МААМ-картинки

«Белгородский народный костюм». Конспект итоговой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Алина Юрина
«Белгородский народный костюм». Конспект итоговой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект итоговой образовательной деятельности по теме: «Белгородский народный костюм» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:

• Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма.

Задачи:

образовательные:

• Закрепить знания особенностей внешнего вида Белгородского народного костюма: женского и мужского.

развивающие:

• развитие и обогащение словарного запаса детей: сарафан, рубаха, понёва, порты, онучи, лапти, башмаки, кокошник, передник.

• Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память

воспитательные:

• Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, ува-жение к традициям и обычаям русского народа.

Предварительная работа: рассматривание фотографий, рисунков с предметами костюма, элементами вышивки.

Материалы и оборудование: элементы Белгородских народных костюмов, эле-ментами Белгородского орнамента, шаблоны кукол, элементов Белгородского народного костюма, музыкальное сопровождение –русская народная музыка, пояс-ки по количеству детей, картинки с Белгородским орнаментом, альбом.

Ход ОД:

(Дети заходят в группу и встают в полукруг)

1. Введение игрового момента.

Дети, что вы увидели сегодня необычное, перед входом в группу?

Дети: Вывеску, табличку!

Воспитатель: Что на ней было написано? (музей) Что такое музей? Кто был в музее?

В: Сегодня я предлагаю вам отправиться в музей народной культуры и по-знакомиться с Белгородским народным костюмом и элементами, узорами, которы-ми их украшали.

- Кто работает в музее? (экскурсовод).

- Вашим экскурсоводом сегодня буду я.

- Что вам нужно приобрести, чтобы попасть в музей? (билеты)

-Кто продает билеты? (кассир, билетер)

- Сегодня кассиром будет…

- А еще есть человек в музее, который билеты проверяет. Как он называется? (контролер)

- Сегодня контролером будет…

- Кассир - прошу в кассу. Контролер - на вход в музей. У кассира, что будем делать? (покупать билеты). А у контролера? (предъявлять билеты)

2. Основная часть.

В: Приглашаю вас пройти в зал «Народный костюм Белгородской обла-сти»

(в группе стоят манекены с Белгородскими женскими и мужскими народ-ными костюмами)

В: Ребята, посмотрите внимательно на эти костюмы. Назовите части женской одежды, которые вы здесь видите. (Дети смотрят, трогают, называют элементы национального костюма).

В: Это какой элемент костюма? (Рубаха)

- Рубаха – главная часть белгородского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Шили рубаху из домотканого материала. Как вы понимаете слово домотканого? (ткали дома). Какие детали рубахи украшены? (Ворот, грудь, рукава) А чем украшена рубаха? (вышивка, тесьма, ленты)

-А это что за элемент белгородского костюма? (Сарафан)

Сарафан – это платье без рукавов, которое надевалось поверх руба-хи. Он мог надеваться через голову или застегиваться на пуговицы. Его шили из цветных тканей и украшали вышивкой, бисером, кружевом, дра-гоценными пуговицами. К нему могли надевать пояс. Костюм с сарафаном одевали в праздники. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, и их тщательно берегли.

В: Присядьте на скамейки и послушайте сказку о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

Звучит русская народная мелодия.

Рассказчик (воспитатель): Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни – Рубаха - простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела, и решил он в гос-ти к Рубахе - простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Рубаха (Ксюша П.): Попьёшь чайку - забудешь тоску.

Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан (Елисей): Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть ворота для го-ловы, есть ворота для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояс-ком.

Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе - про-стухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

- Как вы думаете, что это? (юбка – понёва)

- Это самая древняя деталь белгородского костюма, которую носили замужние крестьянки. Вначале понёва представляла собой несшитые куски шерстяной ткани, закрепленные на талии поясом, т. е. распашные. А еще понёвы бывают глухие, т. е. сшитые полностью по бокам. Обычно она была темная (чёрная, синяя) в клетку. Посмотрите на понёву, как украшали этот вид одежды? (лентами, тесьмой, вышивкой)

- Поверх понёвы надевали вот этот элемент одежды. Как он называет-ся? Передник, фартук. На Белгородчине его называли «завеска».

- Гораздо позже на Белгородчине стали шить пышные юбки, укра-шать их воланами (оборками). Сельские модницы надевали сразу несколь-ко юбок, чтобы казаться пышнее – в то время особенно ценилась полная фигура. Никаких вольностей в длине не допускалось. Самой короткой мог-ла быть девичья юбка, открывавшая ступни, а женщины старшего возраста обязательно надевали юбки «в пол».

- А это один из особо почитаемых на Руси предметов одежды. Как он называется? (пояс) На Белгородчине его называли «подпояска». Круг – оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей. Следуя традициям наших предков, я тоже хочу подарить каж-дому из вас поясок, чтобы он охранял вас от напастей. Помогите друг дру-гу их повязать.

