Светлана Рябова
Конспект итогового комплексного занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Развивать у детей интерес к народному декоративно –прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приёмы работы кистью в изображении знакомых элементов.
Публикация «Конспект итогового комплексного занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: расписные фасады (из фанеры) четырех домиков, берёзки, ёлочки, пенёчки, скамейки, изделия разных народных промыслов, дымковские игрушки, гжельская посуда, филимоновские свистульки, изделия с хохломской и городецкой росписью. Костюмы мастеров и мастериц, коробейника.
Музыкальные инструменты: ложки, бубны, свистульки, гармошка, трещотки.
Мольберты, заготовки из бумаги: чайники, чашки, подносы, дымковские (индюк, козлик, филимоновские (медведь, лошадка). Гуашь и акварельные краски, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель:
– В течение года мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня мы вспомним те виды декоративно –прикладного искусства, с которыми знакомились в течение года.
(Стук в дверь. Входит коробейник.)
Коробейник:
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!
Воспитатель:
– Вы знаете кто к нам пришёл? Правильно Коробейник. Ходит он по ярмаркам, продаёт разные товары. Давайте заглянем к нему в короб.
(Вынимает из короба предметы и показывает детям).
- Здесь и хохлома, и гжель, и свистульки, и дымковские барышни. А поднос – то хорош – жостовский!
Коробейник:
- Видите, сколько у меня в коробе товара. Хочу пригласить вас на ярмарку – помочь мне товар продать. (Дети с радостью соглашаются).
Коробейник:
- Да вот сомневаюсь я: сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы как называются товары мои?
Воспитатель:
- Конечно знают.
Коробейник:
- А вот мы сейчас и проверим. (Звучит народная музыка).
Коробейник:
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали и село большое
«Дымково» назвали.
(Подходит к первому домику. Из него выходит мастерица в сарафане и с дымковскими игрушками в руках.)
Мастерица:
- Здравствуйте, гости дорогие. Проходите садитесь.
Вечера зимою длинные,
Лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные:
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
А отвести не в силах взор.
- А вы узнали дымковские игрушки? Как они называются? (индюк, козлик, барышня).
Коробейник:
- Ну, молоды! А теперь я вас спрошу, как, по – вашему, веселые это игрушки или грустные? Что, глядя на них, делать хочется? Правильно, танцевать.
Исполняется танец «Кадриль».
Коробейник:
- Из Дымково мы с вами отправимся в другую деревню. А как она называется, вы мне скажите.
(Подходят к домику с гжельской посудой).
Воспитатель:
- Куда же это мы попали? Как называется эта деревня? (Гжель)
(Входит мастер. Здоровается, приглашает в дом.)
Мастер:
- Проходите, гости дорогие. Полюбуйтесь на гжельскую посуду. Наши мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном одинаковые – в цвете бело – синем. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется? Да, это гжельская роза.
Коробейник:
- Красна и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебёдушка.
( Исполняется танец: «Сапожки русские»).
Коробейник:
- Вот ещё село на пути. Придётся и сюда зайти.
(Подходят к третьему домику. Выходит мастер. Здоровается, приглашает в дом.)
Мастер:
- Вы уже знакомы со многими игрушками, сделанными руками народных мастеров. Я расскажу о филимоновской игрушке. Посмотрите, эти глиняные расписные игрушки пришли к нам как- будто из сказки. Весёлые, озорные. Похожие на жирафа, зебру. Эти игрушки изготовлены в селе Филимоново, поэтому и называются филимоновские.
Коробейник:
- Эти игрушки любят и взрослые, и дети. Как вы думаете, почему? Правильно, потому что это игрушки – свистульки.
Мастер:
- Подудишь в такую свистульку, и сразу веселиться, плясать да на музыкальных инструментах играть хочется. А вот, к стати и они.
(На музыкальных инструментах исполняется песня «На зелёном лугу» .)
Коробейник:
- Притомились, дети. Давайте заглянем ещё в один дом, да и отправимся на ярмарку.
(Подходят к дому, стучат: выходит мастерица в кокошнике, расписанном хохломским узором).
Мастерица:
- Проходите, гости дорогие! Много гостей – хозяину радость. Прошу в избу. Красному гостю – красное место.
Воспитатель:
- Догадались ли вы какая это роспись? (дети отвечают)
Мастерица:
- Верно. Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи – и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду деревянную стали делать так же.
Коробейник:
- А отвозили эту посуду в большое село Хохлома продавать. По названию этого села и посуду стали называть хохломской. А элементы этой росписи вы мне сами назовите. (дети отвечают)
Коробейник:
- Правильно, по этому эта росписи и называется «травной».
Воспитатель:
- Ну до чего ж весёлая хохлома, так и хочется запеть.
( Исполняется песня с инсценировкой: «Аннушка» .)
Мастерица:
- И запомните дети: не то дорого, что красного золота, а то, что дорого мастерства.
Коробейник:
- Ну, убедился я, что вы знаете народные промыслы. А теперь на ярмарку поспешим. Ой, да что же это, короб – то пустой. Где я всё растерял (Сидит горюет).
Воспитатель:
- Не печалься, коробейник, мы твоему горю поможем, дети не только промыслы знают, но и сами умеют по – разному расписывать. Ну что, выручим коробейника?
(Дети подходят к столам, заранее приготовленным к ИЗО деятельности, под музыку расписывают игрушки, врезанные из бумаги. Готовые работы кладут на большой поднос).
Коробейник:
- Спасибо, ребятушки! Выручили вы меня. Успею ещё на ярмарку!
Ребё нок:
- Ой в гости дорогие!
У нас игрушки расписные.
Писали их, старались,
Подарить вам собирались.
(Дети дарят свои работы гостям).
Коробейник:
- А вам, дети, за ваши сердца добрые, да за руки золотые – сюрприз!
(Коробейник угощает детей сладостями).
Коробейник:
- Пришло время расставаться. Так давайте на прощанье балалаечку возьмём, вместе все ей подпоём!
( Дети исполняют танец: «Светит месяц»).