Любовь Ивановна Егорова
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия по развитию речи и конструированию «Собираем овощи и фрукты»
ГКУ Детский дом-интернат
«Южное Бутово»
Конспект открытого комплексного коррекционно-развивающего занятия
по развитию речи и конструированию
для детей младшего школьного возраста
с умеренной умственной отсталостью
«Собираем овощи и фрукты»
подготовила воспитатель
Егорова Любовь Ивановна
г. Москва, 2012
Публикация «Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия по развитию речи и конструированию „Собираем овощи и фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. ИЗО, творческие занятия
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты, ягоды. ИЗО, поделки, рисование
- Темочки
Цель занятия : Сформировать у детей представление: овощи растут на грядках, фрукты – на деревьях.
Задачи:
• Образовательные:
1. Сформировать у детей представление: овощи растут на грядках, фрукты – на деревьях;
2. Формировать и активизировать в речи детей понятия «овощи», «фрукты»;
3. Развивать навык восприятия наложенных контурных изображений овощей и фруктов;
• Коррекционно-развивающие :
1. Развивать умение составлять целое из частей;
2. Группировать предметы по признаку «где растет»;
3. Активизировать в речи детей слова : овощи, фрукты, картошка, морковка, свекла, лук, яблоко, груша, лимон, банан;
• Воспитательные:
I. Учить детей доводить начатое дело до конца, получать удовольствие от полученного результата.
Возрастная направленность: для умеренно умственно-отсталых детей 9 - 11 лет, имеющих фразовую речь, понимающих обращенную речь.
Предварительная работа: дети рассматривали овощи и фрукты, тактильно их обследовали, пробовали на вкус, обводили плоскостные изображения карандашом, закрашивали, складывали разрезные картинки из 2-8 частей.
Демонстрационный материал: игрушка Зайка; два альбомных листа бумаги, на которых изображены четыре наложенных контурных изображения картофеля, моркови, свеклы, лука и четыре наложенных контурных изображения банана, яблока, груши, лимона; 2 иллюстрации – садовые деревья с яблоками, грушами, бананами, лимонами, апельсинами и огород с грядками моркови, лука и свеклы. Плоские изображения овощей и фруктов на магнитах, которые накладываются на иллюстрации «сад» и «огород».
Раздаточный материал: картинки, разрезанные на 4-8 частей, по одной на каждого ребенка.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Восприятие наложенных контурных изображений.
К детям приходит Зайка и обращается к детям:
- Ребята, я к вам так спешил! У меня есть две картинки, но я никак не могу понять, что на них изображено?
Зайка переворачивает картинки несколько раз, пытается понять, что на них нарисовано.
Воспитатель:
- Ребята, давайте поможем Зайке отгадать загадочные изображения.
- Обведите пальчиком изображение предмета, которое вы увидели.
Если ребенок затрудняется, воспитатель вызывает другого ребенка, просит внимательно посмотреть. При положительном результате просит предыдущего повторить действия последующего – обвести контур предмета и назвать предмет, или найти знакомое изображение, среди картинок, предложенных воспитателем.
Воспитатель по очереди выставляет отгаданные детьми изображения овощей и фруктов на доске вперемежку. Просит детей еще раз назвать предметы:
- Назовите предметы, которые здесь изображены (лук, морковь, банан, яблоко, груша, картошка, лимон, свекла).
II. Рассматривание двух иллюстраций – сада и огорода, где растут овощи и фрукты.
Воспитатель:
- Зайка, ребята помогли тебе отгадать загадочные изображения. А ты можешь назвать фрукты и овощи?
Зайка:
- К сожалению, я их путаю.
Воспитатель:
- Сейчас дети тебе покажут, где растут овощи, а где фрукты.
Воспитатель на доске выставляет две иллюстрации – сада, где растут плодовые деревья с яблоками, грушами, бананами и лимонами и огорода. Предлагает детям наложить картинки с овощами и фруктами на соответствующие им иллюстрации. Когда дети справятся с работой, обобщает:
- Овощи растут на грядках, а фрукты на деревьях.
Просит детей повторить.
III. Дидактическая игра на внимание «Что неправильно»?
Зайка:
- Сейчас я хочу сам расставить картинки. А вы, ребята, проверяйте, правильно ли я буду ее выполнять.
Зайка пытается расставить картинки самостоятельно, но ошибается, исправляет свою ошибку и последующую работу выполняет правильно. Дети ищут ошибки, которые Зайка допустил при расстановке овощей и фруктов под иллюстрациями «сад» и «огород».
Зайка:
- Теперь я точно знаю, что где растет.
IV. Физкультминутка «Сад и огород»
Дети по команде «сад» поднимаются на носочки и тянутся вверх руками, чтобы сорвать фрукты; по команде «огород» - садятся на корточки и имитируют сбор корнеплодов.
(3 – 4 раза)
V. Составление разрезной картинки
Воспитатель:
- Ребята, у вас на столах разрезные картинки овощей и фруктов и целая картинка этого предмета. Рассмотрите сначала картинку целого изображения, а затем соберите из частей целое.
Можно предложить собрать картинку или картинки кому-либо из детей у доски.
VI. Итог. Анализ выполненных работ.
Воспитатель анализирует работы детей – хвалит детей, справившихся с работой, помогает детям, затрудняющихся с работой, обращая их внимание на целостное изображение предмета.
Зайка:
- Ребята, спасибо вам большое, побегу в огород запасаться овощами на зиму, а потом – в сад – за фруктами. До свидания! Всего вам хорошего! До встречи!
Литература
1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. // М. : "БУК-МАСТЕР" 1993г.
2. Краснощекова Н. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. // Феникс 2007 г. ;
3. Казакова Р. Г. Изобразительная деятельность и конструирование // Воспитание детей в средней группе детского сада. - М. : Просвещение, 1982г.