Оксана Черкасова
Конспект итоговой ООД по развитию речи в средней группе «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад
центр развития ребенка №35 «Золотой ключик»
Конспект итогового ООД по развитию речи
в средней группе №1
Тема «Мир насекомых»
Воспитатель старшей группы
Черкасова Оксана Валерьевна
Г. Моздок
2022г.
Тип занятия: интегрированное.
Форма проведения: Путешествие на лесную полянку.
Публикация «Конспект итоговой ООД по развитию речи в средней группе „Мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Продолжать формировать у детей представление о мире насекомых.
Задачи:
Образовательные
Актуализировать знания детей о насекомых /бабочка, стрекоза, жук, гусеница, муха, пчела, комар, кузнечик, паук, божья коровка. Закрепить обобщающие понятия «Насекомые»
Формировать умение образовывать множественное число глаголов.
Совершенствовать умение подбирать прилагательное-признак, характеризующее насекомое.
Закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Побуждать к четкому произношению звуков и слогов ЗА, ЗУ, СА, используя в речи чистоговорки.
Развивающие
Развивать логическое мышление, зрительное внимание, память.
Развивать артикуляционную, мелкую и крупную моторику, речевое дыхание.
Воспитательные
Продолжать формировать бережное отношение к природе и миру насекомых.
Основной дидактический метод: практические - игровые упражнения.
Частные методы и приемы:
Словесные: использование художественного слова, вопросы, объяснение в сочетании с показом, контроль и оценка детской деятельности.
Наглядные: показ способов выполнения задания, демонстрация образца практических действий.
Практические: выполнение детьми практических заданий с наглядным материалом, ИКТ-показ слайдов
Игровые: сюрпризный момент
Предварительная работа: Чтение литературных произведений: К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха», В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», Л. Толстой «О муравьях»; подвижные игры «Муравьи», «Муравьи и дождик», «Муравьиная тропа»; Прогулки по экологической тропе, наблюдения за насекомыми.
Дидактические средства :
Оборудование: ноутбук, рабочий стол, стульчики по количеству детей.
Демонстрационный материал: Аудиозапись «Звуки леса», предметные и сюжетные картинки с изображением насекомых; мелкие фигурки насекомых, сухой бассейн, цветы, изготовленные из красной, желтой, оранжевой, зеленой, синей, белой, коричневой, голубой, черной, розовой, сиреневой, серой бумаги. Мяч.
Раздаточный материал:
Бабочки из цветной бумаги по количеству детей
План ООД
Организационное начало ООД:(2 мин)
Организация детей: приветствие, размещение.
Сюрпризный момент: «Прилетает воздушный шарик»
Основная часть занятия (20 мин)
Дыхательная гимнастика (1 мин)
Бассейн для пальчиков «Найди отгадку» (2 мин)
Д/и «Что делает, что делают?» (3 мин)
Д/и «Назови ласково» (4 мин)
Физкультурная минутка (1 мин)
ИКТ Д/и «Какой, какая» (4 мин)
Звуковая гимнастика (5 мин)
Заключительная часть (3 мин)
Подведение итогов, оценка детской деятельности
Рефлексия «Мое настроение после занятия»
Ход ООД:
1. Организационное начало ООД
1.1. Организация детей: приветствие, размещение.
Звучит мелодия леса, звуки насекомых, полет мухи, ночные звуки насекомых, стрекотание кузнечика, шелест травы.
Педагог: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Стук в дверь….
1.2. Сюрпризный момент.
Педагог: - Кто это там стучит? Посмотрите, ребята, к нам в гости прилетел воздушный шарик.
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Какой он красивый, весёлый, да шарик то непростой с сюрпризом он доставил нам письмо. Давайте его прочитаем.
Письмо: Уважаемые, ребята! Приглашаем вас в путешествие, на лесную поляну.
Педагог: Интересно, кто же это может нас в гости пригласить? Может помощь нужна, кому нибудь. Ребята мне хочется у вас узнать: Вы любите путешествовать?
Ответы детей:
Педагог: Ну что ж, отправимся в путешествие, проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой в путь фантазию, выдумку, хорошее настроение?
Отлично!
Но, для того, чтобы попасть на лесную полянку, нужно произнести волшебные слова. Закрываем глазки.
(Воспитатель произносит слова) «Раз, два, три, вокруг себя повернись– и на полянке окажись!»
2. Основная часть занятия
Педагог: Вот мы и оказались с вами на лесной полянке. Посмотрите, дети, сколько вокруг травы, цветов, кустарников.
- Как вы думаете, кого еще мы можем на полянке встретить? Есть такие лесные жители, которых очень много повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались?
Ответы детей: Это насекомые.
Педагог читает стихотворение:
«Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке.
Внимательно вглядись вокруг
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек.
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мел пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись.
Волшебную увидишь жизнь»
Педагог: Ребята посмотрите внимательно на цветы синий василек, белую ромашку, розовый клевер, вам не кажется, что кто-то спрятался на их лепесточках.
Ответы детей: (на цветах сидят бабочки)
Педагог: Конечно, на цветы прилетели бабочки, и спрятались, поскорей найдем их и подуем на бабочек, чтобы они полетели!
