Елена Гадеева
Конспект итогового занятия по познавательному и речевому развитию для детей среднего возраста «Увлекательное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Гадеева Е. А., воспитатель I квалификационной категории
МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида», г. о. Саранск, 2021
Цель: выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года, и закрепить их.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умения образовывать новые слова в ласкательной форме (с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
- Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу;
Публикация «Конспект итогового занятия по познавательному и речевому развитию для детей среднего возраста „Увлекательное путешествие“» размещена в разделах
- Продолжать учить отгадывать загадки, развивать слуховое внимание;
- Закреплять умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний, расширять представления об особенностях окружающих нас предметов, систематизировать знания детей о предметах ближайшего окружения.
- Закреплять умение классифицировать предметы по общим признакам, словесно-логическое мышление.
- Закреплять понимание пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за;
- Уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;
Развивающие :
- Развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
- Развивать логическое мышление, воображение, зрительную память;
- Развивать любознательность, развивать внимание и память;
- Продолжать развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство взаимовыручки, взаимопомощи;
- Доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми;
- Вызвать интерес к занятию, желание помочь друг другу.
Предварительная работа: рассматривание картин, работа с предметными картинками, чтение произведений о временах года.
Оборудование: макет изображения паровоза, предметные карточки для выполнения задания по обобщающем понятиям на основе общих признаков, карточки с изображением примет времён года, мяч, игрушечная бабочка, цветок (декорация, запись гудка паровоза.
Методические приемы:
Сюрпризный момент, художественное слово, игры, вопросы к детям.
Ход занятия
Воспитатель: - Дети, я предлагаю начать наше итоговое занятие с дружеского круга. Встанем в круг, поприветствуем друг друга.
Мой сосед такой хороший – Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший – Тоже жму ему ладоши.
Руки вверх поднять пора – Скажем дружное: – Ура!
«Здравствуй!» – скажет человек. Я кричу ему: – «Привет».
Воспитатель: -Дети, вы любите путешествовать? Сегодня, я хочу пригласить вас в путешествие в удивительный город, а называется он Речеград.
Все улицы в этом городе непохожие и совсем разные. А, чтоб путешествие стало увлекательным, прокатимся по городу на детском паровозике «Гудок». Желаете?
Дети: Да.
Воспитатель: - Чтобы занять место в паровозике, каждому из вас нужно назвать часть или деталь паровоза ласково.
Игра «Назови ласково»
- Посмотрите, какие части и какие детали есть у паровоза
(колёса, поршень, кабина, крыша, окно, вагон, котёл, вода, труба, дым)
- Молодцы, занимаем места? И отправляемся: (проговаривают)
Вагончик, за вагончиком.
По рельсам тарахтят,
Везут нас в путешествие
Компанию ребят, «ту - ту!» (ЗВУЧИТ ГУДОК)
Воспитатель: - Дети, мы прибыли на улицу «Противоположностей». Посмотрите, здесь «всё наоборот» : рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Давайте, проверим – умеем ли мы находить противоположности?
Поиграем в Игру «Скажи наоборот» (с мячом).
Правила игры: нужно подобрать к заданному слову противоположное по значению. Например:
Я говорю: - Большой, а вы … (маленький)
- Мягкий, а вы … (твёрдый)
- Жара, а вы … (холод)
- Тяжелый, а вы … (лёгкий)
- Светлый, а вы … (тёмный)
- Ложиться, а вы … (вставать)
- Грязный, а вы … (чистый)
- Говорить, а вы … (молчать)
- Добро, а вы … (зло)
- Веселый, а вы … (грустный)
Воспитатель: Молодцы, хорошо подбираете противоположности! Теперь отправляемся дальше: (проговаривают)
Вагончик, за вагончиком.
По рельсам тарахтят,
Везут нас в путешествие
Компанию ребят, «ту - ту!» (ЗВУЧИТ ГУДОК)
Воспитатель: Ребята, мы с вами приехали на улицу «Словесная», на этой улице нас ждет новая игра «Назови три слова».
Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.
