Василенко Галина Николаевна
Конспект итоговой НОД «Декоративно-прикладное искусство Северной Осетии» в старшей группе в стране осетинских узоров
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве Северной Осетии.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
2. Закреплять знания об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента.
3. Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать диалогическую речь.
Публикация «Конспект итоговой НОД „Декоративно-прикладное искусство Северной Осетии“ в старшей группе в стране осетинских узоров» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Орнамент и узоры
- Республика Северная Осетия - Алания
- Старшая группа
- Темочки
4. Продолжать учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет, но и характерные детали, соотношения предметов и их частей по величине, высоте.
5. Продолжать знакомить с характерными элементами росписи народов Осетии.
Развивающие:
1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и различия предметов, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.
2. Формировать интерес к осетинской музыке, живописи, литературе, народно – прикладному искусству. 3. Развивать художественно – творческие способности, поэтический слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре родного края.
2. Воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения; проявлять настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.
3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду товарищей и его результатам.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Осетинский народный орнамент», кукла в национальном костюме, бумажный шаблон осетинского платья, фломастеры, карандаши, краски кисточки по выбору детей.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос - ответ, беседа, сюрпризный момент.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративного искусства, беседы: «Наша Родина Россия», «Наша республика» «Большая и малая Родина», рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание поговорок о родном крае, дидактические игры: «Народные промыслы», «Что лишнее», «Собери узор», создание в группе выставки «Женская шапочка» прослушивание музыкальных произведений, знакомство с элементами росписи, выкладывание орнамента.
Словарная работа:
Геометрический, астральный (от слова «астра» - звезда, животный, растительный, орнамент, узор, символ, схема, прикладное искусство.
Ход НОД:
(Дети с воспитателем заходят в группу)
Воспитатель:Ребята, посмотрите к нам пришли гости, а гость – это радость. Поприветствуйте их.
Край наш Осетия – сказочный дом
Всем нам уютно и радостно в нём!
Всё в нашем доме мы делаем вместе:
Сказки читаем, поём одни песни,
Любим лепить, рисовать и играть,
Музыку слушать и танцевать!
(Звучит осетинская музыка).
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, какому народу принадлежит эта музыка?
Дети: - Осетинскому народу принадлежит эта музыка.
(Стук в дверь, приходит кукла Фатима в осетинском национальном платье без узоров).
Фатима: Я сшила себе на праздник платье, но не успела его украсить. Вы поможете мне выбрать узор для моего платья?
Воспитатель: Мы продолжаем знакомство с осетинским народным декоративно-прикладным искусством, и расскажем тебе об осетинском орнаменте, оставайся с нами.
Воспитатель: Ребята, что является важнейшей частью декоративно-прикладного искусства.
Дети: Частью декоративно-прикладного искусства является орнамент.
Слайд 2.(Орнамент)
Воспитатель: - Итак, что же такое орнамент?
Дети: Украшение, узор. Узор, который повторяется много раз – называется орнаментом.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен орнамент?
Дети: Для украшения.
Воспитатель: Что украшалось орнаментом?
Слайд 3.
Дети: - Мебель, оружие, застёжки, пуговицы, пояса, головные уборы, одежда, обувь, посуда, здания, орудия труда, предметы быта, утварь, инструменты, строительные сооружения, ковры, циновки.
Воспитатель: - В какую силу орнамента верили люди раньше?
Дети: - Орнамент оберегает от бед и несчастий. Орнамент приносит счастье, благополучие, удачу.
Воспитатель: - Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его развития насчитывает тысячелетия. В наше время основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным.
Я предлагаю вспомнить этапы развития осетинского орнамента.
Слайд 4. (Геометрический).
Воспитатель: - Перечислите, основные элементы геометрического орнамента.
Дети: - Точка, круг, штрих, линия, зигзаг.
Слайд 5. (Точка, круг, штрих, линия, зигзаг).
Воспитатель: - Верно.
Слайд 6. (Астральный).
Воспитатель: - Какие символы включает в себя астральный орнамент?
Дети: - Небесные символы: небо, солнце, звезды, облака, включает астральный орнамент.
Слайд 7. (Небо, солнце, звезды, облака).
Слайд 8. (Животный).
Воспитатель: - Какие элементы включает в себя животный орнамент?
Дети: - Силуэты животных: медведи, лошади, олени, бараны, включает животный орнамент.
Слайд 9. (Медведи, лошади, олени, бараны).
Слайд 10. (Растительный).
Воспитатель: - Перечислите элементы растительного орнамента?
Дети: - Листья, цветы, плоды.
Слайд 11. (Листья, цветы, плоды).
Воспитатель: - Правильно. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь нашей гостье украсить платье?
Дети:Да.
Воспитатель:Тогда я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую, где будем украшать платья осетинским орнаментом. По какой дороге мы сейчас пойдём?
Динамическая пауза — речь с движением:
Раз, два, три, четыре, пять – (прыгают)
В горы мы пойдём гулять, (шагают)
Свежим воздухом дышать. (Круговое движение руками сверху вниз)
Воспитатель:
Давайте покажем кукле Фатиме, какие мы талантливые и необычные художники. Для этого я предлагаю вам занять свои места.
(На столах лежат акварельные краски, карандаши, фломастеры).
Подумайте, каким цветом, вы нарисуете свой осетинский узор и можете приступить к работе.
Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.
Итог :(Составление выставки).
Воспитатель: Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы, наша гостья очень довольна. Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Возьмите, пожалуйста, свои работы отнесите их на выставку сушиться. Посмотрите, ребята, какая красивая выставка у нас получилась.