2.1. Дыхательная гимнастика: (на цветах разложены бабочки, закреплены на ниточках). Дети рассматривают своих бабочек, и каждый из детей дует на свою бабочку, делая вдох через нос, и выдувая воздух ртом, не надувая щек.
Педагог: Посмотрите ребята, за окном летов самом разгаре, всё проснулось, ожило вокруг – травка, листья на деревьях, поют птички, проснулись и маленькие букашки (мухи, мошки, жуки, пауки, стрекозы, бабочки, комары).
Вопрос к детям:
- Как вы думаете, кто они?
Ответы детей: Это насекомые.
Педагог: Правильно, ребята, молодцы это насекомые. Сегодня мы с вами узнаем много интересного о насекомых, какие они бывают, как они живут.
2.2. «Бассейн для пальчиков» или найди отгадку
Педагог: Мы сейчас с вами будем отгадывать загадки о насекомых необычным способом : Я буду вам загадывать загадки, а вы будете искать отгадки в «бассейне для пальчиков» и назвать чётко и громко свою отгадку. (В «бассейне для пальчиков» насыпаны – горох, фасоль, ракушки, (педагог заранее прячет маленьких насекомых в бассейн, одного вида может быть несколько штук).
Итак, слушаем внимательно, проверяем на ощупь и называем:
Загадки
1 загадка:
1. Я жу-жу, я жу-жу,
Я летаю и жужжу.
Ответы детей: Жук. 4 загадка:
Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей … .
Ответы детей: Муравья.
2 загадка:
У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба?
Ответы детей: Божья коровка 5 загадка:
Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай!
— Муха с жалом? – Чудеса!
Знают все это –
Ответы детей: Оса!
3 загадка:
Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает,
Здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт.
Ответы детей: Муха 6 загадка:
В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах.
Ответы детей: Кузнечики
7 загадка: (Е. Серова)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Ответы детей: Бабочка.
Педагог: Вы внимательно слушали, быстро и правильно отгадали все загадки, молодцы!
А хотите узнать, чем же занимаются насекомые на полянке?
Ответы детей:
2.3. Д/и «Что делает, что делают?»
Бабочка порхает, а бабочки. (Порхают.)
Пчела мёд собирает, а пчёлы мёд. (Собирают.)
Оса жалит, а осы. (Жалят.)
Жук жужжит, а жуки. (Жужжат.)
Комар звенит, а комары. (Звенят.)
Стрекоза стрекочет, а стрекозы. (Стрекочут.)
Муха в дом залетает, а мухи. (Залетают.)
Кузнечик прыгает, а кузнечики. (Прыгают.)
Паук паутину ткёт, а пауки. (Ткут.)
Муравей муравейник строит, а муравьи. (Строят.)
Педагог: Вы были очень наблюдательными и внимательными, мне это понравилось, я говорю: «Вы – умники»
Ребята, а вы любите, когда вас называют ласковыми именами?
Ответы детей:
Педагог: А ведь ласку любят все, Будь то люди или звери, Иль цветочек, что в росе, Даже жгучие зимой метели. Конечно, все любят ласку, а наши друзья насекомые тоже, оказывается, любят, когда их так нежно и ласково называют. Давайте мы назовем их ласково.
2.4. Игра с мячом: Д/и «Назови ласково»
Педагог: Я буду бросать вам мяч, и называть насекомого, а вы будите называть его ласково и возвращать мяч обратно мне. Будьте внимательны!
Жук – жучок. Пчела – пчелка, пчёлочка. Комар — комарик. Муравей — муравьишка. Муравейник – муравейничек. Муха – мушка. Стрекоза – стрекозочка, стрекозка. Гусеница — гусеничка. Комар — комарик и т. д.
Вы меня порадовали…
2.5. Физкультурная минутка «Насекомые»
Вот какая стрекоза - очень круглые глаза - (Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед - (Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Дети садятся на стульчики
2.6. Показ презентации с применением дидактической игры «Какой, какая, или подбери признак».
Ответы детей:
Бабочка (какая)- красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая, полезная, большая.
Комар (какой) – звонкий, надоедливый.
Кузнечик – зелёный, быстрый, музыкальный.
Муравьи (какие)- полезные, трудолюбивые, маленькие.
Муравей – быстрый, работящий.
Муха (какая) – назойливая, большая, маленькая, надоедливая.
Гусеница – медлительная, прожорливая,
Пчела (какая) – желтая, полезная, трудолюбивая,
Педагог: Очень хорошо, вы постарались, фантазия у вас богатая.
2.7. Звуковая гимнастика
Педагог: предлагает детям произнести на одном дыхании чистоговорки:
СА-СА-СА – прилетела к нам оса
СА-СА-СА меня ужалила оса.
ЗА-ЗА-ЗА – прилетела стрекоза,
ЗУ-ЗУ-ЗУ - мы поймали стрекозу.
Педагог: (Следит за правильным дыханием при произношении.) Произносят чистоговорки на одном дыхании, четко выделяют звуки. Правильно произносят звуки, верно, распределяют дыхание. Тренируют артикуляционный аппарат.
3. Заключительная часть
3.1. Подведение итогов
Педагог: Ребята, Вы меня сегодня порадовали, старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Какое задание было для вас самым сложным? Почему? Какое задание больше всего понравилось? Почему?
3.2. Рефлексия: «Мое настроение после занятия». Дети выбирают изображения.