёт огонь, чтобы согреть дома, крестьянские избы. В старину Новый год встречали с березой, а не с елью, и начинался он весной. Первый месяц года назывался Березень. А сейчас нам…. расскажет стихотворение про березу. (ребёнок рассказывает стихотворение)
Береза – символ России.
Сокровище русской земли.
Веками ей песни дарили,
Признанье стихами в любви. (Г. Садовая)
Воспитатель:
Прежде чем продолжать знакомство с другими символами мы с вами немного отдохнем. И…. проведет с нами физкультминутку, встаньте по удобнее и повторяйте движения.
Физкультминутка:
«Весенняя березка».
Березка в белом сарафане (шаги на месте)
Весною водит хоровод (руки на поясе)
Звенит сережками тихонько (повороты в правую и левую сторону)
И птичек в гости все зовет (ритмичные взмахи руками к себе)
Раскроет свои руки - ветки, (разводят руки в стороны)
Опустит ветки – пальцы вниз, (сводят руки к центру вниз)
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис (покачивают руками вверх-вниз)
Воспитатель: (показывает картинку с изображением бочонка с мёдом)
Ребята, что изображено на этой картинке? (бочонок с медом)
Какое животное любит мед? (медведь)
(на слайде появляется медведь)
Воспитатель:
Правильно. Медведь – это ещё один неофициальный, народный символ нашей Родины. Бурый медведь издавна считается хозяином российских лесов. Медведь – это символ богатырской силы.
Давайте опишем медведя, какой он? (бурый, сильный, мохнатый). Что он любит и умеет делать? (спать, сосать лапу, лазить по деревьям, выступать в цирке)
Воспитатель:
Ребята сколько мы с вами уже узнали неофициальных, народных символов. (три)
Воспитатель:
Какие? (матрешка, береза, медведь)
Есть еще неофициальный, народный символ, который придумал народ. Название его вы должны отгадать прослушав песенку.
Догадались, о каком символе идет речь в этой песенке (ромашка)
Воспитатель:
(появляется картинка ромашки после отгадки. Педагог предлагает ребенку отгадавшему загадку найти ее на кубе).
Правильно. По народному приданию ромашка вырастает там, где упадет звезда. Ромашку во все века почитали - собирали в букеты и дарили близким, девушки плели венки и гадали: «любит - не любит, сбудется – не сбудется». Цветки ромашки вышивали на платках, одежде, рисовали на горшках и матрешках.
Вот сколько неофициальных, народных символов вы сегодня узнали. Давайте еще раз назовем их (матрешка, береза, медведь, ромашка)
Воспитатель:
Молодцы! С неофициальными символами мы с вами познакомились. А просьбу Олеси мы выполнили? Помните, о чём она нас просила? (Создать для нее альбом)
Воспитатель:
Какие символы мы поместим в наш альбом? (Герб, флаг, березу, матрешку, медведя, ромашку)
Воспитатель:
Все правильно. Для этого нужны изображения наших символов. Я их приготовила для вас. Посмотрите вот они у меня на подносе лежат, только они не яркие, не красочные. Мы ведь готовим подарок для нашей девочки из Белоруссии Олеси, помните у Олеси какой красивый, яркий был альбом. Что мы можем сделать с нашими картинками, чтобы у нас получился красивый и яркий альбом? (Раскрасить)
Воспитатель:
Но для этого выберите символ, какой вы хотите, и тихонько проходите на стульчики за столы.
(дети выбирают и тихонько и садятся на стульчик)
Воспитатель:
Чем можно раскрашивать? (Красками, карандашами, фломастерами, мелками)
Воспитатель:
Я вас хочу сегодня познакомить другим способом раскрашивания, и нам не понадобятся ни краски, ни карандаши. Вместо них у нас будет клей и цветные ниточки. Интересно вам узнать об этом способе раскрашивания? (Да)
Воспитатель:
Как вы думаете, для раскрашивания медведя нам понадобятся какие нитки? (коричневые)
(Педагог спрашивает детей о каждом символе : для березы нужны белые и зеленые, для матрешки разноцветные, для ромашки желтые и белые)
Воспитатель:
Посмотрите, как я это буду делать.
(Педагог демонстрирует готовые шаблоны, а также способ нанесения клея и ниток на силуэты предметов символов.)
Неофициальные (народные) символы мы с вами сделаем сами, а чтобы гости не скучали, мы предложим им сделать государственные символы и обложку для нашего альбома (во время работы звучит музыка)
Воспитатель:
Какие красивые символы у вас получились! Вы настоящие таланты. Ваш воспитатель может вами гордиться, ребята!
Теперь нам что надо сделать с вашими работами? (собрать альбом). Вы помните для кого мы его делаем? (для Олеси) Воспитатель вместе с детьми скрепляют альбом.
Воспитатель:
Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Как вы думаете, справились мы с вами сегодня? (справились)
Какие-то трудности были у вас при изготовлении альбома?
Вам было интересно сегодня?
Что-то было необычно для вас?
Что вы можете рассказать своим друзьям и родителям?
Какой символ вам понравился больше всего?
Конечно же, у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы и с ними вас познакомит ваш воспитатель.
- Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои ладошки!