В: К сарафанам, юбкам, надевали головной убор. С поневой, юбкой носили этот головной убор. Кто знает, как он называется? (сорока). Соро-ку носили замужние женщины. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник». Кокошники искус-но было расшиты речным жемчугом, цветной фольгой. А еще носили вот такой головной убор – платок.

- Посмотрите, какую обувь носили наши бабушки и дедушки. Как она называется? (лапти, туфли (башмаки)

- Самой распространенной обувью были плетеные лапти. Лапти – обувь очень удобная. Плели их из лыка (волокон) разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо бы-ло очень много.

Богатые женщины могли себе позволить кожаные туфли, которые раньше назывались башмаки.

Лапти – лапоточки для сына и дочки,

Для дружка, подружки, для старика, старушки.

Хоть по улице гулять, хоть работать, хоть плясать!

Эй, ребята выходите пляску русскую начните.

Ни сидит никто на месте, все танцуют с нами вместе.

Динамическая пауза.

Танец «Порушка – Параня»

В: Чем отличаются эти женские костюмы? (нарядные, праздничные, повседневные, разный цвет тканей, украшение).

В: Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали.

В: Итак, основными элементами белгородского женского костюма бы-ли (дети называют): рубаха, понёва – юбка или сарафан, передник, пояс, лапти, сорока или кокошник.

В: Посмотрите еще один экспонат музея – Белгородский мужской ко-стюм. Назовите части мужского костюма.

Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до ко-лен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и под-поясывали кушаком или пояском. Чем украшена мужская рубаха? Какие детали рубахи украшены? Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.

В: Ребята, посмотрите, а вот еще один экспонат музея – сундук. А что в нем? Мужская и женская одежда.

Это куклы Настенька, Марьюшка и Ванюша. Помогите им одеться на деревенские гуляния, выберите элементы Белгородского народного костю-ма. (Детям предлагается шаблоны кукол и элементов народных костюмов на магнитах)

Д / и «Одень куклу в народный костюм»

Давайте разделимся на команды по цвету поясков.

Дети с красными поясами одевают Настеньку в костюм с понёвой. С синими поясами – Марьюшку в костюм с сарафаном. С зелеными поясами – Ванюшу.

Во что вы одели Настеньку? Ванюшу? (Дети перечисляют элементы костюмов)

Кукла: Спасибо вам ребята! Теперь Ванюша, Настенька и Марьюшка отправятся на гуляния.

В: Ребята, скажите, в чем сходство женского и мужского костюмов? (Одина-ковый элемент – рубаха).

В: Да, ребята, одинаковым элементом русского костюма была рубаха.

Давайте рассмотрим ее внимательно. По вороту, рукавам, подолу русские ма-стерицы украшали ее вышивкой, тесьмой. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. (Показ картинок с символами). Из-вилистая линия – это вода, круг – солнышко, квадрат или ромб – земля, а крест – оберег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

- Ребята, наша экскурсия подходит к концу, и на память об экскурсии я хочу подарить вам альбом с элементами Белгородского орнамента. Но собрать этот аль-бом должны вы сами. Здесь в музее спрятались элементы узоров разных народов и промыслов, но вы должны выбрать элементы только Белгородских орнаментов. Тот, кто нашел, берет эту картинку и возвращается на свое место.

Д / и «Собери альбом с Белгородскими орнаментами»

Дети находят картинки с элементами Белгородского орнамента, говорят, что он обозначает, и складывают в альбом.

В: Наша экскурсия подошла к концу. Скажите, что нового вы узнали из экс-курсии, с какими элементами Белгородского народного костюма вы познако-мились? Ребята, а круг в орнаменте – это символ чего? Волнистая линия? Квадрат? Крест? Молодцы!

Мы непременно ещё заглянем в музей, чтобы узнать о традициях нашего народа.

В: А сейчас можете рассмотреть предметы одежды, размещенные на нашей выставке и примерить элементы Белгородского народного костюма.

Публикации по теме:

«Витаминка — друг здоровячков». Конспект образовательной деятельности по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления.

Конспект итоговой интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «В лесу»Конспект итоговой интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «В лесу» Тема: «В лесу»Конспект подготовила воспитатель : Зотова Ирина Аркадьевна -1 категория Интеграция образовательных областей: познание, физическое.

Конспект итоговой совместной образовательной деятельности в группе раннего возраста 2–3 лет «Волшебная полянка»Конспект итоговой совместной образовательной деятельности в группе раннего возраста 2–3 лет «Волшебная полянка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Белгородский народный костюм». Конспект итоговой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2025 в 14:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Белгородский народный костюм». Конспект итоговой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алина Юрина (УИ 698623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД