Алина Юрина
«Белгородский народный костюм». Конспект итоговой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итоговой образовательной деятельности по теме: «Белгородский народный костюм» с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель:
• Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма.
Задачи:
образовательные:
• Закрепить знания особенностей внешнего вида Белгородского народного костюма: женского и мужского.
развивающие:
• развитие и обогащение словарного запаса детей: сарафан, рубаха, понёва, порты, онучи, лапти, башмаки, кокошник, передник.
• Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память
воспитательные:
• Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, ува-жение к традициям и обычаям русского народа.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, рисунков с предметами костюма, элементами вышивки.
Материалы и оборудование: элементы Белгородских народных костюмов, эле-ментами Белгородского орнамента, шаблоны кукол, элементов Белгородского народного костюма, музыкальное сопровождение –русская народная музыка, пояс-ки по количеству детей, картинки с Белгородским орнаментом, альбом.
Ход ОД:
(Дети заходят в группу и встают в полукруг)
1. Введение игрового момента.
Дети, что вы увидели сегодня необычное, перед входом в группу?
Дети: Вывеску, табличку!
Воспитатель: Что на ней было написано? (музей) Что такое музей? Кто был в музее?
В: Сегодня я предлагаю вам отправиться в музей народной культуры и по-знакомиться с Белгородским народным костюмом и элементами, узорами, которы-ми их украшали.
- Кто работает в музее? (экскурсовод).
- Вашим экскурсоводом сегодня буду я.
- Что вам нужно приобрести, чтобы попасть в музей? (билеты)
-Кто продает билеты? (кассир, билетер)
- Сегодня кассиром будет…
- А еще есть человек в музее, который билеты проверяет. Как он называется? (контролер)
- Сегодня контролером будет…
- Кассир - прошу в кассу. Контролер - на вход в музей. У кассира, что будем делать? (покупать билеты). А у контролера? (предъявлять билеты)
2. Основная часть.
В: Приглашаю вас пройти в зал «Народный костюм Белгородской обла-сти»
(в группе стоят манекены с Белгородскими женскими и мужскими народ-ными костюмами)
В: Ребята, посмотрите внимательно на эти костюмы. Назовите части женской одежды, которые вы здесь видите. (Дети смотрят, трогают, называют элементы национального костюма).
В: Это какой элемент костюма? (Рубаха)
- Рубаха – главная часть белгородского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Шили рубаху из домотканого материала. Как вы понимаете слово домотканого? (ткали дома). Какие детали рубахи украшены? (Ворот, грудь, рукава) А чем украшена рубаха? (вышивка, тесьма, ленты)
-А это что за элемент белгородского костюма? (Сарафан)
Сарафан – это платье без рукавов, которое надевалось поверх руба-хи. Он мог надеваться через голову или застегиваться на пуговицы. Его шили из цветных тканей и украшали вышивкой, бисером, кружевом, дра-гоценными пуговицами. К нему могли надевать пояс. Костюм с сарафаном одевали в праздники. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, и их тщательно берегли.
В: Присядьте на скамейки и послушайте сказку о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
Звучит русская народная мелодия.
Рассказчик (воспитатель): Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни – Рубаха - простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела, и решил он в гос-ти к Рубахе - простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха (Ксюша П.): Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан (Елисей): Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть ворота для го-ловы, есть ворота для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояс-ком.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе - про-стухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.
- Как вы думаете, что это? (юбка – понёва)
- Это самая древняя деталь белгородского костюма, которую носили замужние крестьянки. Вначале понёва представляла собой несшитые куски шерстяной ткани, закрепленные на талии поясом, т. е. распашные. А еще понёвы бывают глухие, т. е. сшитые полностью по бокам. Обычно она была темная (чёрная, синяя) в клетку. Посмотрите на понёву, как украшали этот вид одежды? (лентами, тесьмой, вышивкой)
- Поверх понёвы надевали вот этот элемент одежды. Как он называет-ся? Передник, фартук. На Белгородчине его называли «завеска».
- Гораздо позже на Белгородчине стали шить пышные юбки, укра-шать их воланами (оборками). Сельские модницы надевали сразу несколь-ко юбок, чтобы казаться пышнее – в то время особенно ценилась полная фигура. Никаких вольностей в длине не допускалось. Самой короткой мог-ла быть девичья юбка, открывавшая ступни, а женщины старшего возраста обязательно надевали юбки «в пол».