Одежда – (рубашка, брюки, юбка)
Головные уборы – (шапка, кепка, панама)
Обувь – (тапочки, ботинки, сапоги)
Транспорт – (велосипед, автобус, машина)
Посуда – (кастрюля, чайник, сковорода)
Мебель – (шкаф, диван, кровать)
Цветы – (одуванчик, ромашка, колокольчик)
Фрукты – (лимон, груша, яблоко)
Овощи – (капуста, морковь, лук)
Воспитатель: - Молодцы, отправляемся дальше. (ГУДОК)
Теперь мы с вами приехали на «Парковую улицу». На ней очень хорошо наблюдать, как происходит смена времён года. Знаете ли вы времена года, мы сейчас поверим.
Воспитатель читает загадку: Если дождик моросящий
Стал накрапывать почаще,
Если на деревьях листья
Рыжие, как шубка лисья,
Зелень лишь у елок, сосен.
Значит, к нам явилась.
Дети: (Это время года – Осень)
Воспитатель: Назовите приметы осени (Идёт дождь, На улице слякоть, Листья пожелтели, Деревья почти голые).
Снег нападал, и мороз
Щиплет руки, щеки, нос.
Нет зеленого листочка,
Нет красивого цветочка,
Снегом замело дома.
Значит, к нам пришла.
Дети: (Это время года –Зима)
Воспитатель: Как догадались? На что обратили внимание? (Идёт снег, на улице сугробы, дети слепили снеговика, катаются на санках)
Далеко ушла метель,
С крыши капает капель,
Солнце крепче припекает,
Под окном сугробы тают,
Небо - чище, даль ясна.
Значит, на дворе.
Дети: (Это время года –Весна)
Воспитатель: На что обратили внимание? (Сосульки капают, бегут ручьи, появляются проталины, раскрываются почки)
Невозможная жара!
Все к реке идут с утра.
Всюду лютики, ромашки,
Птицы, бабочки, букашки,
Много солнечного света.
Значит, наступило.
Дети: (Это время года – Лето)
Воспитатель: Какие приметы здесь вы знаете? (Ярко светит солнце, поспевают ягоды, все спешат к реке купаться и загорать)
Вы всё знаете! И на этой улице нас ждет
Игра «Найди лишнее»
(4 конверта разного цвета, каждый набор из 4-5 картинок отражает принадлежность к какому-либо времени года, но одна из них другого содержания)
Варианты подбора:
1. Снежинка, снеговик, елочка, лист дерева желтого цвета,
2. Сосулька, скворец, ландыш, санки.
3. Солнышко, ромашка, ягодка, ветка вербы.
4. Гриб, зонт, сапожки, клубника.
Воспитатель: – Молодцы! Справились с заданием. Теперь паровозик нас везёт на улицу «Физкультурная» (ЗВУЧИТ ГУДОК)
Воспитатель: – Приглашаю вас, немного размяться.
Физминутка.
«Два хлопка над головой
Два хлопка перед собой
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Правой мы рукой помашем.
Ну и левую покажем.
Две руки и две ноги,
Всё на месте посмотри?»
Воспитатель: - Отдохнули, продолжаем путешествие, наш паровоз отправляется дальше. (ЗВУЧИТ ГУДОК)
Мы прибыли на улицу «Цветная»
Игра «Какое что бывает»
Воспитатель: - Я буду бросать вам мяч и называть цвет, либо размер, а вы возвращая его говорите, что таким бывает. Будьте внимательны.
- Что бывает…
Зелёным – огурец, листья, краска…
Широким – река, дорога, лента…
Вкусным – варенье, торт, сок…
Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…
Высоким – дом, башня, температура…
Круглым – солнце, апельсин, мяч…
Пластмассовым – кубик, ведро, совок…
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием. Идем дальше.
Воспитатель: - Посмотрите, какой красивый цветок! А кто это летает?
Игра «Веселая бабочка»
Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? ( дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)
Воспитатель: - Иногда, кроме бабочки вокруг цветка летают и другие насекомые. Я хотела у вас спросить, как звучит песенка комарика (з-з-з, песенка жука (ж-ж-ж, песенку ветра (ш-ш-ш, водичка течёт (с-с-с).
«Игра со звуками»
Воспитатель: - Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
• Песенку комарика (з-з-з) - зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
• Песенку жука (ж-ж-ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
• Песенку ветра (ш-ш-ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
• Песенку насоса (с-с-с) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
И с этим заданием вы справились, теперь пора возвращаться в Детский сад.
Дети: «чух-чух- чух!»
Воспитатель: - Вот, мы и вернулись назад в нашу любимую группу.
На чём мы путешествовали? Где побывали?
Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Спасибо за работу!