- А это один из особо почитаемых на Руси предметов одежды. Как он называется? (пояс) На Белгородчине его называли «подпояска». Круг – оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей. Следуя традициям наших предков, я тоже хочу подарить каж-дому из вас поясок, чтобы он охранял вас от напастей. Помогите друг дру-гу их повязать.
В: К сарафанам, юбкам, надевали головной убор. С поневой, юбкой носили этот головной убор. Кто знает, как он называется? (сорока). Соро-ку носили замужние женщины. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник». Кокошники искус-но было расшиты речным жемчугом, цветной фольгой. А еще носили вот такой головной убор – платок.
- Посмотрите, какую обувь носили наши бабушки и дедушки. Как она называется? (лапти, туфли (башмаки)
- Самой распространенной обувью были плетеные лапти. Лапти – обувь очень удобная. Плели их из лыка (волокон) разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо бы-ло очень много.
Богатые женщины могли себе позволить кожаные туфли, которые раньше назывались башмаки.
Лапти – лапоточки для сына и дочки,
Для дружка, подружки, для старика, старушки.
Хоть по улице гулять, хоть работать, хоть плясать!
Эй, ребята выходите пляску русскую начните.
Ни сидит никто на месте, все танцуют с нами вместе.
Динамическая пауза.
Танец «Порушка – Параня»
В: Чем отличаются эти женские костюмы? (нарядные, праздничные, повседневные, разный цвет тканей, украшение).
В: Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали.
В: Итак, основными элементами белгородского женского костюма бы-ли (дети называют): рубаха, понёва – юбка или сарафан, передник, пояс, лапти, сорока или кокошник.
В: Посмотрите еще один экспонат музея – Белгородский мужской ко-стюм. Назовите части мужского костюма.
Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до ко-лен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и под-поясывали кушаком или пояском. Чем украшена мужская рубаха? Какие детали рубахи украшены? Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.
В: Ребята, посмотрите, а вот еще один экспонат музея – сундук. А что в нем? Мужская и женская одежда.
Это куклы Настенька, Марьюшка и Ванюша. Помогите им одеться на деревенские гуляния, выберите элементы Белгородского народного костю-ма. (Детям предлагается шаблоны кукол и элементов народных костюмов на магнитах)
Д / и «Одень куклу в народный костюм»
Давайте разделимся на команды по цвету поясков.
Дети с красными поясами одевают Настеньку в костюм с понёвой. С синими поясами – Марьюшку в костюм с сарафаном. С зелеными поясами – Ванюшу.
Во что вы одели Настеньку? Ванюшу? (Дети перечисляют элементы костюмов)
Кукла: Спасибо вам ребята! Теперь Ванюша, Настенька и Марьюшка отправятся на гуляния.
В: Ребята, скажите, в чем сходство женского и мужского костюмов? (Одина-ковый элемент – рубаха).
В: Да, ребята, одинаковым элементом русского костюма была рубаха.
Давайте рассмотрим ее внимательно. По вороту, рукавам, подолу русские ма-стерицы украшали ее вышивкой, тесьмой. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. (Показ картинок с символами). Из-вилистая линия – это вода, круг – солнышко, квадрат или ромб – земля, а крест – оберег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.
- Ребята, наша экскурсия подходит к концу, и на память об экскурсии я хочу подарить вам альбом с элементами Белгородского орнамента. Но собрать этот аль-бом должны вы сами. Здесь в музее спрятались элементы узоров разных народов и промыслов, но вы должны выбрать элементы только Белгородских орнаментов. Тот, кто нашел, берет эту картинку и возвращается на свое место.
Д / и «Собери альбом с Белгородскими орнаментами»
Дети находят картинки с элементами Белгородского орнамента, говорят, что он обозначает, и складывают в альбом.
В: Наша экскурсия подошла к концу. Скажите, что нового вы узнали из экс-курсии, с какими элементами Белгородского народного костюма вы познако-мились? Ребята, а круг в орнаменте – это символ чего? Волнистая линия? Квадрат? Крест? Молодцы!
Мы непременно ещё заглянем в музей, чтобы узнать о традициях нашего народа.
В: А сейчас можете рассмотреть предметы одежды, размещенные на нашей выставке и примерить элементы Белгородского народного костюма.